search
main
0

Задачи разные, цель – одна

Коллектив нашего детского сада находится в сетевом взаимодействии с Ресурсным центром «Девочки и мальчики» уже более года. Мы активно используем гендерные технологии в работе с детьми. У девочек и мальчиков 4-5 лет формируем интерес к совместным играм, ставим различные задачи на взаимодействие и сотрудничество.

Наталья ШЕЙНИНА,педагог-психолог детского сада №1504:

Одна из самых первых задач в совместных играх – это гендерное знакомство. Игры-знакомства помогают еще раз обозначить гендерную принадлежность детей. «Я не просто Таня – я девочка Таня». «Я не просто Коля – я мальчик Коля». Дети произносят свое имя сами, слышат, как произносят его и девочки, и мальчики, и взрослые, пропевают, выполняют разнообразные действия – выстраиваются паровозиками, берутся за руки, смотрят в глазки друг другу, зовут то девочку, то мальчика.

Как пример, несколько игр на знакомство.

Знакомство

– Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики! К нам в гости пришли девочка Маша и мальчик Ваня (куклы). Они хотят с вами познакомиться. Вы согласны?

Педагог берет куклу и от ее лица говорит:

– Меня зовут Маша. Я девочка.

– Меня зовут Ваня. Я мальчик.

– А теперь вы назовете свои имена и скажете, кто вы – девочка или мальчик.

«Поем имя». Таня и Ваня здороваются с девочками и мальчиками и предлагают поиграть. Дети стоят кругом.

– Представьте себе, что мы разучились говорить и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас споет свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя споют все дети.

Педагог, взяв куклу, пропевает:

– Я девочка Таня. (Потом вместе с детьми.)

– Я мальчик Ваня. (Потом все дети.)

Все дети пропевают свои имена индивидуально и хором.

«Паровозик»

Дети сидят по кругу. Педагог здоровается и объясняет:

– Сегодня девочка Маша и мальчик Ваня предлагают нам поиграть в паровозики. Сначала у паровозика не будет вагонов и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку ездить по кругу, громко приговаривая: «Чух-чух-чух». Потом паровозик соскучится и подъедет к любой девочке или мальчику со словами: «Паровозик чух-чух-чух, я мальчик Вова». Тот ребенок, к которому подъехал паровозик, в ответ говорит: «Я девочка Таня» и становится новым паровозиком, а первый ребенок – его вагоном. Новый паровозик вместе с вагоном продолжает движение по кругу и подъезжает к другому ребенку, называет свое имя и имя своего вагончика… Игра продолжается до тех пор, пока в паровозик не будут включены все дети. Если паровозик ломается (кто-нибудь из детей забывает имя своего вагончика), то игру лучше начать сначала.

Другая, не менее важная задача – формирование позитивного телесного контакта. Специально подобранные игры помогают детям раскрепоститься, сократить дистанцию в общении и с девочками, и с мальчиками.

Игра «Лодочка»

Маша и Ваня хотят поиграть с вами в их любимую игру «Лодочки».

Педагог сажает кукол друг напротив друга и показывает, как лодочки могут качаться.

Далее дети разделяются на пары, садятся друг напротив друга, и, взявшись за руки, начинают по очереди наклоняться вперед-назад.

При повторе игры детям можно предложить девочкам выбрать девочку, мальчикам – мальчика или девочке выбрать мальчика, а мальчикам – выбрать девочку. А можно предложить по желанию выбрать пару. Варианты могут быть любые. Важно, чтобы пары менялись и дети имели больше телесных и эмоциональных контактов друг с другом.

Игра «Качели»

Дети в паре садятся спиной друг к другу, переплетая руки под локтями. Пары раскачиваются вперед-назад. Затем стараются из этого положения встать вместе, помогая друг другу. Пары могут меняться – по желанию детей мальчик выбирает девочку, мальчика, девочка выбирает мальчика, девочку… Можно подчеркнуть, что и с девочками, и с мальчиками весело качаться на качелях…

Задачу создания привлекательности общения девочек и мальчиков мы решаем также в подвижных, в дидактических, в сюжетно-ролевых играх.

«Прятки с колокольчиком» (подвижная игра)

– Ребята, вы хотите превратиться в зайчиков-девочек и зайчиков-мальчиков?

Детям раздают разноцветные бантики на выбор и одевают их на голову девочкам, на шею мальчикам. Зайчики прыгают по полянке, а услышав звучание колокольчика, прячутся в норки-обручи (можно и тут включить гендерную задачу – обруч для девочек и мальчиков разного цвета, а можно просто посчитать, сколько в разных обручах девочек, сколько – мальчиков).

«Найди пару» (дидактическая игра)

Педагог предлагает котятам удобно устроиться на коврике и читает стихотворение в переводе Маршака «Перчатки». Можно спросить: «Какое настроение было у мамы-кошки, когда потерялись перчатки? (Сердитое.) А когда нашлись? (Радостное.) А вы хотите поискать перчатки?»

Дети ходят по группе и находят перчатки на одном из столов. Девочкам-котяткам надо найти пару одинаковых перчаток по цвету с картинкой «вишенки». А мальчикам-котяткам – с картинкой «кораблик».

Создание условий для совместных сюжетно-ролевых игр требует особого педагогического такта. Здесь не просто пересекаются сюжеты девочек и сюжеты мальчиков (например, «папа» везет «маму» и детей на «машине», девочки-«повара» приглашают к обеду мальчиков-«строителей»). В таких играх важно удержать границы гендерных ролей, постепенно формировать интерес к гендерным игровым действиям. И конечно же, мы поощряем собственную инициативу девочек и мальчиков к новым гендерным сюжетосложениям, направляем их с помощью предварительных бесед о совместной деятельности женщин и мужчин, об их разных способностях, но равных возможностях во взрослой жизни.

Подобные игры используют все специалисты детского сада в повседневной деятельности в каждой группе. Чтобы поставленные задачи успешно решались, важно соблюдать общеизвестные принципы последовательности, постепенности, непрерывности, систематичности. А мы в своей работе еще стараемся придерживаться принципов понимания и принятия, психологической безопасности и положительного настроя. Проведенный конкурс дидактических игр с использованием гендерного подхода значительно обогатил педагогический игровой арсенал воспитателей, логопедов, дефектолога, педагога-психолога. Наш коллектив еще в пути, и у нас и наших воспитанников впереди еще много находок, новых игр и открытий. Этого же мы желаем и читателям «УГ-Москва».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте