Цветы учителю от чистого сердца в знак признательности и уважения совсем не то, что букет «по протоколу» с молчаливым подтекстом «нате!», когда за букет заплачены большие деньги. Не хотите, не считаете нужным – не дарите цветов вообще…
Для меня лучше прямой запрет на цветы учителям, чем пафосные игры выражения благородства в громокипящих акциях, предполагающих отказ от «протокольных» букетов ради нуждающихся детей. Потому, что они подменяют давнюю традицию чествования учительского труда, тем самым отменяя эту традицию как устаревший обряд.
Перелистайте семейные альбомы, посмотрите домашнее видео, найдите в Интернете плакаты и открытки к 1 Сентября и скажите: какая деталь в воспоминаниях, фото, видео, плакатах и открытках будет самой яркой и самой главной?.. Понятна моя мысль?
День Знаний – это действительно праздник. Осенний – то есть, помимо прочих «праздников урожая», предполагающий и обилие цветов, с которыми так прекрасно смотрятся первоклассники на праздничной линейке. Это уже потом, после красивых фото на память, ставшие уже не нужными – не нести же их домой?! – цветы они оставят в кабинете своей первой учительницы или неловко сунут в руки учителям не первым. Сейчас на первосентябрьских линейках с цветами стоят в основном первоклассники. Из школьников постарше таких единицы, и с каждым годом их становится все меньше…
У каждого следствия есть свои конкретные причины. Неужели кому-то еще не понятно, что представление о дорогом подарке у детей должно менее всего мотивироваться его денежной составляющей? Представления о дорогом как знаке внимания, уважения и искренней любви гораздо важнее. Поэтому умение и потребность дарить цветы важнее для ребенка, чем для того, кому они адресованы. Это умение быть благодарным, и сам по себе ребенок этому не научится. Особенно, когда все измеряется деньгами и учительское право на воспитание неизбежно ограничивается правом на воспитание, каким обладал педагог, то есть, в изначальном смысле этого слова, всего лишь домашний раб в Древней Греции.
А воспитывать надо! Даже такой мелочью, как неловко протянутый учительнице цветок, что в перспективе обернется умением и потребностью проявить благодарность к другому человеку, к тем же родителям, когда ребенок вырастет. И вырастет благодарным и умеющим быть признательным за чуткость и внимание по отношению к нему, за помощь, в которой он нуждался – за все то хорошее, за что всегда есть кого благодарить. А цветы… Ну это на самом деле всего лишь символ. Не хотите – не дарите.
Будучи мужчиной, цветы от учеников я и раньше принимал с чувством неловкости и какой-то неправильности. Справиться с этим помогало только представление о том, что цветы – знак признательности и искреннего уважения, а ни в коем случае не эквивалент дорогого в денежном исчислении подарка, который не принял бы никогда. По тем самым понятным причинам, которые несколько лет назад оказались кое-кому не очень понятными – вспомните телодвижения некоторых наших законодателей по поводу погрязших во взяточничестве учителей и врачей.
Любой учитель на вопрос «Согласны ли вы на участие в акции, которая деньги, запланированные на первосентябрьские букеты, примет на благотворительность?», ответит утвердительно. Иными словами, вопрос становится риторическим. То есть нас можно и не спрашивать, а просто поставить перед фактом. Тем более, что движение будет распространяться, независимо от любых высказываний против, в том числе от моего мнения.
Иметь свое мнение, отличное от общепринятого и безупречно правильного – в том смысле, как оказывается безупречно правильным любой лозунг, предполагающий опору на самое святое и благородное, – мягко говоря, чревато. Поэтому заранее предупреждаю: если кому-то покажется, что я выступаю против благотворительности, выражаю пренебрежение судьбами больных детей и отстаиваю права учителей на какие бы то ни было особые преференции, поверьте, это не так.
Читайте также:
Учитель из Ивангорода Юрий Лукин стал победителем конкурса новой драматургии «Ремарка»: http://www.ug.ru/news/7523
Юрий Лукин, Ивангород Ленинградской области: Новая концепция литературного образования в средней школе? Да что вы говорите! http://www.ug.ru/insight/486
Об авторе:
Юрий Леонидович Лукин – учитель русского языка и литературы высшей категории Ивангородской средней общеобразовательной школы №1 имени Н.П. Наумова, г. Ивангород Кингисеппского района Ленинградской области
Комментарии