search
main
0

Юбилей железной дороги Из Петербурга в Москву по рельсам

Паровозная тяга впервые была успешно применена в 1825 г. на железной дороге в Англии. В 1830 г. сдали в эксплуатацию первую железную дорогу в США. Своим путем шли поиски в создании железнодорожного транспорта в России. В 1834 г. была построена заводская железная дорога в Нижнем Тагиле, на которой работали паровозы, построенные отцом Ефимом Алексеевичем и сыном Мироном Ефимовичем Черепановыми. Несмотря на успешную работу паровозов, нововведение Черепановых не было поддержано.
Применение паровозной тяги на железных дорогах явилось революционным научно-техническим событием. Железнодорожный транспорт с тех пор стал развиваться быстрыми темпами.
Уже через два года после успешного начала работы паровозов на Урале в России была открыта первая железная дорога. В сентябре 1836 г. было закончено строительство железнодорожной ветки, соединившей Санкт-Петербург – Павловск – Царское Село. Она была построена для увеселения царской семьи. Первый поезд отправился 26 сентября 1836 г. Придворная знать с восторгом отзывалась о поездках на этом виде транспорта, заменяющем брички и кареты. Сочетание скорости и комфорта восхищало пассажиров.
Несмотря на огромные материальные затраты, требующиеся для железнодорожного строительства, в России было начато сооружение магистрали Санкт-Петербург – Москва. 1 ноября 1851 г. из Санкт-Петербурга в Москву по крупнейшей в то время двухпутной железной дороге общего пользования отправился первый поезд, сопровождаемый на всем протяжении пути одобрительными приветствиями жителей придорожных поселений.
На 650-километровой дороге было построено 272 крупных сооружения, 184 железнодорожных моста, большое количество других устройств и приспособлений. В создании магистрали принимали участие русские инженеры и ученые П.П.Мельников, Д.И.Журавский, Н.О. Крафт и др. Позже она стала называться Николаевской, а с 1923 г. – Октябрьской. Эта дорога, соединившая центр России с Балтийским морем, имела огромное стратегическое значение.
Экономическая целесообразность железнодорожного транспорта стала очевидной. Вторая половина ХIХ века в России ознаменовалась бумом железнодорожного строительства. В 1868 г. построена железная дорога Москва – Курск, в 1870 г. – Курск – Киев, в 1871 г. – Москва – Брест, в 1899 г. – Ташкент – Кисловодск. В 1891 г. было начато строительство Великого Сибирского пути от Челябинска до Владивостока.
Бурное железнодорожное строительство способствовало развитию капитализма в России и выводу ее в число ведущих держав мира.
Геннадий ЗАБОЛОТСКИХ,
кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте