search
main
0

“За литературу брать деньги так же наивно, как за любовь”

Впервые «Тотальный диктант» – общественная акция, направленная против всероссийской безграмотности, прошел в 12 российских городах. Принять в нем участие смогли даже русскоговорящие студенты Массачусетского технологического университета (Бостон, США), для этого специально была организована отдельная площадка. На родине проекта, в Новосибирске, тотальный диктант состоялся уже в восьмой раз.

Интересно, что самому диктанту предшествовал месячник «мобильной» грамотности. С 24 марта по 23 апреля абоненты сибирского филиала российского оператора сотовой связи могли воспользоваться бесплатным сервисом «Кликни грамотно!» Набрав известный номер, абоненты попадали в меню викторины из 10 вопросов по русскому языку. После ответа на все вопросы они получали оценку по пятибалльной системе и приглашение принять участие в Тотальном диктанте 2011 года. Абоненты других операторов мобильной связи могли воспользоваться сервисом «Кликни грамотно!» по бесплатному номеру 8-800-2008-123, доступному на всей территории России.

По словам директора фонда поддержки языковой культуры граждан «Тотальный диктант» Ольги Ребковец, с каждым годом желающих проверить свои знания русского языка становится все больше. Мобильная акция позволила привлечь к диктанту гораздо больше участников, если сравнивать с прошлыми годами. В Новосибирске, например, диктант проходил одновременно на 15 открытых площадках. Для этого были задействованы четыре аудитории  НГУ, три аудитории НГТУ, две аудитории НГПУ, СибГУТИ, СибАГСе, диктант писали в НГУЭУ и в областной библиотеке, гимназиях  № 2, 6, 7, 12, аэрокосмическом лицее и школе №165. В районах Новосибирской области тоже были организованы площадки: в центральной детской библиотеке города Бердска и гимназии №13 Краснообска. На всех площадках диктант начался в 15:00 по местному времени. Участие в нем было бесплатным и не требовало предварительной регистрации. Результаты, как и текст диктанта, будут опубликованы на сайте «Тотального диктанта» 27 апреля.

«Учительская газета» уже писала о том, что эксклюзивный текст для «Тотального диктанта-2011» сочинил Дмитрий Быков. Он продолжил тему современного состояния русского языка, поднятую в прошлом году Борисом Стругацким в своей версии диктанта. Быков приехал в Новосибирск накануне, чтобы лично принять участие в народной акции.

Вечером 22 апреля он встретился с читателями в одном из книжных магазинов Новосибирска и ответил на вопросы, касающиеся как образования вообще, так и безграмотности в частности. Об образовании Дмитрий Быков судит не понаслышке. Он по-прежнему преподает русский язык и литературу в одной из московских школ и читает курс лекций в МГИМО: «Я продолжаю оставаться практикующим словесником, и, наверное, из всех моих работ эта — наиболее осмысленная, кроме разве что литературы». На занятиях писатель просит учеников, например, самим написать заключительный акт «Вишневого сада» и последнюю главу «Преступления и наказания», потому что пьеса ему кажется незаконченной, а роман оборванным (так говорит он ученикам).

Свое выступление Быков начал с указания типичных для современных школьников ошибок, на которые он постарался обратить внимание в своем тексте: «Мой скромный учительский опыт подсказывает мне, что сейчас большая беда с тремя видами орфограмм — «-тся» и «-ться», «стн» и «сн» в суффиксах и слитное и раздельное написание частицы «не». Никому почему-то не приходит в голову проверить «ужасный» — «ужасен», а «пристрастный» — «пристрастен».

Когда педагога и писателя спросили о его отношении к реформам в образовании, он сказал: «В отношении образования от государства нужны ровно две вещи — дать денег и оставить в покое. Не навязывать стандарты, не пытаться привязать к новой прагматике, каким-то образом отсечь лишнее. Человеку в молодости нужно только лишнее, необходимое интересует лишь старика. Простите, никого не хочу обидеть, я сам уже не молод (Быкову 43 года – В.К.), но школьнику нужно всё. Его интересует, почему вода мокрая, почему нет правды на земле, кто такие Достоевский, Толстой, Ньютон — то, что нам с вами совершенно уже неинтересно. Он постоянно окружен тысячами «почему». Нельзя лимитировать это. Говорят, у нас дети перегружены. Чем они перегружены? Твиттером? Отложите реформирование образования, заплатите нормально учителю, и через пять лет у нас все будет хорошо. Если это, конечно, нужно кому-нибудь».

Современным школьникам и студентам Дмитрий Быков советует относиться к русской литературе, как к аптечке с лекарствами: Чехов нужно читать, чтобы избавиться от апатии, Пастернак помогает от любовных томлений, чтение Гончарова спасает от крупных неудач в делах. «Знаете, есть гумилевская формулировка: «я учу их, как не бояться делать, что должно». А вот я бы сказал — как не бояться и делать, что не должно. Стараюсь учить непрагматическому отношению к жизни. То есть, если вы выигрываете в прагматике, то потом, как правило, проигрываете в страстях, в удовольствиях. Жизнь не тождественна расчету. Русский бог так устроил, что чем больше здесь рассчитываешь, тем больше промахиваешься».

Сам Быков считает себя романтиком. Несмотря на многие литературные премии, полученные им в жизни (а это «Национальный бестселлер», «Большая книга», «Бронзовая улитка», трижды международная премия имени Аркадия и Бориса Стругацких, он трижды финалист «Нацбеста», в 2010 году назван «Золотым пером России»), он признается, что никогда не стремился зарабатывать на литературе: «По-моему, брать деньги за литературу так же наивно, как брать деньги за любовь. Я зарабатываю другими вещами. Писатель, в идеале, должен существовать на нелитературные заработки».

Фото с официального сайта акции

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте