search
main
0

Якутск

Хватит вариться в собственном соку

“Учитель года” в Якутии проводится уже в 8-й раз. В этом году показать свои профессиональные достижения приехали учителя из 16 улусов республики, в основном из сельских школ, и это не случайно – городов у нас совсем мало. Забегая вперед, приведу интересный факт: пожалуй, впервые за всю историю этого конкурса в финал вышли преимущественно сельские учителя.

Tемп был задан буквально с торжественного открытия, после которого сразу же начался первый этап конкурса, самый научный – защита педагогических концепций, своеобразная визитка педагога. В этот же день учителя получили задания для третьего творческого тура: в этом году организаторы конкурса – Министерство образования РС (Якутия) и Институт развития образования – впервые предложили участникам разработать за 2-3 конкурсных дня, а потом защитить проекты, которые можно было бы назвать проектами общественного значения.

Со следующего дня в Якутске открылась “Школа будущего”, а вообще-то городская школа ? 14, которая гостеприимно распахнула свои двери для конкурсных уроков лучших учителей республики. Достаточно было пройтись по школьным коридорам и заглянуть хоть одним глазком за классные двери, чтобы воочию убедиться в этом. Вот из кабинета льется греческая музыка под управлением Валентины Анатольевны Дзингель, олекминской учительницы изобразительного искусства и черчения, 20 зодчих трудятся над строительством древнегреческих храмов. В соседнем кабинете, у Маргариты Ильиничны Васильевой из Верхоянска, первоклашки готовят к старту только что построенный из геометрических фигур космический корабль. На уроке национальной культуры у самого молодого участника конкурса из Налимской средней школы Вячеслава Тарасовича Пестрякова царит истинно народный дух – здесь открылась мастерская умельцев; к концу урока на каждом столе – необходимая в якутском быту вещь: кытыйа (особая миска), чорон (сосуд для напитка), туесок, и не важно, что сделаны они из пластилина, главное, своими руками, а в награду (вот это да!) – настоящий кумыс. А 3-й “В”, кажется, безоговорочно влюбился в Андрея Евгеньевича Галько из Алдана. Ну а как же тут останешься равнодушным, если он тебе и мультик покажет, и даст в конструктор “Лего” поиграть, так что к концу урока ты и не заметишь, как будешь разбираться в шестеренках и редукторах.

И вот уже участников ждет следующее препятствие, особенно трудное, иначе как поединком с учеными мужами из Большого жюри его и не назовешь. Предстояла защита проекта, основанного на перспективных, актуальных вопросах современного образования, нужно было убедить экспертов в его необходимости, своевременности. Здесь каждый получил возможность показать свою теоретическую осведомленность в проблемах современного образования и близких к нему областей, словом, попробовать себя в не совсем обычной роли: ученого, чиновника, общественного организатора.

Большое одобрение и, верится, скорое воплощение в жизнь получили проекты сунтарского учителя Александра Моисеевича Кириллина “Универсальная модель сельской школы”, учительницы из г. Нерюнгри Ирины Михайловны Юдицкой “12-летняя школа, какой я ее вижу” и проект общественной акции “Чудо родной земли” учительницы из Хангаласс Анны Михайловны Егоровой.

Наконец настал час “икс” – суперфинал. Звучат фанфары, объявляются призеры, занявшие 2-3-е места, а “Учителем года – 99” становится – знакомьтесь – учительница начальных классов из Верхоянской средней школы Маргарита Ильинична Васильева.

– Когда 14 лет назад я начинала свои первые шаги в школе, решила, что в моей работе главным должно быть Добро. Это значит: должна быть с детьми добра, но не быть добренькой; требовательной, но не придирчивой; быть для них другом и школьной мамой. Меня до сих пор радует и даже вдохновляет обращение детей, когда они в пылу эмоций называют меня не по имени-отчеству, а мамой.

Ученики М.И.Васильевой начинают изучать геометрические понятия с 1-го класса, причем системно. В этом им помогает программа “Конструирование и математика в начальных классах”, составленная их учительницей на основе курса, разработанного В.И.Волковой, О.Л.Пчелкиной. Главное, что дает программа, – это развитие логического и пространственного мышления, творческой фантазии, конструкторских умений, математической речи, умения сравнивать и обобщать, самостоятельно открывать новое. Маргарита Ильинична не оставила своих учеников и в 5-м классе, теперь она ведет у них предмет “Занимательная геометрия”.

– Почему я решила расширить математические знания учеников за счет геометризации? Доказано, что младшие школьники готовы к восприятию начальных геометрических понятий, у них даже может быть лучше развито пространственное воображение, чем у семиклассников. Этот предмет готовит “мягкую” площадку для изучения геометрии в дальнейшем.

– Маргарита Ильинична, как вы решились участвовать в этом профессиональном конкурсе?

– Сюда меня привела победа в улусном конкурсе, хотелось показать свои достижения, пообщаться с коллегами, ведь такие конкурсы – это кладезь профессиональных находок. Конкурс привлек меня и тем, что здесь ожидались практическая работа, обмен опытом, а не шоу. Поэтому я хочу всем учителям посоветовать не бояться участвовать в подобных мероприятиях. Хватит вариться в собственном соку.

Ольга СЛЕПЦОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте