В Москве объявили имена победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «Живая классика». Среди членов жюри выступления юных чтецов оценивал актер Эльдар Калимулин.

Московский этап XIV конкурса юных чтецов «Живая классика» завершился в Российской государственной детской библиотеке. Столичные региональные чтения традиционно стали одним из самых запоминающихся и эмоционально сильных раундов конкурса: на нем выступили 36 участников из 12 городских округов.
В 2025 году участники конкурса состязались в двух номинациях: классическая и современная проза. В первой определяли сразу двух победителей. Лучшими в номинации «Классическая проза» стали Федор Забелин со сказкой «Перепилиха» Степана Писахова и Мария Тихонова с отрывком из рассказа «Лошадиная фамилия» Антона Чехова. Алексей Коробцев победил в номинации «Современная проза» с произведением Александра Дорофеева «А Германа все нет». Ребята отправятся на Всероссийский финал конкурса в Международный детский центр «Артек». А уже лучшие из лучших выступят на международном Суперфинале на Красной площади в начале июня 2025 года. Лауреатами московского раунда стали Агафья Еремина, Валерия Денисова, Елена Добровольцева.
«На Московском финале «Живой классики» чувствуешь себя, как в театре на спектакле, — просто получаешь удовольствие от выступлений и забываешь, что это конкурс. Очень важно, что все ребята, которые выступали, могут стать амбассадорами конкурса, остаться с нами и научиться организовывать собственные литературные мероприятия. Так что в момент объявления победителей для участников проект «Живая классика» не заканчивается», — рассказала президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова.
В жюри московского этапа в этом году вошли руководитель детского актерского агентства «Талантино» Татьяна Быстрицкая, руководитель центра исследования русской культуры Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Капитолина Кокшенева, актер Санкт-Петербургского государственного драматического театра «Комедианты» Стас Воронецкий, писатель, автор произведений для детской и юношеской аудитории Тамара Крюкова, режиссер, сценарист, продюсер Татьяна Мирошник, продюсер Ольга Слабова, актер театра, кино и телевидения Эльдар Калимулин.
«Хороший чтец – это непосредственность, искренность, честность. И, конечно, нужно хорошо подобрать материал. В первую очередь при оценке я обращал внимание на харизму, обаяние актерское, смелость – нужно иметь внутренние силы, чтобы показать характерность, взять какую-то серьезную тему», – рассказал о своих впечатлениях после конкурса Эльдар Калимулин.
Известный актер поделился также секретами запоминания текста, которые могут пригодиться юным чтецам. «Если это диалоговая история, то ее нужно учить с партнером. Диалоги и маленькие реплики очень сложно учить и запоминать. И я, например, супругу свою «напрягаю»: «пожалуйста, мне нужно поучить». Я вообще хорошо запоминаю, правда, быстро «стираю». То есть я взял объем, запомнил и завтра уже «стер». У некоторых людей по-другому. Но с количеством работы, которая увеличивается, так происходит, а часто бывают большие монологи, плюс еще в кино есть некая сложность с тем, что ты можешь все выучить, но ты будешь очень долго ждать свою сцену. Я уже 25 лет, можно сказать, на сцене, начиная с детских конкурсов чтецов. И все равно волнение не покидает. Поэтому очень важна концентрация, и нужно как раз уметь, когда вокруг шум, гам, что-то падает, дождь идет, пожар, сконцентрироваться и делать все точно. Самое важное для актера – это концентрация и внимание. Как, я думаю, и для чтеца», – прокомментировал Эльдар Калимулин.
Международный конкурс юных чтецов «Живая классика» – самый масштабный в России и за рубежом литературный конкурс, который проводится уже в 14-й раз. Проект направлен на повышение интереса к чтению среди детей и подростков и создание русскоязычного детского интеллектуального сообщества. Каждый год в нем участвуют более 2,5 млн. школьников. Проект реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, под патронатом Министерства просвещения РФ.
Комментарии