Многие школьники не любят уроков физкультуры и с удовольствием их прогуливают. Особенно девочки. По мнению Валентины ЗАЙЦЕВОЙ, доктора педагогических наук, профессора Института возрастной физиологии РАО, это происходит потому, что дети не находят в занятиях физической культурой никакой пользы для себя. А меж тем все уроки в школе «работают» против здоровья человека, и только одна физкультура – «за» него.
– Как вы считаете, Валентина Ивановна, два урока физкультуры в неделю – этого достаточно для того, чтобы наши дети были здоровыми?
– Безусловно, нет! Они компенсируют лишь 10% необходимой двигательной активности школьников! Даже введения третьего урока физкультуры недостаточно. Кроме того, под этот третий, дополнительный урок пока что нет программ, методик, специального оборудования, залов.
Остается открытым и вопрос с кадрами. Допускать же к урокам физкультуры неспециалистов непозволительно! Да и где гарантия, что третий урок физкультуры не будет детьми прогуливаться? Тем более что он вынесен за сетку часов школьного расписания. Вроде бы и необязателен.
– Мне кажется, что многие школьники потому не жалуют урок физкультуры, что он кажется им слишком трудным и тяжелым. Не все умеют прыгать в высоту, не все умеют забираться по канату – сказывается разница в силе рук, у некоторых от бега болит голова, сказывается ненатренированность детей. Все дети разные! Меж тем требования к ним предъявляются одинаковые. Например, поголовно всем ученицам восьмого класса, независимо от их роста, надо прыгнуть на высоту метр двадцать.
– Вы правильно заметили, что все дети разные. А теперь я хочу вас спросить: почему утки хорошо летают, а куры нет?.. Причина в том, что на груди у них неодинаковые мышцы. У уток они состоят из красных волокон, тонких и не очень сильных, но выносливых, которые рассчитаны на малоинтенсивную, но длительную работу. А у кур, как многим, наверное, известно, на груди мясо белое. Эти мышцы обеспечивают силу.
Теперь давайте рассуждать. Физкультура должна научить ребенка двигаться быстро, ловко, быть выносливым. Но проблема в том, что сила, быстрота и выносливость обеспечиваются разными мышцами! Обратите внимание на то, что даже древнегреческие олимпийские чемпионы не становились победителями во всех видах спорта. Должны ли мы в этом случае предъявлять ко всем детям одни и те же требования? Требования норм ГТО рассчитаны к тому же на среднестатистического ребенка. Они вычислялись так. Взяли результаты бега пятиклассниц на сто метров и разделили их на количество участников.
Безусловно, что тренироваться, заниматься физкультурой необходимо всем детям. Но следует подходить к каждому из них с индивидуальными требованиями.
Дело в том, что все люди относятся к одному из трех типов телосложения. Эти типы складывались на протяжении тысячелетий в зависимости от той работы, которую традиционно выполняли они и их предки: земледелия, скотоводства и прочих занятий.
Так получилось, что самыми выносливыми людьми оказались представители торакального типа. У них от рождения большие легкие, мышцы относительное тонкие, преимущественно из красных волокон. Подкожного жира у них мало, кости могут быть широкими и длинными.
Самые сильные люди – представители дигестивного типа телосложения. У них широкая бочкообразная грудная клетка с относительно большими внутренними органами, круглые толстые мышцы, мощный скелет, способный выдерживать их тяжелую конституцию. Руки кажутся длиннее ног. Мускулатура развита достаточно, но ее рельеф не выражен, потому что скрыт под значительным слоем подкожного жира. Самые быстрые и спортивные люди – представители мышечного телосложения, очень пропорционально сложены и двигательно одарены. Им легче всего удаются разнообразные сложные физические упражнения. Этот тип еще называют атлетическим. У них сильно и рельефно развита мускулатура, подкожный жир в умеренных количествах, кости широкие и недлинные. Грудная клетка расширяется к низу. Плечи широкие.
Иначе говоря, то, что во время занятий физической культурой легко дается представителям «мышечного» типа, может оказаться почти непосильным бременем для представителей двух остальных типов. Кроме того, все эти особенности конституции, данные человеку его природой и родителями, еще и довольно тесно увязаны с особенностями психики.
– А как «вычислить» свой тип?
– У дошкольников это не всегда возможно, поскольку у детей в процессе их первоначального роста пропорции тела сильно меняются. Но после 6-7 лет «вычислить» свой тип телосложения можно, измерив угол между нижними ребрами. Для этого надо втянуть живот и приложить ладони рук к нижнему краю ребер. Если угол между ладонями больше 90 градусов, тупой, значит, вы принадлежите к дигестивному типу. Равен 90 градусам – к мышечному. Меньше 90 градусов – к торакальному. Но окончательно тип телосложения сформируется только в пору полового созревания ребенка.
– Учитывают ли типы телосложения нормы ГТО?
– Нет. Эти нормы даже трудно назвать «нормами» в буквальном смысле этого слова. Я уже говорила, что они весьма приблизительны. Кроме того, они одинаковы, например, для всех семиклассниц. А это период полового созревания, и у одной девочки могут быть ноги метр сорок, а у другой – вдвое короче. Для 10-11-х классов нормативы вообще одни и те же. Не учитывают они и того, что в первый класс одни дети поступают в возрасте шести лет, а другие – в возрасте восьми. И эта разница в возрасте сохраняется среди одноклассников до их выпуска из школы. А нормативы определяются по классам, а не с учетом возраста, роста, веса ребенка.
– Иначе говоря, для кого-то из детей нормы ГТО оказываются заниженными, а для кого-то завышенными. Следовательно, для одних детей физкультура «неинтересный» предмет, потому что слишком легкий. Да она и не дает ребятам достаточной для их здоровья нагрузки. А кого-то из школьников физкультура страшит, потому что эти дети подвергаются насмешкам. Это и побуждает их прогуливать уроки.
– Да. К сожалению, уже с начальной школы у многих детей формируется стойкое отвращение к физическому движению. Но при подборе заданий на уроках физкультуры надо учитывать еще один важный фактор. В возрасте 7-12 лет дети разных типов телосложения развиваются по-разному. Школьники дигестивного типа телосложения опережают сверстников в телесном развитии. У них мышечная и жировая ткань формируется на год раньше, чем у представителей торакального и мышечного. Но они отстают в двигательном развитии.
– И что вы предлагаете? Отменить комплекс ГТО?
– Ни в коем случае. Сама по себе система упражнений этого комплекса продуманна и неплоха. Я предлагаю лишь пересмотреть некоторые так называемые нормы. Надо четче учитывать индивидуальные особенности детей. Тогда уроки физической культуры станут для детей, особенно для девочек, гораздо привлекательней.
Но и здесь есть свои «подводные камни». Разговоры о необходимости индивидуального подхода к заданиям по физкультуре ведутся уже лет двадцать. Но оборачивается этот самый индивидуальный подход зачастую только тем, что, если какому-то ребенку надо подтянуться на перекладине пятнадцать раз, учитель пытается найти способы заставить его сделать это во что бы то ни стало. «Индивидуально» с него «не слазит»! Да, если этот ребенок мышечного типа, он после определенного числа тренировок подтянется столько раз, сколько надо. Потому что комплекс ГТО рассчитан на мышечный тип детей – их популяция самая большая.
Но мышцы двух других типов детей, которых около пятидесяти процентов, тонкие, они рассчитаны на длительную, но малоинтенсивную работу. Все попытки накачать эти мышцы «силой» проваливаются.
– Ваш совет подбирать индивидуальные нормы физических нагрузок для детей звучит притягательно. Любому ребенку приятнее заниматься тем, к чему у него есть явные, природой заложенные способности. Однако жизнь может поставить нас в отнюдь не комфортные условия, особенно в ситуации военной или близкой к военной. И в экстренной ситуации спасать свою жизнь приходится независимо от того, к какому типу телосложения принадлежишь. Не получится ли, что тот, кто привык избегать, бояться некоторых упражнений на силу, выносливость, ловкость, запаникует и погибнет? Ведь комплекс ГТО не случайно назван «Готов к труду и обороне»!
– На это я могу ответить вам следующим возражением. В армии могут пригодиться молодые люди всех типов телосложения. В ней и пехоты-то в прежнем понимании нет.
Поэтому еще лет пятнадцать назад я и мои коллеги из нашего Института возрастной физиологии РАО предложили учителям физкультуры другие, «типологические нормативы» для детей. Они основаны на потенциальных двигательных возможностях школьников, принадлежащих к различным типам телосложений. В этом комплексе указаны свои нормативные границы, в пределах которых может развиваться тот или иной тип в разные возрастные периоды.
Комментарии