Тема освоения космоса всегда увлекала человечество, и подрастающее поколение не является исключением. Тема космоса имеет большой образовательный потенциал для детей, поэтому стала основой междисциплинарного обучения не только в школе. В центре детского творчества «Свиблово» рисование – одно из самых популярных занятий среди детей, и включение темы космоса делает его еще более увлекательным. Рисование на космическую тему позволяет детям развить творческие способности и одновременно узнать об астрономии, о планетах и других небесных телах.
Как педагог по изобразительному искусству я люблю стимулировать в учениках развитие воображения и творчества через рисование. Вот какие задания на космическую тематику я использую на своих занятиях:
– рисование планет. Дети рисуют различные планеты Солнечной системы, такие как Юпитер, Сатурн, Марс и Земля. Это занятие помогает учащимся узнать о характеристиках планет, их размере, цвете и форме, а также улучшить навыки рисования;
– создание созвездия. Учащиеся придумывают свое созвездие, используя точки или звезды, и соединяют их линиями, чтобы получился узор. Это занятие помогает детям понять концепцию созвездий и определить различные звездные узоры;
– рисование космического корабля. Дети рисуют космические корабли и включают в него такие детали, как двигатели, окна и двери. Это занятие помогает им развивать воображение и навыки конструирования, одновременно знакомит с основами освоения космоса;
– рисование истории освоения космоса. Дети изображают важные вехи и события из истории освоения космоса, такие как первый полет в космос, выход в открытое космическое пространство, стыковка космических кораблей, высадка человека на Луну. Эти занятия помогают детям узнать об истории освоения космоса и одновременно улучшают навыки рисования;
– создание коллективной работы на космическую тематику. Дети одной группы вместе создают рисунок на большом формате, включив в него различные элементы – планеты, звезды, ракеты и космонавтов. Коллективная деятельности учит детей работать в сотрудничестве, развивает их коммуникативные и художественные способности.
Одно из самых интересных заданий – это рисование инопланетян, которое очень стимулирует воображение детей, любопытство к внеземной жизни и возможному поиску братьев по разуму. Рисование инопланетян я рекомендую начать с приблизительного наброска формы инопланетянина карандашом. Это помогает детям создать базовую структуру рисунка. Затем прошу их добавить черты лица – глаза, нос и рот, которые придадут инопланетянину характер, предлагаю поэкспериментировать с разными формами и размерами, чтобы создать уникальные черты лица, которые выделяют их инопланетян. Затем я предлагаю ученикам создать тело пришельца. Тело может быть любой формы или размера, и дети могут экспериментировать с различными текстурами, узорами и цветами, чтобы сделать его более интересным. Далее предлагаю детям использовать свое воображение и быть как можно более творческими, а если им нужен стимул для вдохновения, предоставляю книги о космосе или рисунки учащихся студии прошлых лет, чтобы помочь им оформить и реализовать свои собственные идеи.
Дети могут добавить такие детали, как антенны, уши или щупальца, чтобы улучшить внешний вид инопланетянина и отразить его особенности. И конечно, ученики раскрашивают свои рисунки, используя яркие цвета и узоры, чтобы их инопланетяне ожили. Мы используем такие материалы, как карандаши, восковые мелки или масляная пастель, маркеры и краски, чтобы можно было экспериментировать с различными текстурами и эффектами. С ребятами постарше я включаю все варианты заданий в творческий проект, в котором они с удовольствием вовлекаются в учебно-исследовательскую работу на данную тему.
Увлеченные космосом дети используют все знакомые им нетрадиционные и смешанные техники, создают трехмерные модели планет или космических кораблей, используют различные материалы, такие как глина, папье-маше, блестки, фольга и краски. И незаметно для себя накапливают собственный опыт креативных решений при исполнении творческих работ.
Освоение детьми космической тематики в изобразительном искусстве помогает им совершенствовать свои творческие способности, развивать важные навыки критического мышления и решения познавательных задач, тренирует их в использовании геометрических форм – круга, эллипса, прямоугольника, ромба. Знакомясь с историей и современными практиками освоения космоса, дети учатся получать информацию из доступных им источников, синтезировать и анализировать ее, разрабатывать оригинальные решения и эффективно доносить свои идеи до других людей. Поэтому включение сюжетов о космосе в дополнительную общеобразовательную программу по изобразительной деятельности способствует междисциплинарному обучению детей и существенно обогащает их образовательный опыт.
Инна КОНОТОПСКАЯ, педагог дополнительного образования центра детского творчества «Свиблово»
Комментарий
Оксана УСТИНОВА, педагог дополнительного образования центра детского творчества «Свиблово»:
– Любый объект, явление, событие окружающего мира могут стать темой изображения для юных художников. Космос – одна из наиболее интересных тем в образовании детей средствами изобразительного искусства. Люди с начала своей истории смотрели на звездное небо и только относительно недавно смогли окунуться в этот загадочный и бездонный мир. Космос поражает воображение своей необъятностью, эта бездна манит к себе не только ученых и космонавтов, но и поэтов, писателей, художников.
Юные художники многое знают о космосе, даже представляют, как могут выглядеть инопланетяне и далекие неисследованные звезды. Дети любят рисовать космос, потому что могут изображать все, что задумают, ничем не ограничивая свою фантазию. Эта тема помогает им развивать воображение, расширять кругозор, чувствовать пространство, экспериментировать с богатой цветовой палитрой и осваивать различные декоративные приемы в изобразительном искусстве, например набрызг и монотипию. Рисуя космос, дети учатся также использовать разные материалы для творчества – краски (акварель, акрил, гуашь), фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, пастель.
Для рисования космического пейзажа по теме «Далекий космос» понадобятся акварельная бумага форматом А3, акварель, белая гуашь, простой карандаш, кисти различного размера (мягкие и синтетические). Прежде чем приступить к наброску, нужно визуализировать композицию, представить, какими будут планеты и звезды. Располагаем планеты произвольно на плоскости листа. Можно применить прием наложения ближних планет на дальние или изобразить одну из планет только частично. Раскрашиваем планеты, аккуратно рисуем акварелью, тренируем руку и не выходим за края формы. До начала работы с цветом вспоминаем, как выглядят из космоса леса, горы, пустыни и океаны, размышляем о том, могут ли все планеты выглядеть одинаково. Огненные и туманные, песчаные, газообразные и ледяные, они могут выглядеть по-разному и совершенно фантастически. Придумываем сложные сочетания цветов. Черной акварелью покрываем весь лист, добавляя различные цвета, придавая работе красочность и живописность, затем берем синтетическую кисточку, набираем на нее небольшое количество белой гуаши, легкими ударами о другую кисточку либо о палец разбрызгиваем краску, обозначая звезды. И о чудо! Космос у вас на ладонях…
Комментарии