search
main
0

Язык до консенсуса доведет

Ключевой навык учителя - умение договориться, убежден Дмитрий Хоревский

…Начало было классическим. Кто-то из мальчишек играл в машинки, а Дима – в школу. Ставил доску, расчерченную в косую линейку, вооружался методическим пособием (и откуда только сборник упражнений по русскому языку взялся?). В роли ученика, как заведено, выступал младший брат, иногда не совсем по доброй воле. Но все впрок: ему те ранние уроки наверняка пригодились. А для старшего они стали первым настоящим педагогическим опытом. Продолжение несколько вышло из традиционной колеи. В школьные годы появились иные заботы, но детский интерес не погас, и поступил Дмитрий Хоревский именно на филологический факультет Севастопольского государственного университета с намерением стать учителем. И стал им, да не рядовым, а лучшим учителем Севастополя в 2018 году.

Дмитрий ХОРЕВСКИЙ

Двадцать пять и пять
Сейчас ему 25 лет, и уже 5 лет педагогического стажа. Магистратуру осваивал параллельно с полноценной работой в школе. Это было трудное время. День начинался с уроков у пятиклассников. Учеба в вузе проходила во вторую смену, после нее ждали стопки тетрадей на проверку да подготовка к очередным занятиям. И так два года.
Справился молодой педагог благодаря азарту, личным способностям, а также поддержке коллег: работать поступил в ту же гимназию №8, в которой учился со второго класса. Любимый учитель Наталья Николаевна Чижикова стала педагогом-наставником. «Она меня всегда вдохновляла, открыла мир русского языка и литературы!» – говорит Дмитрий.
Не секрет, что у молодых учителей нередко возникают сложности с вхождением в устойчивый и давно сформировавшийся коллектив. Стажисты взирают высокомерно, в крайних случаях бывает даже буллинг, настоящая травля формируется на почве неопытности. Дмитрий Хоревский встретил в родной гимназии только доброжелательный интерес, стремление воодушевить новичка на педагогическом поприще, подсказать и помочь.
Бывшие пятиклашки уже доросли до десятого класса, весной успешно сдали аттестационные экзамены с минимумом троек.
– Умнички такие, теперь будем к ЕГЭ готовиться! – радуется Дмитрий Игоревич.
– Какой возраст учеников вам ближе, с каким легче?
– Это не одно и то же. Ближе, конечно, дети постарше, у них есть помимо мыслей, вложенных родителями, уже и собственные соображения и оценки, и они умеют их формулировать. Легче же с малышами, которые более лояльно относятся к тому, что учитель молод, в работе с ними мой возраст – преимущество.
Три с половиной года назад Дмитрий Хоревский стал классным руководителем. Появился новый опыт – общение не только с детьми, но и с их мамами и папами.
Задаю свой излюбленный вопрос о контактах с родителями, что, как я знаю из рассказов многих и многих педагогов, является самой сложной частью их работы. Учитель явно придерживается позитивного мышления. Трудности он воспринимает как нечто естественное, что просто нужно преодолеть без зацикливания на них. Да и не встречалось каких-то особых трудностей.
– Современные родители иногда очень ревностно относятся к оценкам детей: «Как, у моего сына двойка?»
– Приходится разговаривать, объяснять. Я думаю, умение договориться с человеком, взрослым или ребенком, – ключевой навык педагога. Иногда стоит приструнить чувство собственной важности, свое эго, чтобы услышать мнение другого. Это не значит принимать оскорбления. Я осознаю, когда в человеке говорит эмоция, и готов пропустить ее мимо себя, не обратить внимания, не обидеться. Учитель прав по-своему, родитель – по-своему, нужно найти компромисс. Когда остывают эмоции, включается разум. Он помогает найти точки соприкосновения. Не встать на позицию одного или другого, а выработать новый вариант, устраивающий разные стороны.
– Не раз от педагогов слышала мнение, что их права куда менее защищены, чем права детей. Что вы думаете по этому поводу?
– Права учителей, конечно, должны быть защищены, так же как и права других участников образовательного процесса. Но мне представляется, что куда важнее вопросы безопасности, появления оружия в школах. Все знают о страшных случаях в разных регионах страны. Это беспокоит куда сильнее, чем мелкие неурядицы в плане личных взаимоотношений.
– Беседую с вами и думаю: какой же вы мудрый человек.
– Ну, мудрость – слишком большой комплимент для меня, скорее дипломатичный. Мне кажется, что только через умение находить общий язык с разными людьми, через навык договариваться можно достичь успеха. Во всем.

Ответить на вопрос «зачем?»
Нередко люди, которые идут учиться на филфак, сами пытаются сочинять. И у Дмитрия были попытки, но, как сам он их характеризует, пустяковые. Теперь же он подумывает о собственном творчестве вполне серьезно, привлекает не поэзия – проза.
Качественному владению русским языком он придает огромное значение.
– Сейчас в мире актуально деловое общение. Оно нередко обезличено, интернет-собеседники могут не знать внешности, национальности друг друга. Язык в этой ситуации становится нашим лицом. И оно должно быть максимально прекрасным. Знание родного языка – важная компетенция современного человека. Более того, – говорит Дмитрий Игоревич, – русский язык – носитель нашей культуры, а это великая культура. Немало известных иностранцев главными книгами, которые повлияли на них, называют произведения Толстого, Достоевского. Жаль, что мы сами утрачиваем понимание, каким культурным богатством обладаем. Информации стало в разы больше, а читаем все меньше и меньше.
В такой ситуации меняются и формат уроков литературы, и их смысл.
Кто-то сводит занятия к уговариванию: «Ну прочитайте!» Кто-то счастлив, если удается на уроке хоть частично прослушать великие тексты. Дмитрий Хоревский видит свою задачу как учителя литературы в том, чтобы убедить ребенка XXI века: произведение, созданное одно-два столетия назад, созвучно нашему времени, его заботам, интересам, выборам.
– Представьте 15‑летнего парня, который видит четырехтомник «Войны и мира», – рассказывает Дмитрий Хоревский. – В первую очередь он воспринимает его объем: «Так много!» Затем возникает недоумение: «Зачем?» Ответить на этот вопрос и есть моя главная задача. Если не объяснить сейчас, человек может навсегда пройти мимо. Он упустит массу вещей, которые стали культурными клише, ими наполнен кинематограф, эстрада, да разные стороны жизни; не сможет воспринимать их адекватно, будет обделен. Результат, к которому я стремлюсь: чтобы когда-нибудь, пусть не сейчас, а через несколько лет, когда он повзрослеет, научится различать смысловые оттенки, анализировать текст внутри себя, он это произведение захочет прочитать и прочитает.
В младших классах среднего звена для знакомства с персонажами сказок Дмитрий Игоревич предложил посмотреть на них с трех ракурсов: исторического, образа в сказках и образа современного. Дети составляли сравнительную таблицу, в которую включили информацию о персонаже в контексте истории, цитаты из текста сказки и внешнее описание героев из фильма «Последний богатырь». Искали сходства и различия. Обнаружили, что раньше история героев подавалась богаче, полнее, сейчас больше внимания уделяется внешнему облику и развлекательному компоненту. Сделали выводы!
«Евгения Онегина» в девятом классе читали вслух из урока в урок. Останавливались на непонятных словах, вышедших из употребления. Обсуждали смысловые нюансы. Обязательно просматривали связь времен, пушкинского века и компьютерной эпохи, оказалось, не сильно-то и изменились мы за этот период, мечтаем, страдаем, любим так же.
Кто-то из современных писателей сказал: «Люди делятся на тех, кто читал «Братьев Карамазовых», на тех, кто пока не читал «Братьев Карамазовых», и на тех, кто никогда не прочитает «Братьев Карамазовых». Задача учителя литературы – свести к минимуму последнюю категорию!
Школьную программу по литературе Дмитрий Игоревич Хоревский считает хорошо сформированной и полноценной, только слишком перегруженной. Недавно вновь добавили произведения, обязательные для изучения. Вот где уместно вспомнить политического классика: «Лучше меньше да лучше». Если уж приращивать количество, то другим качеством: современными и зарубежными авторами. Русская литература – часть всеобщей, было бы логично рассматривать отечественные тексты на фоне мировых тенденций. Как без «Фауста» Гете можно понять глубокий смысл «Мастера и Маргариты» Булгакова, например?
Связь национальных культур особенно актуальна для человека, который учился в одной стране, а работает уже в другой (хотя гимназия, где он учился и работает, повторю, одна и та же). Гимназия №8, возглавляемая креативным, современно мыслящим директором Ириной Александровной Тихоненко, одна из первых в Севастополе перешла на итоговую аттестацию выпускников на русском языке. И одна из первых дала финалиста всероссийского этапа конкурса «Учитель года».
Метод Хоревского
– Участвовать в подобном конкурсе было моей мечтой. Я хотел, горел, желал его. В первую очередь для того, чтобы познакомиться с коллегами из других регионов, обменяться опытом. Всероссийский форум! Потрясающая отдача от конкурса, высочайший уровень общения. Эмоции до сих пор не оставляют. Один из этапов проходил в Санкт-Петербурге, нас принимали во дворцах. Атмосфера конкурса поднимает престиж профессии и позволяет поверить, что ты в этом мире действительно нужен. После конкурса я много выступал на местных площадках, транслировал полученные знания и энергию, которой напитался, – вспоминает учитель.
Естественно, что основная идея, которую Дмитрий Хоревский проводил через семинары, показательные уроки и мастер-классы, была той же, что он реализует в повседневной школьной практике. Литература – вещь гибкая, она развивается вместе с обществом и должна соответствовать современному моменту. В классике есть все. Она потому и классика, что прошла проверку временем и подтвердила: это навсегда.
Важная сторона «методики Хоревского» – связь литературы с другими сторонами жизни. Стихи, романы, новеллы способны помогать социализации, развитию мягких навыков, умению принимать решения, адаптироваться.
Есть в современном обществе актуальная тема – принятие себя. О ней говорят психологи, пишут пользователи соцсетей. Люди начинают понимать, что их недостатки (физические, психологические) – не недостатки, а особенности. Среди моделей может появиться женщина с ожогом на лице, который делает ее не ущербной, а яркой, незабываемой.
А в литературе есть стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». Написано оно почти сто лет назад, но как будто про сегодняшний психологический тренд. Так соединяются литература и болевые точки реальности. «К классике нужно обращаться, чтобы лучше ориентироваться в настоящем и смелее смотреть в будущее», – убежден Хоревский.
Дмитрий любит учиться. Скоро снова отправляется на обучение. А что нравится больше: учиться или учить?
– Это две стороны одного процесса. Обучение сегодня – это передача опыта, который пережил сам. Научился сам – поделился с другими. Процесс обучения приобретает новые формы, это уже не просто передача знаний. Их можно найти в Интернете, а вот себя в Интернете не найдешь. В литературе, да, можно. Литература дает уникальную возможность пережить чужой опыт и не совершать ошибок. Она позволяет воспринять для себя определенную модель поведения.
– Был ли у вас такой персонаж, который повлиял на ваши ценностные ориентиры?
– Разные произведения дали мне частичку того и другого. Один из наиболее важных для меня персонажей – это князь Мышкин из романа «Идиот». Не то чтобы я на него похож, нет, но его взгляды во многом мне близки.
– Дмитрий Игоревич, что содержится в вашем личном педагогическом кодексе?

– Надо всегда помнить, что школа создана для детей, а не для нас, учителей. Когда детям не позволяют чувствовать себя в школе комфортно, элементарно запрещают сидеть на диванчиках, по мелочи ущемляют, когда учитель ставит в приоритет собственные интересы – это в корне неверно. Дети достойны того, чтобы с ними обращались, как со взрослыми, уважали их. Они во многом лучше нас и уж точно знают больше, чем знали мы в их годы.
Севастополь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте