search
main
0

Задача педагогического образования – достойно ответить на вызовы времени

​Процесс модернизации педагогического образования, начатый Министерством образования и науки РФ в 2014 году и зафиксированный в концепции министерства, реализуют сейчас несколько десятков педагогических университетов страны – победителей открытого федерального конкурса на разработку и апробацию новых модулей образовательных программ и их партнеров по этой работе, апробирующих у себя разрабатываемые модули программ или программы целиком.

МПГУ победил в трех конкурсах и ведет разработку программ и их апробацию по трем направлениям: дошкольное, дефектологическое и начальное образование. Основная задача программ – усиление их практической направленности, которая должна возникать в ходе сетевого взаимодействия вуза с образовательными организациями системы общего образования. Цель состоит в том, чтобы студенты начиная с младших курсов достаточно много времени проводили в школах и детских садах, накапливая опыт практической работы с детьми, формируя свои профессиональные компетентности.Еще одно требование заказчика к программам – их абсолютное соответствие федеральным государственным образовательным стандартам соответствующего уровня общего образования, профессиональному стандарту педагога и стандартам высшего педагогического образования. Добиться этого – нелегкая задача. Профессиональный стандарт педагога, принятый Минобром и Минтруда год назад, предъявляет высокие требования к педагогу: к его психологической компетентности, умению организовать работу в классе (и/или группе детского сада), в котором учатся и дети с ограниченными возможностями здоровья, и дети, русский язык для которых неродной. Педагог должен обладать практическими навыками организации различных видов деятельности с детьми – исследовательской, учебной, творческой, проектной, игровой, уметь выстраивать позитивное и продуктивное взаимодействие с родителями, обладать соответствующими коммуникативными, ИКТ-компетентностями. Министерство образования сейчас разрабатывает нормативную базу для проведения квалификационных экзаменов, которые через какое-то время должны будут сдавать не только работающие учителя, когда подойдут сроки их очередной профессиональной аттестации, но и молодые специалисты – выпускники педвузов. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов не раз обращал внимание на то, что диплом о высшем педагогическом образовании недостаточный документ для того, чтобы выпускник вуза мог работать учителем – для вхождения в профессию молодому специалисту потребуется сдавать независимый квалификационный экзамен, только после успешного прохождения квалификационного отбора он сможет попасть в школу. Как следует из всего перечисленного, система высшего педагогического образования оказалась в ситуации, когда должна достойно ответить на вызовы времени. Для того чтобы организовать системную работу педвузов, Министерство образования и науки РФ и запустило в начале лета 2014 года больше двадцати проектов по этому направлению.За два летних месяца интенсивной работы группы разработчиков Института детства и факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ не только сумели создать все необходимые концепции, программы соответствующих модулей и учебных дисциплин, но и освоили работу в информационной среде, приготовили основные материалы новых курсов для студентов, провели внутреннее повышение квалификации своих преподавателей, а также начали совместную деятельность по планированию и проектированию образовательного процесса первокурсников с педагогами образовательных организаций системы общего образования. Разработчикам пришлось детально изучить все трудовые функции, обозначенные в профстандарте, разобраться в компетентностях, которые предстоит сформировать у студентов за короткий срок обучения в вузе. Планируя программы от образа результата, заявленного в стандарте педагога, разработчики установили соответствие между каждой формируемой компетентностью и знаниями, умениями, навыками практической деятельности студента, продумали к каждой из проектируемых дисциплин систему учебной работы студентов, критерии оценки продуктов этой работы, в том числе и той, которая будет происходить в школе или в детском саду. Разумеется, в ходе апробации многие материалы претерпят радикальные изменения, содержание и способы работы также будут уточнены.Многие преподаватели уже к началу занятий со студентами выложили материалы своих курсов в ИНФОДу – информационную среду МПГУ, чтобы студенты, преподаватели других курсов, учителя школ могли видеть их планы работы, учебные материалы и задания, которые нужно выполнить, рецензировать работы студентов, будь то ответ на вопрос, рефлексивное эссе или видеофрагмент занятия с детьми в школе.Новый учебный год начался для студентов первого курса на соответствующих факультетах иначе, чем для всех остальных. Уже первого сентября все первокурсники оказались в информационной среде и научились в ней работать. С этого начался месяц их погружения в новую педагогику. Задача этого месяца состояла в том, чтобы показать студентам формы учения, отличные от школьных, ознакомить их с некоторыми важными педагогическими технологиями, заставить задуматься над тем, что значит учить другого, понять, как, какими способами учатся они сами, научить их не только создавать эстетически ценные и законченные продукты, но самостоятельно оценивать и их, и процесс, в ходе которого они возникли. Для этого все, что студенты создают, они размещают в ИНФОДе, получают там комментарии к выполненным работам и от преподавателя курса, и от учителя школы, курирующего эту работу, и от специалиста по русскому языку (если это устный или письменный текст), а также и от своего сокурсника.Каждый день сентября был посвящен какой-то теме. Аннотацию событий дня заранее размещали в ИНФОДе. К каждому из событий давали задания, их нужно было выполнить или в ходе события, или после него. День начинался с лекции известного ученого, писателя, педагога. Затем у студентов был выбор: они должны были принять участие в 3-4 мастер-классах из 10-20 предложенных, в ходе которых им предоставляли возможность сделать что-то собственными руками, провести эксперимент, решить задачи, приготовить интересное блюдо, снять мультфильм, принять участие в тренинге или театрализации. В конце дня, как правило, все смотрели и обсуждали фильм на тему дня, собравшись в большом концертном зале КГФ. По фильму нужно было написать эссе-размышление. Все выполненные задания выкладывали в ИНФОДу, а потом их проверяли преподаватели. Разговоры, начатые в ходе дня на особо интересные темы, продолжали в форумах, которые вели руководители мастер-классов и лекторы. Самым сложным для преподавателей оказалось проверять в короткие сроки большое количество работ, используя при этом не констатирующее оценивание типа «тема не раскрыта», «много стилистических ошибок», а формирующее, отмечающее реальные достоинства работы, дающее внятное представление, как работу можно улучшить. Все, что происходило с первокурсниками, освещала пресс-служба журналистов 3-го курса филологического факультета, созданная специально по этому случаю. Третьекурсники создали специальный блог и публиковали в нем свои репортажи с места событий, видеоролики, очерки, фотографии и интервью. Это была профессиональная проба для тех, кто через год-другой окажется в мире СМИ.Первая неделя сентября прошла под знаком знакомства. Вначале студенты знакомились сами и знакомили друг друга с историей университета. Разделившись на группы, они получили задание самостоятельно исследовать, пользуясь различными источниками, определенный исторический период или эпизод из жизни университета, подготовить презентацию, эссе, глоссарий или видеофильм, с которым выступали потом перед всеми остальными. Получилось так, что все 450 студентов на своеобразной конференции первокурсников об истории МПГУ узнали друг от друга историю университета. Знатокам же и хранителям этой истории представилась возможность комментировать выступления студентов, уточнять, поправлять их и задавать вопросы. Ознакомившись с университетом, первокурсники начали ближе знакомиться друг с другом. Для этого им были предложены различные тренинги, самопрезентации, групповые проектные работы.Вслед за неделей знакомства студенты погрузились в неделю образовательных технологий, сценических практик, науки филологии, а затем совместно проживали неделю чувств (день зрения, день слуха, день осязания и обоняния, день вкуса и день интуиции). Завершился месяц днями музейной педагогики со спектаклем и поездками по музеям, физкультуры и здоровья, экономики и социальных процессов.Весь месяц первокурсники исследовали, экспериментировали, записывали свои размышления и отзывы о прослушанных лекциях, просмотренных фильмах, создавали презентации, готовили аналитические обзоры, фотографировали и снимали кино. Они осваивали инструменты ИКТ, с помощью которых им придется дальше учиться, а в скором времени и учить других. Фактически этот этап оказался деятельностным, практико-ориентированным введением в блок гуманитарно-социальных и профессиональных психолого-педагогических дисциплин.А что же дальше?В октябре начались долгожданные лекции. Интересно, что до прихода в МПГУ первокурсники были уверены, что обучение в вузе – это лекции, как же без них? Поэтому поначалу считали, что все, что происходит, – это развлечение, все спрашивали: «А когда же учить начнут?» Многим не удавалось понять, что же происходит, из-за сформированных в школе стереотипов учения. Выпускники школ вынесли из школьных лет ощущение пассивного ученичества: тебя учат, тебе объясняют, говорят, что делать, задают задания, контролируют, с тобой все время что-то делают другие люди, которые планируют твое время, совершают за тебя выбор, что изучать, чем тебе заниматься, оценивают тебя и очень редко спрашивают, что ты хочешь делать, что думаешь о том, как и чему ты учишься. А тут в университете – что-то совсем другое. И, оказавшись в этом другом, ты должен сам решать, что тебе интересно, сам искать ответы на возникшие вопросы в происходящих событиях, в различных источниках информации, у окружающих людей. Ты должен формировать свою точку зрения по каждому вопросу, а не только транслировать чужую как единственно правильную только потому, что она принадлежит учителю. Ты должен уметь слушать и слышать, смотреть, воспринимать всеми органами чувств все, что происходит вокруг, думать, сопоставлять, спорить, не соглашаться, спрашивать, все время пробовать что-то сделать самостоятельно и вместе с другими, а главное, размышлять над тем, а что же с тобой происходит, чему ты сегодня научился, что нового узнал, что и почему у тебя не получается, как с этим справиться. Мы называем такой процесс учения рефлексивно-деятельностным, разработчики новых программ пытаются его придерживаться в нашем университете, апробируя свой подход, формируя сейчас образовательный процесс для первокурсников.Так что же с лекциями? Лекции, конечно, тоже проходят. Читают их наши замечательные профессора – известные ученые, авторы учебников и монографий, специалисты по истории, социологии, культурологии, психологии и педагогике, естествознанию и математике. В новых программах реализуется попытка увязать содержание различных курсов между собой и встроить в лекционные курсы лабораторные практикумы, реальную работу с детьми. Студент на себе пробует то, что потом предстоит проделывать его школьникам, а затем идет в школу и пробует организовать то, что недавно пережил сам. Все это время он изучает и себя в процессе деятельности, и ребенка в нем, а также пытается посмотреть на себя, действующего, организующего занятия с детьми, со стороны и проанализировать эту свою профессиональную деятельность, найти в ней и достижения и ошибки, с тем чтобы ошибки преодолеть на следующем шаге работы. Тогда ему становится понятнее, зачем и какие нужны теоретические знания по психологии, педагогике, методике и дефектологии.Для создания практико-ориентированного содержания образования авторы программ МПГУ интегрируют в курсы изучения школьных предметов (например, математики или естествознания) методику их преподавания в школе, включая в эти курсы и реальные профессиональные пробы студентов в школе, в детском саду. Важно, что все это происходит практически параллельно, с очень небольшим разрывом во времени, не так, как раньше, когда психологию раннего возраста изучали в начале обучения, а на детей ходили смотреть через несколько лет: предмет изучали на одних курсах, а методику отдельно – на других и тоже через длительный промежуток времени.Только что, например, у первокурсников факультета начального образования закончился первый модуль курса по естествознанию. Ежедневные лекции сопровождались трехчасовым практикумом, когда все 250 первокурсников в большой столовой КГФ, разбившись на группы по 5 человек, проводили исследования, конструировали и изготавливали для этих исследований приборы, выходили на улицу, чтобы изучить растения, растущие на участке, или определить силу ветра. Они каждый день описывали свои результаты и создавали мини-видеофильм о том, как они все это делали. Это был исследовательский практикум того, о чем шла речь в лекции. Но главное задание в конце каждого дня – это индивидуальный письменный рассказ, как и чему я научился за этот день. Всю эту работу студентов дважды в неделю обрамлял лекционный курс по психологии исследовательской деятельности. Он помогал первокурсникам понять, как устроена психология малыша, исследующего мир, как происходит развитие ребенка в ходе освоения мира всеми органами чувств, как исследовательские рефлексы переходят в исследовательскую деятельность у взрослеющего человека и как из спонтанного экспериментального исследования школьника может формироваться научное исследование подростка и взрослого ученого. Проблемы, которые обсуждали, касались, например, того, как преодолеть тенденцию школы переключить ребенка с процесса исследования, в который он погружен в дошкольном детстве, на процесс заучивания готового, как устроить учение в школе так, чтобы оно вело ребенка по пути от исследования к научному исследованию, а не отбивало у него охоту и к тому и к другому.Следующим этапом работы для студентов в этой образовательной области по замыслу разработчиков новой программы будет анализ видеоуроков, на которых школьные учителя, помогавшие на лабораторном практикуме студентам, ведут тот же практикум со своими младшими школьниками. Уже во втором семестре студенты должны будут сами пойти на занятия к детям. Предварительно спланировав и согласовав план каждого занятия с педагогом, студент должен будет провести серию последовательных занятий, которые будут засняты на видео, выложены в ИНФОДе в портфолио этого студента, проанализированы прежде всего им самим, другими студентами и преподавателями. Активная позиция студента в процессе учения, накопление опыта практической деятельности, в том числе и педагогической, постоянный анализ и рефлексия по поводу всего, что он делает, будет работать на формирование соответствующих компетентностей.Наш анализ этого небольшого фрагмента жизни первокурсников, участвующих в апробации новых программ с начала семестра, обсуждение всего, что происходит с самими студентами, которые очень заинтересованы, мотивированы и воодушевлены своим учением в вузе, беседы с преподавателями, которые активно участвуют в образовательном процессе и позитивно отзываются о нем, вселяют надежду на то, что МПГУ выбрал правильное направление преобразований и нужно двигаться по нему дальше.Елена БУЛИН-СОКОЛОВА, доктор педагогических наук, профессор, руководитель образовательных программ Института детства, заведующая кафедрой «ИКТ в образовании» МПГУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте