Наука бьет… рекорды
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта отметил свое 65-летие.
Член ученого совета ВНИИФКа профессор А. Стрижак назвал мне целую плеяду выдающихся легкоатлетов, таких, как С. Бубка, Т. Быкова, Г. Авдеенко, Р. Эмиян. Они показали результаты мирового класса не только благодаря своим природным качествам, но и сопряженному методу тренировок, который, можно сказать, открыл выдающийся ученый-педагог В.М.Дьячков. Во главу угла здесь поставлены не объемы нагрузок, а концепция адекватности средств и режимов к требованиям планирования и прогнозирования результатов в подготовке к чемпионатам Европы, мира и Олимпийским играм.
Во ВНИИФКе разработаны первый комплекс ГТО, методики лечебной физической культуры, оказавшие такую значительную помощь стране в годы Великой Отечественной войны. В активе института – создание оригинальной системы производственной гимнастики, выпуск фундаментальных теоретических и методических работ по проблемам спортивной тренировки, физиологии спортивной деятельности, врачебного контроля, физического воспитания в школе.
Исследования института часто опережали практику. Прежде всего в теории адаптации, науки о здоровье, в разработке методов диагностики и врачебно-педагогических наблюдений, спортивных тренировок. Авторы этих уникальных работ – ученые с мировыми именами: С.П.Летунов, Р.Е.Мотылянская, В.В.Кузнецов, М.Я.Набатникова, Н.Д.Граевская, В.П.Филин. Много сделано учеными для развития школьно-юношеского спорта. Сейчас это направление успешно ведет В.Г.Никитушкин вместе с большим практиком-организатором генеральным директором МГФСО профессором Л.Б.Кофманом.
Благодаря исследованиям профессоров Р.С.Суздальницкого и В.А.Левандо по изучению физических факторов для реабилитации иммунной системы спортсменов и физкультурников на последних летних Олимпийских играх в Атланте не заболел ни один российский спортсмен.
Лев САФОНКИН
Друзья из “Архипелага”
На этой фотографии они еще вместе. Второй справа – Александр Солженицын. Николая Виткевича (второй слева) и Кирилла Симоняна (в центре в первом ряду) уже нет в живых. Совсем недавно умерший Н.Д.Виткевич долгие годы жил и работал в Брянске. Когда был сделан этот снимок, друзья учились в восьмом классе.
“…Я сразу понял, что арестован за переписку с моим школьным другом, и понял, по каким линиям ждать мне опасности… Содержание одних наших писем давало по тому времени полновесный материал для осуждения нас обоих: от момента, когда они стали ложиться на стол оперативников цензуры, наша с Виткевичем судьба была решена…” Так описывает Александр Солженицын в эпопее “Архипелаг “ГУЛАГ” причину своего ареста зимой 1945 года.
А началось все со школьной дружбы.
– Ты, Морж (такой была кличка Солженицына в школе), как самый хитрый, будешь Арамисом, – заявил как-то Кирилл. – А Кока (школьное прозвище Виткевича) станет Портосом. На том и порешили.
Игры играми, а между тем в окружающей жизни творилось такое, что из подросткового сознания потихоньку выветривалась наивность…
Но они были молоды, а значит, сильны той силой, которая, по словам Герцена, “нисколько не обеспечивает будущего, но делает его крайне возможным”. Уже тогда задумали серьезно учиться. И начать решили с естественных наук. Виткевич и Симонян поступили на химический факультет, Солженицын – на физико-математический. Проучившись два курса, решили поступить еще и на заочное отделение ИФЛИ (годы-то как у Юлия Цезаря, в отчаянии произнесшего именно в этом возрасте, что еще ничего не сделано для бессмертия!). Инициатором был Солженицын: “Все зачеты и экзамены в университете сдаем до сессии, а затем едем в Московский институт истории, философии и литературы”.
Вкалывали, понятно, как каторжные. Подъем в шесть ноль-ноль, потом – активная зарядка и сразу занятия.
Они выдержали тогда этот сумасшедший темп – поступившие на литфак Солженицын и Симонян и пришедший на философский факультет Виткевич. Сообразуясь с целью, разработали специальную методику занятий. Не заглядывая в конспект, по памяти “шпарили” все услышанные накануне лекции, делали выкладки и расчеты. Потом – завтрак и – в университет. Обед. Прогулка. И снова – работа в лабораториях или допоздна в академической библиотеке. По воскресеньям – взаимный опрос по предметам ИФЛИ.
Да, они смело установили “планку” и смело шли на нее. Никаких увеселений, только учеба и работа. Все это было ой как нелегко. Тем более что приходилось всем троим еще и подрабатывать уроками. Позднее, кстати, это выработанное в молодости качество здорово помогло Н.Д.Виткевичу. Ведь защитил-то он кандидатскую диссертацию после десятилетней “командировки” в ГУЛАГ, перевалив через сорокалетний рубеж! А Кирилл Семенович Симонян перевелся в мединститут и стал со временем одним из крупнейших отечественных хирургов, профессором. Он, кстати, был одним из шестерых медицинских “светил”, которые буквально по частям “сшивали” попавшего в автокатастрофу гениального физика Ландау. Это о нем Солженицын пишет в эпопее: “Еще одного нашего школьного друга К. Симонянца (так в тексте. – В.Ш.) едва не подгребли тогда к нам. Какое облегчение было мне узнать, что он остался на свободе!”
– Целеустремлен и организован Санька был просто необыкновенно. Можно как угодно это расценивать, но в четвертом или пятом классе я видел у него тетрадь с надписью: “Полное собрание сочинений А. Солженицына. Том первый. Книга первая”.
Да, по словам школьного друга, будущий лауреат Нобелевской премии всю свою незаурядную работоспособность поставил на служение одной цели. “Помню, как пришедшая на свидание в библиотеку Наталья Решетовская вынуждена была терпеливо ждать, пока будущий муж оторвется от книги и обратит на нее внимание”.
Виткевич, правда, не исключал, что в подобной тактике была и немалая доля нарочитости и педантизма. Может быть, отсюда непохожесть и взыскательность к себе и другим даже в детстве и юности.
В “Марфинской шараге”, где вместе потом сидели и которую он описал в романе “В круге первом”, законспектировал даже толковый словарь Даля, а русский язык изучил так, что зеки говорили “по Ушакову-Солженицыну”…
Василий ШПАЧКОВ
Брянск
Фоторепродукция автора
Комментарии