search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями  Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

Ямальская сказка. Каждый ребенок – маленький принц

В этом году у учителя начальных классов средней общеобразовательной школы поселка Пангоды Ямало-Ненецкого автономного округа, победителя регионального конкурса «Учитель года Ямала-2012» Марины Вострецовой юбилей – вот уже двадцать лет как она открывает малышам удивительный мир знаний.

– Моя бабушка была учительницей, работала в младших классах, я частенько сидела у нее на уроках за последней партой и мечтала стать похожей на нее, проверять тетради, объяснять решение трудных задач, – рассказывает Марина Павловна.Мечта Марины Павловны сбылась, в 1993 году она окончила  педагогическое училище в своем родном Нефтекамске. Ни разу даже в трудные 90-е годы Марина Вострецова  не подумала о том, чтобы сменить профессию.  Заходила в класс  и забывала о всех проблемах,  на нее смотрели тридцать детских глаз – их нельзя обмануть или подвести. Кстати, ей пришлось работать в классе, где были только девочки, так что опыт раздельного обучения у Марины Павловны тоже есть. Семь лет назад Марина Вострецова решила переехать в суровый край. – Когда-то в Надыме жили мои родственники, работал мой дед. У Севера свое обаяние, попав сюда, я поняла, почему люди живут тут десятилетиями. Хотя зимой бывает до минус 50. Северная природа (пусть и скромная) очаровывает, зимой, конечно, трудно – полярная ночь, но за короткое лето успевают созреть ягоды, в июле, не поверите, бывает плюс 30. А в сентябре уже снег падает. До Северного Ледовитого океана чуть более 100 километров… Конечно, скучаю по своему родному городу Нефтекамску, – признается учитель, – там живет моя мама и учится дочка. Кстати, когда она завершит свою учебу в колледже, то планирует обязательно приехать  жить в поселок Пангоды.В Пангодах, где работает Марина Павловна, сейчас уже около 12 тысяч жителей. Здесь большие месторождения газа, так что поселок перспективный, будет расти и развиваться. Сейчас здесь две школы. Та, в которой работает Марина Вострецова, по меркам северного сельского поселка большая, около 700 детей. В этом году рекордное число первоклашек.- Так получилось, что в Пангодах живут люди из разных городов страны, северяне народ особый – к трудностям привыкший, добрый и отзывчивый. Умеют разделить и горе, и радость  со своими соседями. В моем коллективе очень обрадовались, узнав, что я стала победителем на региональном конкурсе «Учитель года Ямала-2012».Участие в конкурсе меняет жизнь учителей. Так случилось и с Мариной Павловной. Она стала заместителем директора по воспитательной работе.- Учительская работа, – тем не менее вздыхает вострецова, – для меня во много раз привлекательнее, я общаюсь с детьми, они подзаряжают меня, работа с бумагами куда утомительнее.Уроки Марины Павловны такие же, как и она сама, – живые и непосредственные. Конкурсный урок она проводила по окружающему миру в 3-м классе. Тема «Как Россия у Европы училась».  За 45 минут ребята смогли попутешествовать и по России ХVII  века, и по средневековой Европе, и, конечно же, узнать, в чем заключались реформы великого русского царя Петра I. «Спасибо за урок, – сказали ноябрьские ребята, где проходили окружные конкурсные задания, Марине Павловне. – Мы столько нового узнали, с вами было так интересно, точно мы на машине времени оказались в прошлом, своими глазами все увидели, даже характер царя прочувствовали».- Очень жаль, что мы, становясь, взрослыми, забываем мир детства, – говорит Марина Павловна. – Ребенок создает собственный мир фантазий и воображаемых героев. Взрослые должны вести ребенка  к творчеству через радость открытия нового. И обязательно бережно относиться к хрупкому миру детства. Все наши проблемы, страхи, комплексы идут из детства. И наоборот,  счастливое, радостное взросление дает опору в будущем, помогает преодолевать любые кризисные ситуации в жизни. Любимое произведение Марины Вострецовой – «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Вострецова, как и французский писатель, умеет рассмотреть в детских рисунках и наивных еще сочинениях творческую одаренность практически каждого ребенка. Каждый малыш талантлив  по-своему, убеждена она, нужно только, чтобы взрослые увидели в нем дар и помогли развить и взрастить его. Большое внимание Вострецова уделяет изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка. Так как поселок небольшой, все знают друг друга, дружат семьями.Свою педагогическую технологию Марина Вострецова называет технологией творчества. Учитель – сторонница образовательной системы «Школа 2100». Марина Павловна старается  учить своих ребят постигать тайны природы, учит слышать и слушать, мыслить и чувствовать, а главное – сопереживать. Учиться  – значит идти вперед, опираясь на знания и веря в удачу, относясь к своим ошибкам как к точкам роста. Вострецова и сама постоянно учится. Сейчас она заочно оканчивает Московский социально-психологический институт по специальности «государственное и муниципальное управление». Примечательно, что на региональном конкурсе «Учитель года Ямала-2012» победила именно выпускница педагогического училища, обладающая конкретными знаниями и умениями, обогнав конкурсанток с высшим педагогическим образованием.- Я все время учусь,  – говорит Марина Павловна. – Только за последние три года пять раз проходила курсы повышения квалификации, окончила Ямальскую школу риторики для педагогов. Кстати, участвовать в конкурсе «Учитель года» меня подвиг именно заведующий кафедрой гуманитарных исследований регионального института развития образования Сергей  Тихонов. Руководитель Ямальской школы риторики, он увидел во мне потенциал и помог его реализовать.Марина Павловна, совершенствуясь и накапливая знания, старается поделиться ими с другими. Она  автор статей «Открываем знания вместе с учениками», «Литературное краеведение», «Интегрированный урок «Окружающий мир». Учитель внимательно исследует проблему повышения мотивации учащихся в процессе активизации познавательной деятельности и всеми силами старается на своих уроках воспитывать заинтересованных учеников.- С годами и опытом пришло то, что я могу назвать своей педагогической философией, – учить и учиться самой, постоянно находиться в творческом поиске, преодолевать себя, строить педагогическую деятельность, ориентируясь на общечеловеческие нравственные ценности, а высшей ценностью считать личность самого ребенка, –  говорит Марина Павловна.Разумеется, школа, а теперь еще и административная деятельность, отчеты и циркуляры, работа с родителями забирают все время Марины Павловны. Она суперответственна, а потому не привыкла делать что-то быстро и спустя рукава. И все-таки, когда остается хотя бы немного свободного времени, она берет в руки любимые детективы. Еще одно увлечение Вострецовой – танцы. Марина Павловна удивительно пластичная и грациозная, а еще она легко и непринужденно держится на сцене. Кстати,  ведущей регионального конкурса «Учитель года Ямала-2013» была именно она. Марина Павловна зачастую проводит  концертные программы.Марина Вострецова человек романтичный и до сих пор верит в сказки.  Каждый человек сам для себя сочиняет сказку своей жизни, уверена она. Учитель старается, чтобы уроки были интересными и увлекательными, как добрые сказки…  Ямало-Ненецкий автономный округИз эссе «Учить и учиться…»  Годы работы в школе научили меня принимать детей такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам других, но требовательной к себе. Главное для учителя – создать для ученика ситуацию успеха, помочь поверить ученику в себя и научить, как восходить к вершинам, как предупредить риск падения и как суметь подняться, когда довелось упасть. Наблюдая за жизнью, я прихожу к выводу, что задача педагога сегодня – воспитать человека, который сумеет найти свое достойное место в этом бесконечно меняющемся мире и станет успешным. Настоящий учитель… Его отличают любовь к детям и верность профессии, высокий уровень общей культуры и интеллект, широкая эрудиция и профессионализм, общительность, толерантность, артистичность и обаяние. Со временем я поняла, что на вопросы, которые себе задавала: «Сумею ли я проникнуть во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смогу ли я отнестись к этому миру не предвзято и откликнуться на него? Смогу ли я помочь ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает? В достаточной ли степени я сама – творческий человек, который в состоянии сблизить детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?» – жизнь дала утвердительные ответы: «Могу! Хочу! Готова!» Мне родители доверяют самое дорогое, что у них есть, – своих детей, и от меня зависит, сложится ли у ребенка школьная жизнь и станут ли родители моими единомышленниками. У В.А.Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребенок живет во вражде, он учится агрессии; если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребенка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка подбадривают, он учится верить в себя; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня ориентиром в отношении к ученику. И дети отвечают мне благодарностью. Когда я вижу, как мои ребятишки не хотят уходить домой и как они делятся со мной своими «страшными» тайнами, я начинаю верить, что все получится и что смогу научить ребенка быть добрым и справедливым, умеющим дружить, способным выбрать в жизни важное и нужное, не поддающимся воле обстоятельств. Что бы я еще хотела видеть в своих учениках? Умение мыслить, быть толерантными, умеющими конструктивно решать проблемы, способными самовыражаться, быть творческими личностями… Главное,  чтобы каждый стал яркой индивидуальностью, личностью. Врач дает клятву Гиппократа. Солдат – присягу. А учитель? Что говорит он, выбирая свой путь служения людям? Уважать маленького человека. Слышать и понимать каждого. Учить интересно. Уметь радоваться любому успеху. Увлекать мечтой и воплощать ее. Быть не над ребенком, не рядом, а вместе с ним. Почему я учитель? Почему среди всех профессий выбрала эту? Наверное, потому что у меня своя, особая миссия на Земле… Быть учителем! И в этом видеть свое счастье… Да, радостно жить! И слышать благодарное «спасибо за урок». И отвечать: «Спасибо, дети, вам!» Спасибо за то, что учусь у вас открытости, искренности, светлому взгляду на жизнь, учусь видеть красоту и гармонию мира. И все это вместе с вами. Ищу свой путь, свою истину, ибо «каждый выбирает по себе»… А завтра снова этот класс наполнится ребячьими голосами. Спадет шумок. И я увижу их глаза. В них – ожидание, готовность к познанию нового, жажда открытий… И будут вопросы… Много вопросов… И я учусь… Ищу ответы на них… Мне нужно многое знать, чтобы не разочаровать…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте