– Учась в институте, я никогда не сомневалась в правильности выбранной профессии. Единственное, что смущало, так это странные перспективы роста у учителя, то есть возможности карьеры. Чем отличается учитель молодой от проработавшего много лет? Только отсутствием опыта (а это ни в каких единицах не измерить), их социальное положение одинаково, отличия в профессиональном статусе не принципиальны (подумаешь, у кого-то 10-й разряд, а у кого-то -14-й, разница не столь велика). Завуч или директор – эти должности не воспринимаются как логическое продолжение профессионального роста учителя. В общем, как ни крути, а учитель всегда останется только учителем. Это обстоятельство многих моих однокурсников отпугнуло от работы по специальности. В школе сейчас – только четверо из 26. Меня с существующим положением дел мирило то, что чувствовала себя на своем месте, могла сказать, что это я могу делать хорошо. Не ждала ничьих похвал, никакого признания, почета.
Но учебный год 2004-2005 многое изменил. Конкурс «Учитель года Москвы», как и многое в своей жизни, не планировала, сначала даже воспринимала это как лишние хлопоты, зачем-то взятые на себя. Раздирали противоречия: с одной стороны, мне никому ничего не хотелось доказывать, я сама лучше всех знаю свои сильные и слабые стороны; с другой – вдруг это тот самый случай, когда возможно по-другому повернуть жизнь, идущую до сих пор ровно, однообразно. И я отдалась воле этого случая.
Мой директор Павел Павлович Панкин, когда обсуждал со мною участие в конкурсе, выдвинул как главный аргумент: «Вам будет приятно об этом вспоминать». И он, как всегда, был прав. Сначала округ, потом – город. Незабываемая неделя в Поведниках (или в Паведниках, эту языковую загадку так никто и не разгадал), где не только 24 участника, но и члены Большого жюри попались дважды на остроумную первоапрельскую шутку некоторых членов Большого жюри и команды КЭСовцев.
Потом была поездка в Калининград: там проходил конкурс «Учитель года России». И снова череда конкурсных заданий. Калининград мне представлялся почти до последнего дня городом, состоящим из трех достопримечательностей: завода, тюрьмы и гимназии №1. Только это успевали мы увидеть по пути в гимназию, где все и происходило. Именно в Калининграде я поняла простую, но для меня очень важную мысль: я живу в огромной, интересной и творческой стране, в которой при всех наших исторических катаклизмах есть общественный институт, сохраняющий самые лучше традиции и при этом открытый разумным (подчеркиваю) изменениям, – ШКОЛА. «Как ты проходишь Бунина (словесники иногда позволяют себе такие вольности по поводу русских классиков)?», – спрашивали друг друга учителя с Камчатки, Мурманска, Москвы, Норильска. Нас много, а классика у нас одна, профессиональные проблемы – общие.
Когда-то целым миром мне представлялась школа №1741, где я работала. Что изменилось после конкурса? Я по-прежнему работаю в той же школе, по-прежнему учителем русского языка и литературы, и мне хватает проблем этого мира, чтобы заполнить ими целый день, неделю и так далее. Но теперь в моей жизни есть дела, где я выступаю в роли представителя Западного округа: окружные конкурсы, олимпиады, марафоны, конференции (взрыв адреналина во время конкурса до сих пор приносит свои творческие плоды). Как преподаватель Москвы, я вошла в состав КЭС (координационный экспертный совет) – коллектив учителей, чей искрометный юмор, острый ум, организаторские способности, деловые качества позволяют московскому конкурсу «Учитель года» всегда быть интересным, содержательным и незабываемым.
Зимой 2006 года мне посчастливилось вместе группой коллег, собранных «Учительской газетой», съездить в Хельсинки, где есть школа, дети которой учат русский зык и учатся на нем. «Учительскую газету» с этой школой и ее директором связывает давняя дружба. А в мае я попала в Варшаву на конференцию по изучению русского языка как иностранного. И теперь могу смело, почти с позиции человека государственного мышления, сказать, что экспортный продукт высочайшего класса в нашей стране – несомненно прежде всего РУССКИЙ ЯЗЫК.
Я вовсе не считаю, что простой школьный учитель – фигура маленькая. Но чтобы делать свое большое маленькое дело, учителю стоит помнить о возможностях, которые дает наша профессия. Просто не всегда нам хватает смелости и силы воли ими пользоваться.
Это и есть мой карьерный рост, который всегда будет явлением совершающимся, а не совершенным. Остается только надеяться, что мое представление о том, как должна жить и развиваться современная школа, не окажется противоречащим тому, что проводится в качестве реформ в образовании сейчас и что называется модным, нерусского происхождения словом «модернизация». Но, не могу удержаться от желания сослаться на классика – Федора Михайловича Достоевского, это уже совсем другая история.
Комментарии