search
main
0

Зачеты вместо отметок: за и против

Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов предложил министру просвещения Сергею Кравцову рассмотреть возможность отмены системы оценок для общеразвивающих и творческих предметов в школьной программе, сообщает ТАСС. Депутат предлагает вместо выставления отметок перейти на зачетную систему по таким предметам, как музыка, изо, технология и физкультура. По его словам, отметки по этим предметам «не влияют на успехи в дальнейшем учебном и карьерном пути ребенка, при этом оказывают сильнейшее эмоциональное и психологическое давление на детей».

Чернышев предложил начать реализацию инициативы с Москвы, а затем масштабировать практику на все общеобразовательные учреждения России.

Идею обсуждают наши эксперты и читатели.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОфяНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Согласно приказу Минпросвещения об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов по музыке, изобразительному искусству и физкультуре в школьном аттестате допускается указание отметки «зачтено». Этот порядок вступил в силу 1 января 2021 года. В практике работы образовательных организаций и раньше встречались отличные от пятибалльной системы оценивания. Например, десятибалльная, стобалльная и «зачет – незачет». С принятием новых правил выдачи аттестатов зачеты стало возможным проставлять в документ об образовании. В Минпросвещения по поводу системы «зачет – незачет» подчеркивают, что все школьные дисциплины важны, однако по изо, физкультуре и музыке не проводится итоговая аттестация, так как они в первую очередь дают школьнику возможность всесторонне развиваться. Выпускники, нацеленные на поступление в спортивные или творческие вузы, как правило, дополнительно занимаются по предпрофессиональным образовательным программам и готовятся к внутренним вступительным экзаменам вузов.

Закон относит формы, периодичность и порядок текущей и промежуточной аттестации к компетенции школы. Поэтому для перехода на безотметочное обучение по ряду предметов принимается соответствующий локальный акт. Его принятие могут инициировать родители, обратившись к директору школы или управляющему совету. Информация об органах, уполномоченных принимать такие решения, должна содержаться в уставе.

 

Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:

– Идея заслуживает внимания организаторов образования. Но можно пойти и дальше: в 90‑е годы прошлого столетия в нашей авторской частной школе Via Elenae такие предметы, как изо, музыка, труд и физкультура, были вынесены за рамки учебного плана. По концепции школы они вошли в блок самоопределения, то есть в дополнительное образование. По каждому предмету было как минимум три мастер-класса, один из них ребенок должен был выбрать обязательно. Но у него было и право менять мастер-класс раз в четверть. Ученики ориентировались на содержание мастер-класса и личность учителя. Кстати, вместо оценок была зачетная система.

Таким образом, данные четыре урока для детей никто не отменял, они просто стали занятиями в системе дополнительного образования. А это для ребенка зона поиска себя, открытие и развитие своих талантов, повышение самооценки и порой определение своего дела в жизни. Как результат – практически все выпускники стали личностями, которыми гордятся семья и школа.

 

Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область:

– Мне кажется, что это приведет к окончательному вымыванию названных предметов на периферию образования в нынешней системе, где все меряется рейтингами, отметками и баллами.

Если говорить об уменьшении психологического давления на детей в плане отметок, то нужно делать это комплексно, касаясь всех предметных областей и учитывая интересы и траекторию развития ребенка.

 

Александра БЕЛЯКОВА, мама девятиклассницы, Воронеж:

– Мне кажется, если детей перевести на зачетную систему вместо оценок, они вообще перестанут учиться. Будут несерьезно относиться к таким «зачетным» предметам. Да и самим учителям станет труднее работать, ведь оценок получится две вместо пяти. Кто-то не сдал норматив по физкультуре, отстал на секунду в беге и сразу получил незачет. А если есть оценки, то он может четверку получить вместо пятерки, ну или тройку. Незачет – это еще хуже для психики ребенка, чем четверка или тройка. Мне кажется, в данном случае важнее не то, как оценивать, а то, кто это делает. Если учитель нормальный, адекватный и хорошо относится к детям, он и оценки будет ставить аккуратно. Дети, когда они еще маленькие, хотят увидеть оценку своего труда, а не получить зачет-незачет. Хотя, возможно, такая система будет оправданна в старших классах, когда случайная тройка или четверка смогут испортить аттестат.

 

Юлия К., учитель литературы, Великий Новгород:

– Согласна с этим предложением! Известно, что по перечисленным предметам часто натягивают отметки ради общей картины успеваемости. Есть только опасение, что при зачетной системе дети перестанут заниматься физкультурой, что негативно отразится на их здоровье и будущей жизни, а также недополучат знания по технологии. А вот в отношении музыки и изо, я считаю, изменения должны быть более глубинными.

Необходимо полностью пересмотреть программы по этим предметам! Их целью должны быть не сухие теоретические знания, а умение эмоционально воспринимать искусство. Для примера: даже в самых отдаленных маленьких сельских школах Норвегии обязательно есть фортепиано, духовые и струнные инструменты и ученики умеют на них играть. Искусство должно воспитывать душу. Добавлю, что я как учитель литературы мечтаю об изменении цели обучения и по этому предмету. Дети не должны быть критиками и литературоведами. Задачами курса литературы должны стать связь с жизнью, эмоциональное чтение, духовное сопереживание.

 

Светлана Р. (имя изменено), мама двоих школьников, Петрозаводск:

– Мне уже давно кажется, что отметки по перечисленным предметам очень субъективны. Помню, как дочери, которая проводила по шесть – десять часов в неделю в музыкальной школе, влепили тройку по музыке. Когда я пришла на разговор к педагогу, она мне рассказывала о методике преподавания, а я в свою очередь о том, сколько зачетов сдала дочь по музыкальным дисциплинам. Примерно такая же ситуация была с уроками изо – в тот период дочь ходила в художественную школу… Про физкультуру тоже промолчу. У старшего сына, который пять лет занимался в клубе мечевого боя, в аттестате тройка по этому предмету. Он не стал делать рефераты и кататься на лыжах. За строптивость и несговорчивость наказали отметкой. Наверное, для будущего студента спортивного или музыкального колледжа отметка нужна, а остальным эти предметы не слишком важны, добавляют стресс и не радуют.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте