Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

За фасадом казачьего благолепия,. или Оптимизация по-омски

Учительская газета, №33 от 14 августа 2018. Читать номер
Автор:

Омскую школу-интернат среднего общего образования №9 им. Маршала Советского Союза Д.Т.Язова, которая неофициально называется казачьим кадетским корпусом, уже четвертый год сотрясают скандалы.

В 2014‑м под огонь критики в СМИ попал бывший директор школы-интерната №9 Константин Трушков. В вину ему ставились в первую очередь поборы с родителей. Директора уволили, и с 2015 года школу возглавил Леонид Соловьев.Соловьев – бывший директор бывшей спецшколы-интерната открытого типа №153 для детей, «состоящих на учете в полиции, совершивших правонарушения или вернувшихся к обучению после отбытия наказания». Проще говоря, «мягкого» исправительного учреждения. В 2014 году Департамент образования «в целях оптимизации» принял решение слить его со школой-интернатом №9. Директор «девятки» – элитарного учебного заведения с давними военными традициями, которое в городе называли не иначе, как кадетским корпусом, сопротивлялся до последнего, в результате лишившись места. Поборы в школах и всякие попечительские фонды – явление повсеместное, но показательную порку устроили именно Трушкову. А дальше родители учеников школы-интерната №153 написали заявления о переводе их детей в школу №9, и два учебных заведения стали фактически единым целым. «Оптимизация» ограничилась сокращением двух ставок – одного директора и одного бухгалтера, педагогов из 153‑й перевели в «девятку».Потом Леонид Соловьев планомерно стал выжимать из школы трушковскую команду. За последние годы были уволены: социальный педагог Ольга Черемисина, учитель истории Петр Зинаков, учитель географии Ирина Баркова, учитель русского языка Светлана Баркова, учителя математики Марина Гавриш, Татьяна Касьянова, Елена Мороз и Анастасия Скрябина, замы по военной, учебной, воспитательной работе Михаил Сафрановский, Алексей Мальцев, Владимир Горбунов, Ирина Шакулова и Константин Матюхов, педагог-психолог Надежда Герр, воспитатель Юрий Курмаев, завхоз Ольга Твардовская, тренер по дзюдо Римма Галиева. При Соловьеве прекратились занятия и по дзюдо, и по самбо, и по рукопашному бою. Ушли в прошлое времена, когда «кадеты» регулярно брали призовые места на городских соревнованиях, составляя достойную конкуренцию командам спортивных школ.Уходили энтузиасты – те, кто не воспринимал авторитарный стиль руководства нового директора. Теперь основной костяк коллектива составляют бывшие учителя спец­шко­лы. Причем каждое увольнение происходило на основе… письменных жалоб учеников и родителей. На каждого уволенного директор собрал папочку с докладными записками и вполне аргументированно мог доказать его «несоответствие».Под нож были пущены многие военно-патриотические традиции «кадетки». Например, до 2015 года в школе достаточно часто проводились встречи с бывшими боевыми офицерами, занимающимися военно-патриотическим воспитанием. Однако это, как оказалось, теперь не нужно. В июне 2015 года в школу по старой памяти заглянул писатель Виктор Николаев, кавалер ордена Красной Звезды, участник войны в Афганистане и конфликта в Нагорном Карабахе, лауреат Большой литературной премии, Патриаршей литературной премии, премии Союза писателей «Честь имею». Николаев приехал в Омск для проведения творческих встреч, но в «кадетке», чтобы попасть к воспитанникам, был вынужден пройти через настоящий допрос со стороны Соловьева. Зачем приехал и что ему от «вверенного контингента» нужно? Естественно, больше в «девятку» деятели культуры не совались – кому охота унижаться…После проведенной чистки ситуация в школе-интернате на какое-то время стабилизировалась. По крайней мере, громких скандалов в СМИ не случалось. Разве что по мелочи. Например, в 2015‑м у 26 воспитанников была диагностирована острая кишечная инфекция. Проще говоря, ребятишки отравились в столовой, информация попала в проверяющие органы, оттуда – на сайты. Снизился и уровень учебной подготовки, увеличилось число детей, остающихся на осень, не получающих аттестаты по окончании 9‑х и 11‑х классов. Зато увеличилось время, которое уделяется строевой подготовке, детей постоянно снимают с занятий для репетиций парадов и участия во всяких мероприятиях, где они изображают красивый фон для высоких начальников, рассуждающих о патриотизме. Выросли и добровольные взносы на различные школьные потребности: там, где раньше требовали тысячу, теперь нужно пять.Но это все, конечно, никак не повлияло на авторитет нового директора в Департаменте образования. Постепенно школа-интернат №9 стала появляться в информационном пространстве как некий образец православно-патриотического воспитания. Так, в сентябре 2016 года учащиеся школы-интерната №9 строем вступили в Казачье кадетское братство. Об этом с упоением писал сайт Сибирского казачьего войска: «Это событие, состоявшееся в рамках имеющегося соглашения о сотрудничестве Омского отдельского казачьего общества СВКО и кадетской школы-интерната №9 города Омска, прошло в присутствии членов правления СВКО, казаков Омского отдельского казачьего общества, преподавателей и воспитателей КШИ, родителей кадет на территории оздоровительного лагеря «Лесная поляна»… Приветствуя кадет… Л.В.Со­ловьев отметил, что новые поколения все больше и больше приобщаются к историческим традициям казачества России. В КШИ налажено тесное плодотворное сотрудничество с Омским отдельским казачьим обществом и Сибирским войсковым казачьим обществом. Кадеты-казаки совместно с взрослыми казаками участвуют в крупных мероприятиях: фестивале казачьей культуры «Казачья вольница», военно-спортивных мероприятиях регионального и межрегионального уровней, этапах игры «Казачий сполох», Спартакиады допризывной казачьей молодежи, слетах казачьей молодежи областного и войскового уровней, презентациях казачьего общества и других мероприятиях типа «Любо, казачата!» А в феврале нынешнего года с лучшими воспитанниками школы-интерната встречалась мэр Омска Оксана Фадина, поздравляла их с Днем защитника Отечества…Все хорошо. Однако нынешней весной разгорается новый скандал. Во взводе 7‑2 возникает конфликтная ситуация. Родители жалуются на качество питания. Нынче дети обзавелись смартфонами и засняли в столовой «фокус»: берется тарелка с кашей, переворачивается вверх дном, но содержимое не вытекает – каша настолько клейкая, что прилипла к тарелке. Отправили видеозапись родителям, те пришли в ужас. Побежали по инстанциям. Проверка сотрудниками Департамента образования никаких нарушений не выявила, а вот Роспотребнадзор обнаружил их кучу, вплоть до несоблюдения норм отпуска продуктов на одного ученика. Другие проверяющие выявили множество последствий «оптимизации». Например, ночью в интернате на сотню ребятишек остаются лишь два воспитателя и ни одного медика. Случись что с кем-нибудь из пацанов, один из воспитателей будет вынужден ехать со «скорой», а остальные окажутся фактически предоставлены сами себе. Как рассказывают родители, в таких ситуациях, как и во многих других, педагоги в качестве воспитателей используют старших учеников. То есть, по сути, прививают детям привычку к дедовщине.Родители подняли шум. Что делает директор? Наводит порядок? Как бы не так! С его точки зрения, виноваты… педагоги, работающие с этим классом и не сумевшие обеспечить благолепие. На собрании педагогов школы Леонид Соловьев объявил об отстранении от классного руководства класса 7‑2 Оксаны Сениной и воспитателя Владимира Морозова. Причем, как оказалось… на основании заявлений родителей и учеников! Родители 20 кадет при общей численности класса 23 человека пишут письмо в поддержку Морозова, но его самого отстраняют, оказывается, на основании того, что он не находит контакта с родителями!Родители обращаются к врио губернатора Леониду Буркову, тот спускает жалобу на уровень мэрии, с ситуацией разбирается уже не Департамент образования, а заместитель мэра. Родителям отвечают, что Л.В.Соловьев «будет подвергнут дисциплинарному взысканию». На этом дело пока и заканчивается. Хотя конфликт внутри школы-интерната продолжает тлеть. И самое страшное не то, что хорошие педагоги теряют работу, хорошие специалисты без работы не останутся. Самое страшное в этой ситуации то, что детям прививают навыки антипатриотизма. Что должен уметь кадет, чтобы комфортно чувствовать себя в школе-интернате №9? Прекрасно маршировать, учиться при этом можно средне. Уметь стоять столбом на парадах и возложениях, несмотря на погоду и замерзающие ноги. Иметь железный желудок, быть готовым по приказу директора написать кляузу на любого педагога. Безоговорочно подчиняться старшим ученикам, на которых воспитатели перекладывают часть своих обязанностей. Зато, став старшим, получить право делать с малышами что угодно, лишь бы все было тихо и «благолепно». И все это под соусом патриотизма, православия, возрождения казачьих традиций.

То есть на входе в «кадетку» мы имеем романтичных мальчишек, для которых слова «есть такая профессия – Родину защищать» не пустой звук. А на выходе, по сути, готовых держиморд. Которые тем не менее надеются продолжать образование в военных учебных заведениях. Основа, так сказать, будущей армии. Если, конечно, сумеют поступить… Армию жалко. Или в нынешнем мире государству нужны именно такие офицеры?


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту