Представить рязанский опыт работы психологической службы на симпозиуме «Восточноевропейская школьная психология» и вместе с немецкими специалистами принять участие в воркшопах, посетить с визитом городскую администрацию и обсудить планы сотрудничества со Школьной психологической консультацией Мюнстера – города-партнёра Рязани. Вот ответ на вопрос, зачем нас пригласили наши мюнстерские коллеги, которые в конце сентября принимали у себя 20-й Всегерманский конгресс школьных психологов.
Кто бывал в Вестфалии, в которой находится уютный и деловитый Мюнстер, занимающий в мировом рейтинге «Город, где хочется жить» абсолютное первое место и одновременно носящий уважительное прозвище «письменный стол Вестфалии» (так много здесь учреждений регионального уровня), тот знает, что люди здесь всегда отличались настойчивостью и упорством, бережливостью и перфекционизмом, не утратив этих качеств и в наши дни. Мюнстер – это тот город, в котором в 1648 году, после трёхлетних переговоров, был заключён знаменитый Вестфальский мир, завершивший европейскую Тридцатилетнюю войну. Это город, по улицам и бульварам которого стремительно проносятся на велосипедах студенты третьего по величине университета Германии. Это первый немецкий город, которому выпала честь во второй раз принимать проходящий раз в два года Всегерманский конгресс школьных психологов. Программа Конгресса, участие в котором приняли около 400 школьных психологов со всей Германии, а также гости из Австрии и России, Словакии и Швейцарии, была чрезвычайно насыщенной. В ней значились 5 симпозиумов, 30 презентаций и 40 рабочих групп, посвящённых таким актуальным темам как инклюзивное образование и здоровьесберегающее обучение, консультирование и развитие одарённых детей, СДВГ и психоэмоциональные расстройства у подростков, суицидальное поведение и предотвращение кризисных ситуаций, школьный моббинг и кибербуллинг, супервизия и дополнительное образование школьных психологов. В течение трёх дней под сводами старинных городских зданий шла активная работа, подводившая итоги двух лет и намечавшая планы на будущее. Гости из Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков города Рязани – в лице директора Ирины Вознесенской и трёх специалистов, помимо делового участия в рабочей программе Конгресса, имели и неформальные встречи. И всякий раз разговор заходил о необходимости дальнейшего развития сотрудничества профессионалов двух стран, двух городов-партнёров, начало которому было положено 15 лет назад. Желая рязанским коллегам дальнейших успехов в работе, Президент Конгресса Stefan Drewes сделал авторскую надпись на только что вышедшей из печати книге «Кризисы в повседневной жизни школы: предупреждение, управление, реабилитация». Председатель Международной ассоциации школьных психологов Jürg Forster пригласил рязанских специалистов присоединиться к работе ассоциации с целью представления на её очередном съезде рязанского опыта. Рязанцы были тепло приняты и в администрации города Мюнстера, где разговор о сотрудничестве быстро вышел на первый план. Итоги участия рязанских специалистов в юбилейном Конгрессе школьных психологов Германии подводились в Школьной психологической консультации Мюнстера, директор которой Lothar Dunkel и был инициатором приглашения. Целью этой встречи стало обсуждение основных проблем современного школьного образования и актуальных векторов развития школьной психологической службы в городах-партнёрах. Тщательное выстраивание профессионального партнёрства обогащает и российских и германских специалистов, а значит, идёт на пользу тем, ради кого все мы работаем – детям, подросткам и молодёжи. В процессе активного профессионального общения последних лет постепенно определились в качестве наиболее актуальных два основных направления сотрудничества. Во-первых, это работа над проблемами психологической безопасности образовательной среды и управления кризисными ситуациями, в рамках которой происходит широкое внедрение в развивающую и профилактическую работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста немецкой программы ранней профилактики насилия «Волшебный круг», адаптацией которой коллектив Центра ПМС-сопровождения Рязани занимается с 2011 года. Во-вторых, это содействие социализации подростков в современном обществе и использование в профилактических целях столь привлекательных для молодёжи интернет-возможностей – таких как созданный специалистами рязанского Центра коллективный интернет-ресурс молодых психологов «Лабиринт: заходи, если хочешь найти выход», ссылка на который – http://labirint-rzn.blogspot.com/ – размещена на сайтах школ города Рязани, а также в дневниках рязанских школьников. Выраженный акцент на профилактических задачах в профессиональном взаимодействии школьных психологов Рязани и Мюнстера – это один из ответов психологической службы на вызовы нашего времени: сложные и часто страшные по своим последствиям проблемы молодёжи важно своевременно и грамотно предотвращать или умело смягчать с помощью эффективных психосоциальных технологий, встроенных в образовательный процесс.Вячеслав Зайчиков, Ирина Вознесенская
Фото предоставлено авторами.
На фото – слева направо Лиоба Шроерс, Лотар Дункель (директор), Елена Кесслер, Наталья Ухалова
Комментарии