Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Правовая защита

Юридическая консультация

Мой профсоюз, №42 от 15 октября 2020. Читать номер
Автор:

Обязаны ли учителя и другие работники образовательных учреждений сдавать тест на коронавирус и проходить иммунизацию от COVID-19?

Обязанности работника в области охраны труда предусмотрены статьей 214 ТК РФ.
К таким обязанностям, к примеру, относится:

‑ немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

‑ проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Согласно статье 213 ТК РФ работники проходят обязательные медицинские осмотры за счет средств работодателя в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н.

При этом в случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.
Кроме того, для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Указанные выше медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя (части 5-6, 8 статьи 213 ТК РФ).
Таким образом, требование работодателя о предоставлении результатов анализа на наличие антител к COVID-19 и (или) сдаче теста на коронавирус в отношении работников образовательных организаций напрямую законодательством не регулируется.

Кроме того, статьей 11 Федерального закона от 31.03.1999 №52‑ФЗ «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52‑ФЗ) установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, включающие в себя в силу положений статьи 29 Закона №52‑ФЗ проведение профилактических прививок.

На основании статьи 1 Федерального закона от 17.09.1998 №157‑ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон №157‑ФЗ) проведение профилактических прививок осуществляется в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом Мин­здрава России от 21.03.2014 №125н.

Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 №825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно указанному постановлению Правительства РФ работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесены к видам работ, требующих обязательного проведения профилактических прививок.

Однако обращаем внимание, что в национальный календарь включаются профилактические прививки, закрытый перечень которых предусмотрен статьей 9 Закона №157‑ФЗ.

В действующей редакции нормы статьи 9 Закона №157‑ФЗ и приказ Минздрава России от 21.03.2014 №125н не предусматривают проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Таким образом, в настоящее время обязанности педагогических работников по прохождению иммунизации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 законодательством не предусмотрено.

Какие локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, работодатель должен согласовывать с представительным органом работников?

В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее – локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

На официальном сайте Общероссийского Профсоюза образования (eseur.ru) размещаются официальные письма и разъяснения профсоюза по вопросам защиты и представительства прав и законных интересов работников сферы образования.

В частности, Общероссийским Профсоюзом образования был подготовлен Информационный бюллетень №2 «Порядок учета мнения представительного органа работников» (Москва, февраль 2018 г.). С целью комплексного получения ответа на данный вопрос, рекомендуем к изучению Информационный бюллетень №2, размещенный на официальном сайте профсоюза.

Галина РОЖКО, заведующая правовым отделом – главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt