Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Яркая палитра возможностей. Воспитание лидера – это современно

УГ - Москва, №07 от 16 февраля 2016. Читать номер
Автор:

​Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только возможность школьников самостоятельно выбирать собственную траекторию развития, но и возможность попробовать себя в совершенно разных социальных ролях, практиках или проектных инициативах.

Другими словами, ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений: многочисленные диалоги, в которые так или иначе вступают ребята (например, в рамках своей деятельности в школе или через участие в окружных и межрайонных конференциях) со своими сверстниками, со взрослыми – родителями и учителями, с работниками различных сфер общественной жизни с одной лишь целью: решить какую-то значимую для общества, родного образовательного учреждения или социальной группы задачу. Именно из решения этих на первый взгляд совершенно разных реализуемых ученическими командами проектов складывается политическая, экономическая, социальная или культурная политика. И те практики, которые осваиваются ребятами, – это то, что позволит им жить в инновационном, то есть постоянно обновляющемся, мире будущего – они, можно с уверенностью сказать, будут готовы к переменам, инновационным, динамично происходящим процессам, имея при этом за плечами важные социальные и духовные ценности. Ведь молодежь – это своего рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.Органы ученического самоуправления, создаваемые на базе образовательного учреждения, выполняют важнейшую задачу на пути модернизации качества общего образования – воспитание духовно-нравственных ориентиров личности, развитие эмоциональной отзывчивости школьников, формирование системы умений и навыков, позволяющих ученикам (в доступных возрасту формах) творчески преобразовывать окружающую действительность, выражать свое отношение к миру. Созидательная сила творчества, продуктивные формы самостоятельной деятельности содержат в себе большой воспитательный потенциал.Государство ставит перед образовательными учреждениями новые задачи: 29 декабря 2012 года был принят новый (на тот момент) ФЗ «Об образовании в РФ». В нескольких статьях данного закона речь идет об ученическом самоуправлении (советах обучающихся), о характере управления образовательными учреждениями и многом другом. Это был действительно скачок! Утверждение данного закона обеспечило ряд существенных изменений в системе образования (в области ученического самоуправления), которые позволили молодому поколению начать наиболее полно реализовывать себя в общественной жизни. У команд появилась «юридическая сила»: уже никто не мог сказать им, что ваша работа никому не нужна… При этом важно иметь в виду, что участие в самоуправлении всех участников образовательного процесса – это требование закона, а не желание или «добрая воля» учредителя или администрации школы. Для эффективного функционирования самоуправления нужны дополнительные локальные акты, такие как положение о самоуправлении общеобразовательного учреждения, в котором закрепляются форма самоуправления и его структурные элементы. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что директора московских образовательных комплексов видят в деятельности команды ученического самоуправления ресурс развития образовательной организации. Но это не значит, что надо завалить ребят работой, которая оплачивается сотрудникам ОУ. Это значит, что детские проектные инициативы нужны и актуальны: проекты по преобразованию окружающей среды, организация детьми занятий для таких же детей, организация детьми встреч (пресс-конференций, например) для родителей с целью представить свой опыт и иногда даже доказать им, почему важно принимать участие в работе команд. На основе добровольного сотрудничества волонтерская работа способствует развитию у обучающихся чувства ответственности, справедливости, нужности своему обществу: обучающийся начинает реализовывать себя, проявляя важнейшие качества личности, которые впоследствии помогут ему стать полноценным членом общества. Та социализация, о которой так много говорят, наиболее эффективно проходит именно тогда, когда ребенок погружен в деятельность. Имитация такой работы приводит к тому, что ребята не готовы, столкнувшись с определенными трудностями, преодолеть их, боятся представить свою точку зрения. Ученическое самоуправление призвано помочь обучающимся гармонично пройти социализацию в образовательном учреждении, подготовиться к жизни в окружающем мире, максимально сократить негативное влияние социума на становление обучающегося путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта. Все это позволит школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, а также осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с социумом.Раньше мы редко встречались с тем, что ученики смело заявляют о своих мыслях и идеях в известных педагогических изданиях… Сейчас это норма жизни.Задачи, которые, на мой взгляд, стоят перед администрацией любой школы:- создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося;- выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его возможностей;- предоставление учащимся возможности моделирования вместе с педагогами системы управления школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс);- развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, начальных навыков коллективной и руководящей деятельности;- развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;- использование адекватных форм в реализации своих замыслов;- диагностирование и анализ результатов деятельности обучающегося и его окружения;- развитие инициативы, творческой индивидуальности обучающегося;- развитие умений включаться в диалог со сверстниками и педагогами по решению поставленных задач;- умение проявлять свои познания, пытаться анализировать ситуацию, выражать свое отношение к ней;- развитие готовности быть активным;- умение вести работу самостоятельно.В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление (в частности) должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемого в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов обучающихся возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его реализацию. Подробнее на странице ученической общественности Юго-Восточного административного округа: vk.com/ysuvao.Анна СЕДОВА,координатор Центра содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту