search
main
0

Зачем же стулья ломать?

Или что происходит с учителями

Это история о школе, в которой был восемь лет директором, которую берег все эти годы. Принял ее с пробитой черепичной крышей, дырявыми окнами, замерзшим школьным спортзалом. Ремонтировал здание, восстанавливал заброшенный яблоневый сад. Делал это вместе с отличной командой замов и педагогов, с учениками, их родителями, жителями…

Никогда не нужно кричать на детей

Школа расцвела. Ей было присвоено имя Героя России адмирала Александра Моисеева, нашего выпускника. Появились кадетские классы ВМФ и МВД, новенькие автобусы, был заложен школьный сад поколений, открылась «Точка роста». Словом, много важного и нужного произошло в истории школы. Восемь лет работы – достаточный срок для директора школы, чтобы решить материально-технические задачи, обеспечить противопожарную безопасность, восстановить лицензию на дополнительное образование, отладить работу учителей, порадовать ребят светлыми и теплыми классами, отличной столовой, то есть поставить школу на прочную основу федеральных государственных образовательных стандартов.

Довольный результатами, ты уходишь из школы с чувством выполненного долга вовремя, не закупоривая своим «незаменимым» руководством на долгие десятилетия живую артерию обновления кадров. Оставляешь директором своего заместителя по начальной школе (готовил к управлению все восемь лет). Ты счастлив, гордишься своей школой, коллегами, получаешь слова благодарности от учеников и уже работаешь со старшим поколением. Там ты нужнее и востребованнее.

И вдруг через несколько лет приходит восемнадцатисекундное видео от ученика четвертого класса любимой школы. Мальчик, плача от бессилия, стоит за закрытой дверью класса и слышит истерический визг и дикие вопли своей учительницы, которая отчитывает его друга. Мальчик плачет. Он не может вступиться за товарища, просит меня, бывшего директора: «Владимир Семенович, помогите!»

Что случилось? Почему стал возможен такой инцидент? Это ведь стресс для ребенка, когда учитель кричит так, что слышно далеко в коридоре. Словесный поток вызывает ужас, страх, слезы. И такое происходит в начальной школе?! Это полная деградация учителя.

Признаюсь, я слышал в первые месяцы своего директорства жалобы, даже нервные срывы учителей старшей и младшей школы, когда в классах было холодно, дул ветер в щели окон, тазики с водой стояли в коридоре, с потолка лился дождь… Однажды услышал, как кричит на уроке кто-то из учителей. Очень вежливо поговорил один на один. Так поговорил, что больше замечаний и жалоб не было. Все восемь лет моей службы школе. Мы все преодолели. Теперь в школе комфорт, всюду тепло, чисто, красиво. И вот теперь услышать такое?!

Каждый педагог знает эту заповедь: «Учи предмету. Воспитывай личным примером, умом, талантом, знаниями, любовью, радостью. Школа – это величайший социум государства, где рождается будущее страны. Я всегда пресекал подобные попытки морального насилия. Помню, что в самом начале своего директорства я обратил внимание на сценарий сентябрьской школьной линейки, переданный мне замом по воспитательной работе. По этому сценарию открывает праздник Баба-яга, а Леший и кикиморы бегают с метлами, орут, визжат, детей пугают. Так было на линейке из года в год, пояснили мне. Все угодливо улыбались директору, которая одобряла такой сценарий. Я спросил тогда своего зама: «А где на торжественной линейке ветераны труда и войны, наши сельчане – труженики полей, которые могут сказать слова напутствия детям в День знаний?»

«Так кикиморы детям нравятся», – обиженно поджала губы заместитель по воспитательной работе. (Вскоре она, хороший учитель русского языка и литературы, ушла работать в другую школу по своей специальности.)

Думаю, проблем в нашей современной школе было бы меньше, если бы все вопросы решались грамотно, взвешенно, в интересах образования и воспитания детей. На мое письмо, в котором сообщал об обращении ко мне ученика с жалобой и просьбой защитить детей, из Министерства образования Калининградской области пришел ответ с «с уважением», который гласил, что нарушений нет, факт не подтвердился. Словом, никаких перекосов в учебно-воспитательном процессе не обнаружено.

Все родители, как один, сообщали под расписку, что никаких проблем не имеется, все довольны. Только бабушка внука устыдилась, объяснив такое поведение взрослых трусостью… Оно понятно. Обычная история, не стоит выносить сор из избы. Пусть годами отравляет воздух. Потерпим. Однако недавно снова тревожный звонок. В школе уже другая учительница на уроке бросалась в учеников… стульями. Чуть не убила. Это уже ведь уголовное преступление! И, на мой взгляд, полное отсутствие управления педагогическим коллективом со стороны директора школы. А что же родители детей? Молчат! Учительница, говорят, уже уволилась по собственному желанию. Дело замяли.

Дети остались один на один с враньем. А «училка» эта, вполне возможно, через год за неимением других кадров в школу вернется. Трудовая книжка ей позволяет – уволилась по собственному желанию.

А сколько при всем при том талантливых педагогов трудится в школе! Умные, яркие, звездные! Бывал на их уроках, слушал, радовался. Жива школа. Жива! Но ей надо помогать. И много еще чего делать. Правильно думать и честно поступать!

Владимир ЕЖИКОВ, ветеран труда, Калининградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте