Воспитание налоговой культуры лучше начинать с детства. Омское налоговое управление совместно с главным управлением образования области в 2000 году начали выполнять совместный проект по налоговому просвещению школьников, формированию у них уважительного отношения к налоговому законодательству. Были определены задачи по созданию программы обучения, переподготовки учителей, форме участия в образовательном процессе налоговых специалистов.
Была разработана программа обучения школьников 1-3-х классов и обеспечения школ учебниками по налогообложению. Этим занимался Полтавский региональный центр экономического образования, руководит которым Александр Таран, учитель экономики средней школы N2. Этот выбор не был случайным: преподавание экономических знаний в школах Полтавки началось еще в 1994 году, а в 1996-м по инициативе районного отдела народного образования с участием соответствующих отделов Исилькульского и Шербакульского районов создан Юго-Западный региональный центр экономического образования.
За эти годы, обобщив опыт экономического обучения как российских регионов, так и зарубежный – Франции, Германии, США, Болгарии, Латвии, Киргизии, тренерская команда Центра проводит ежегодные семинары по экономике для преподавателей Омской области и соседних сибирских регионов. Сегодня Александр Иванович – тренер – эксперт международного центра экономического и бизнес – образования.
Большое значение имеют и прочные, давно установившиеся деловые отношения центра с районной налоговой инспекцией, которая предоставляет для обучения школьников необходимый фактический материал, ее специалисты нередко участвуют в проведении отдельных уроков налогового всеобуча.
К началу 2000-2001 учебного года была готова программа обучения школьников младших классов, а через год – 2-11-х классов. Перед обсуждением на экспертном совете в народном образовании она была представлена на отзыв в Управление Министерства по налогам и сборам по Омской области. Учитывая, что каждый школьник во взрослой жизни как налогоплательщик обязательно будет “физическим лицом”, налоговики высказали пожелание увеличить объем именно этого раздела.
Одновременно решался вопрос по обеспечению школьников младших классов учебниками. В апреле 2000 года в область поступило 3 тысячи учебников Рубе и Шабельника “Зачем нужны налоги”.
В течение 2000-2001 учебного года специалисты налоговых инспекций оказывали методическую помощь школам в организации налогового всеобуча. Были проведены встречи с учителями, обучающие семинары. При подведении итогов выяснилось, что налоговая тематика преподается в 645 школах, где обучаются по этим программам более 122 тысяч учащихся.
Был проведен городской конкурс “Налоги. Узнай побольше” в газете “Класс”. Десятки подростков представили рефераты по вопросам налогообложения – глубокие, обстоятельные, заинтересованные. Лучшие были отмечены призами.
На августовских совещаниях учителей города и области принимают участие и представители налоговой службы. Более 20 лучшим педагогам, преподающим основы налогового законодательства, были вручены почетные грамоты и денежные премии от Управления министерства по налогам и сборам по Омской области. Это творчески работающие учителя, использующие новые формы обучения: научно-практические конференции, семинары, игры. Не первый год работают в этом направлении З. Клепцова (школа N140), Н. Иванова (школа N161), С. Солдатова (школа N146) и другие. Их ученики – активные участники и победители олимпиад различных уровней.
Уже в этом учебном году прошли деловые игры в 140-й гимназии и в 42-й школе, конкурс “Все о налогах” в 123-й гимназии и т.д.
Изучая налоговое право со школьных лет, будущие работники и работодатели будут знать, из чего формируется бюджет страны, куда идут налоговые поступления и как можно управлять экономикой государства в целом. Вот почему так необходимо повышение налоговой грамотности населения.
Людмила ИЛЬЧЕНКО,
ведущий специалист Управления Министерства по налогам и сборам РФ по Омской области
Комментарии