Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Я так думаю

Учительская газета, №21 от 24 мая 2005. Читать номер
Автор:

Наверное, каждому учителю доводилось вздыхать, размышляя о своих учениках: «Да, мы были другими…» За этими «другими» таится многое: мы учились сознательнее, думали об окружающих, стремились к идеалу, гордились своей страной, у нас была цель. Говоря или думая так, мы, как мне кажется, недостаточно хорошо знаем тех, кого учим. Учителей и учеников часто называют людьми с разных планет, на нас, вероятно, любопытно смотреть, когда мы пытаемся говорить о добром и вечном на разных языках. Предвидя возможные возражения и обвинения в призывах к панибратству, скажу, что я против использования сленга и какого-либо заигрывания с учениками, чтобы стать «своей». Это, согласитесь, формальные способы, не дающие результата. Я о другом – об изучении того, что им интересно, о попытке понять, как они смотрят на извечные проблемы, о том, что их волнует в современной жизни, о том, как они себя в ней видят.

В год шестидесятилетия Великой Победы хотелось поговорить с ними о настоящем и прошлом страны, но так, чтобы не было моего пафосного монолога и их опущенных глаз, душ, блуждающих где-то. И тогда я решилась на «интеллектуальную провокацию». В качестве текста для изложения предложила им размышления Л.Н.Гумилева о стадиях развития этноса и императивах, которые разделяет «молчаливое большинство». Они слушали, и я видела, как близки и понятны им эти лозунги момента: рождение этноса – «надо исправить мир, ибо он плох», подъем – «будь тем, кем ты должен быть», вершина – «будь самим собой», надлом – «только не так, как было», переход в инерционную фазу – «дайте же жить, гады!», обскурация – «да когда же это кончится!!!», переход к мемориальной фазе – «а ведь еще не все погибло!», мемориальная – «вспомним, как было прекрасно», вырождение – «а нам ничего не надо». А задание к тексту было простое: ответить на вопрос – на какой стадии развития, по их мнению, находимся сейчас мы.

Проверяя работы, я отметила, что никто не ограничился формальной отпиской. И, исправив в трех работах неверно написанное слово «инерция» (ох уж эти иностранные слова!), пополнила подборку для словарного диктанта. А вот с тезисами-доказательствами хорошо справились…

Показательно, что в работах было больше вопросов, чем ответов.

Кто-то посчитал, что лозунг момента сейчас: «Да когда же это кончится!» И тут же был готов признать, что сам в этом виноват, что некому и не к кому предъявлять претензии.

«Раньше было лучше, чем сейчас» – это желание гордиться величием и могуществом своей страны, о котором мы вспоминаем по юбилейным датам.

Кто-то аргументированно доказывал, что из-за «синдрома русского человека» анализировать стадии развития нашего этноса бессмысленно. Птица-тройка не признает устоявшихся маршрутов и дорог, которых и нет вовсе, а есть одни направления… Поэтому «дайте же жить, гады!»

Многим близка мысль, что само наличие «молчаливого большинства» – на улицах, в метро, на скамеечках в сквере, у экранов телевизоров – ставит под сомнение возможность достижения вершины развития для этноса в целом, и только личность в любую эпоху перемен стремится «быть самой собой». Следовательно, надо быть личностью!

«Каждый выбирает для себя», – посчитали те, кто ежедневно видит все этапы развития и оценивает окружающий мир как многоцветную мозаику.

«Тьма и беспросветность, – так сказал только один человек. – Все будет так. Исхода нет. Да вы телевизор-то смотрите?!»

После звонка было много вопросов. Кто-то с удивлением поинтересовался, в какой именно работе Гумилева я это нашла, другие интересовались, о каком Гумилеве – Николае или Льве – все-таки идет речь, третьи допытывались, что я сама об этом думаю. Мысленно я поздравила себя: «Операция проведена успешно». Какой текст подобрать для следующей «интеллектуальной провокации»?..

Не обольщаю себя мыслью, что я для них «своя», да и не ставлю такой цели. Говорю о том, что люблю, что близко мне, благо уроки русского языка позволяют это в полной мере. И всегда жду, что услышу в ответ Слово.

Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка и литературы НОУ «Надежда+Вика», учитель года Ивановской области-2002, dobrotin@mtu-net.ru, Москва


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту