Отношение к допобразованию меняется одновременно с его содержанием. Если раньше допобразование рассматривалось как нечто несистемное, основанное исключительно на личном интересе к предмету педагога и группы его юных единомышленников, то сейчас допобразование понимается ни много ни мало как ресурс для подготовки кадрового резерва страны. Особенно в том, что касается инженерно-технических кадров. Так дополнительное перестает быть второстепенным… Совершенно уникальная модель допобразования предложена детскими технопарками «Кванториум». И Ульяновск в этом смысле не исключение. «Кванториум» здесь пока всего один, но жизнь в нем, похоже, не прекращается ни на минуту.
Идея детских технопарков черпает интеллектуальные ресурсы из Национальной технологической инициативы и в соответствии с ее задачами выстраивает развитие будущих инженеров. В идеале детский технопарк – это место, где встречается образование и индустриальный сектор конкретного региона, плюс, конечно же, сюда подключены преподаватели вузов и колледжей, школьные педагоги. Именно они «переводят» то, о чем говорит индустрия, на язык, понятный юным жителям региона, и готовят их к выбору будущего профессионального направления.В ульяновском «Кванториуме» таких направлений, или квантумов, много: это аэро-, био-, нано-, робо-, IT-, VR/AR-квантумы, а также множество других активностей вроде шахматной гостиной и арт-искусства, которые помогают формировать «мягкие навыки».В ближайшем будущем, по словам директора ульяновского «Кванториума» Екатерины Жмырко, вполне может появиться и космоквантум. Уже сейчас запущен курс по космонавтике, в конце которого его участники будут подключаться к англо-австралийскому телескопу в обсерватории Сайдинг-Спринг и профессионально изучать небесные тела. А пока углубление в теорию.Кстати, открытие новых направлений в «Кванториуме» или закрытие уже имеющихся всецело зависит от интереса детей: будет посещаемость – будет курс. В то же время никто никого не заставляет ходить – все по доброй воле и от искренней увлеченности. Кто-то благодаря такому демократичному подходу проводит в технопарке все свободное время…Годовая программа кванториумов делится на три модуля. На стартовый модуль дети идут, чтобы ознакомиться с той или иной темой и, если им интересно, продолжить ее изучение. По окончании первого модуля они уже способны написать мотивированное эссе о своей будущей научно-исследовательской работе или изобретении. Они, скажем, уже представляют, что им предстоит создать, могут сформулировать цель работы и гипотезу, поставить задачи и все это описывают в своем эссе.Задача второго, базового, модуля – углубиться в выбранном направлении, выйти на проектную задачу и начать ее выполнять. Ну а в третьем модуле основная задача – подготовить и презентовать свой проект.Чем отличается эта траектория от того, что дает любой инженерно-технический кружок? По словам заместителя директора Дворца творчества детей и молодежи по инновационной деятельности Ирины Антиповой, тем, что основной драйвер здесь не просто увлеченность и удовольствие от процесса, а системное продвижение к цели, решение с участием наставника всех поставленных задач, заполнение «белых пятен» в теории и практике, в том числе с помощью ресурсов других квантумов.С этой целью работает в ульяновском «Кванториуме», например, хайтек-цех, куда ребята могут прийти уже с пониманием своего проекта и выполнить его. Причем цех не закрыт и для тех, кто не занимается в «Кванториуме». Получить доступ к уникальному оборудованию могут учащиеся из любых школ региона. Сейчас, например, старшеклассники работают в цехе над биогазовым реактором – с началом сельскохозяйственного сезона уже планируют отправиться на испытания своей разработки.Точно в таком же свободном доступе находится и научный музей «Кванториума» – это открытая зона с интерактивными экспонатами по законам физики и геометрии, где ребята могут проводить свое свободное время и в лучших традициях современных музеев взаимодействовать с любыми экспонатами. Считается, что такая неформальная обстановка способствует стимуляции технического творчества гораздо эффективнее всего остального.«Меня, честно говоря, удивляет, – признается Екатерина Жмырко, – когда спрашивают, а зачем, например, дети придумывают и создают спутники? Зачем на это вообще выделяются деньги, ведь все равно полезные исследования и открытия делают «взрослые» устройства? Но ведь ребенок, сегодня создающий свои «игрушечные» спутники, завтра как раз и будет тем самым взрослым. Если не попробовать, не потрогать науку руками, ничего не получится. Можно сколько угодно изучать теорию, но она никогда в отличие от практики не даст уверенности в том, что все – от автомобиля до ракеты – сделано руками обычных людей».КстатиОдин из показателей эффективности работы кванториумов – конверсия, то есть переход от стадии формулирования идеи к проектной деятельности. В ульяновском детском технопарке доля тех, кто от этапно-проектной стадии достигает заключительного этапа – защиты проекта, составляет 50%, что превышает плановые показатели ровно вдвое.Ульяновск
Комментарии