search
main
0

«За любые перемены к лучшему!». В Заполярном живут первооткрыватели

Школу №19 города Заполярный можно назвать самым беспокойным местом в городке с населением в 15 тысяч. В октябре школа отметит 50‑летие. Семь с половиной лет руководит образовательной организацией Татьяна МЕРКУШЕВА, филолог по образованию, а по призванию директор, мыслящий на перспективу. Татьяна Владимировна уверена: в школе всем должно быть хорошо. За привычными словами скрывается серьезная работа педагогов и руководства школы.

– Я за любые перемены, только бы детям было в школе как дома, потому что ребята проводят здесь большую часть своей жизни, – говорит Татьяна Меркушева, уточняя, что школа все свои 50 лет работает в две смены. Сейчас здесь обучаются 850 детей, в двух соседних школах – 700 и 500 детей соответственно.- Сложно учиться в две смены. В школе должно быть время, когда учителя были бы посвободнее, чтобы дети приходили на консультации, факультативы, внеурочную деятельность, группы по интересам. Для нас это проблематично. Наша школа, как и две другие, всегда учились в две смены, – рассказывает Татьяна Владимировна.Несмотря на такую загруженность кабинетов и педагогов, школа №19 – единственная профильная старшая школа в Заполярном.- У нас три профиля: естественно-научный, гуманитарный и технологический. Мы единственная школа в Печенгском районе, которая с 1‑го по 11‑й класс идет по новым стандартам. Насколько я знаю, в Мурманской области таких школ шесть, – продолжает свой рассказ директор. – Мы на многие инициативы откликаемся первыми, потому что так жить интереснее – быть первооткрывателями и делиться с другими.- Не боитесь?- Боится тот, кто ничего не делает, а мы стремимся вперед. В этом году выиграли грант. У нас будет создаваться Сетевой инжиниринговый научно-естественный центр. Это решение связано со стандартной для начала учебного года ситуацией – конкурс в гуманитарный класс. Все почему-то хотят быть юристами, экономистами, а стране не хватает инженеров. Если брать наш естественно-научный профиль, то обычно туда идут немногие, меж тем градообразующим предприятием является Кольская горно-металлургическая компания. Дети после обучения в вузе не возвращаются в Заполярный – здесь юристом, экономистом работать негде. Нужны инженеры! Поэтому я для себя выбрала концепцию – с первого класса рассказывать, какие интересные науки существуют: химия, биология, физика. За этим, я считаю, будущее. Поэтому мы начинаем создавать такой центр, где с первого класса будем рассказывать о химии, биологии, физике. К старшим классам сформируем у детей интерес к наукам, и в 10‑м они уже начнут готовиться к поступлению в вузы по этим специальностям. В этом году мы закупим оборудование: лабораторные комплексы с компьютером, приборами, чтобы заниматься проектно-исследовательской работой. Сейчас идет согласование на покупку 3D-класса. Считаю, для погружения во все явления необходимы специальные условия. Знаю, подобные классы есть в 56‑й гимназии Санкт-Петербурга, которая в этом году принимает конкурс «Учитель года России». Книга «56‑я гимназия от А до Я» – моя настольная, вся в закладках. Почему? Я ездила в гимназию на стажировку. Покоряет дух, аура и оснащение. Кстати, мы для себя у гимназии позаимствовали еще одну традицию. У нас есть Золотая книга, в которой записаны отличники учебы. Рядом с этой книгой фотографируются, ее рассматривают… Четыре раза в конце мая у нас проходила Ассамблея отличников учебы, участниками которой становятся не только ученики, но и их семьи. В школе, кстати, 74 отличника.- Вы рассказываете о физике, биологии, химии, а по профессии филолог. Почему так широко мыслите?- Я в этой школе уже 10 лет, а до этого работала со старшеклассниками, преподавала русский язык и литературу. В 2008 году в школе №19 открылся ресурсный центр, и с этого времени все старшеклассники города приходили сюда, чтобы учиться в профильных классах. Я пришла в школу, преподавала и работала завучем. Школа №19 изначально была столпом гуманитарных наук. У нас сильные учителя, в том числе литераторы, историки. Мы нередко говорим, что у нас работают лучшие учителя не только области, но и России. Руководить звездным коллективом непросто – в разные годы у нас было четыре победителя регионального «Учителя года», все из нашей школы! Вижу, как городу нужны кадры естественно-научного профиля. Я люблю свой город. Приехала в Заполярный в 1987 году из Волгограда, где окончила институт. Раньше думала, что ненадолго здесь. 31 год я все уезжаю с Севера… Много путешествую, бываю в Питере и Волгограде, но, когда прилетаешь обратно, выходишь из самолета на трап, только одно ощущение – дома. Не знаю даже почему. Прилетаешь сюда летом: +3 градуса, низкое небо, сопки, дождь накрапывает, а я дома.- Расскажите, в чем видите важность федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)?- Когда мы вошли во ФГОС начальной школы, потом основной школы, мы немного пугались непонятной на тот момент аббревиатуры УУД – «универсальные учебные действия». Основное отличие, как я его вижу, – в новых стандартах больше дается на откуп детям. Они сами должны добывать знания, приходить к выводу, правильному решению. Что касается старшей школы, то в учебном плане появилось новшество – индивидуальный учебный проект. У нас дети в конце 10‑го и 11‑го классов защищают проекты. Иногда получается очень интересно! Мой ученик Артем защищал проект, посвященный исследованию мировоззрения старшеклассников. Школьник задался вопросом, изменилось бы что-то в мировоззрении его сверстников, если бы они изучали книгу Николая Островского «Как закалялась сталь». Глубокая, интересная работа, будем готовить ее для конференции «Шаг в будущее».- Во ФГОС многое отдано на откуп детям. Но ведь это риск. Оправданно ли это?- Мы же стоим рядом! Для чего нужен учитель? Чтобы вовремя ребенка направить в нужное русло, подсказать, натолкнуть на правильное решение. В этом году я уже не веду уроки, но счастье учительства помню. В конце урока я всегда ощущала себя счастливой от проделанной работы!- В этом году вы сконцентрировались на работе директора. Чему вы в этом году уделите особое внимание?- Девиз моей работы – сделать так, чтобы всем в школе было хорошо. Каждый день я прихожу в школу в 8 утра. Я стою на лестнице и встречаю детей. Всегда улыбаюсь, говорю: «Здравствуйте!» Мне кажется, что дети видят меня и знают, что все у нас хорошо. Видят и родители и знают тоже, что, если я улыбаюсь, все у нас хорошо. Мне хочется, чтобы и в самой школе было хорошо: были скамейки в коридорах, новые парты в классах. Несколько лет назад удалось повесить во всех классах жалюзи. Благодаря участию в проекте 2011‑2012 учебного года у нас в каждом кабинете интерактивные доски, лингафонный стационарный кабинет, система контроля внизу, поливалентный актовый зал… Это сделано для того, чтобы школьное пространство было удобным.- Знаете, нередко говорят, что у работы учителя есть три веских преимущества – июнь, июль и август. А какое ваше любимое время?- Мое любимое время – это вечер, часов семь. Я выхожу в коридор и прислушиваюсь к школе, она ведь тоже живой организм. Чувствую, где у нее и что болит. Семь часов чем хороши? Дети все разошлись, все живы и здоровы, значит! Каждое воскресенье я тоже здесь, родители об этом знают – с 12 до 18 часов могут подойти, поговорить.- Граница с Норвегией находится в 70 километрах. Влияет ли это на жизнь школы?- У нас приграничная с Норвегией территория, поэтому у всех приезжающих в город проверяют документы. На днях я была в Норвегии, где проходил международный ежегодный семинар, который называется «Научные дни». Темой этих научных дней было подрастающее поколение. Несколько месяцев назад к нам приезжал профессор Баренц-института, он проводил опрос среди старшеклас­сников. У детей узнавали, кем они себя считают, кем ощущают. Выяснилось, что дети ощущают себя северянами, живущими в Заполярном, и, значит, они дети шахтеров. Такое же интервью прошло и с норвежскими школьниками. Киркинесские подростки в отличие от наших не готовы сотрудничать и общаться на все 100 процентов. Лишь 60 процентов норвежских детей готовы к открытому общению.- В чем секрет успеха вашей школы?

– Каждый год школа подтверждает, что она является ресурсным центром. В этом году школа стала муниципальным ресурсным центром повышения педагогических компетенций. Учителя школы №19 дают мастер-классы коллегам Печенгского района, показывают свои умения, изюминки! Учитель, который хочет давать детям что-то новое, должен и сам постоянно учиться, заниматься самообразованием. Мы проводим методические педсоветы, педагогические мастерские внутри школы, где учителя делятся наработками, опытом. В Печенгском районе мы создали совет директоров. Считаю, что все мы, директора, делаем одно общее дело. Я не могу знать абсолютно все, но, когда мы собираемся все вместе, каждый чем-то делится. Это познавательно и полезно. Так же и с документами. Если я сделала что-то, то всегда поделюсь с другими директорами.

Заполярный, Мурманская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте