search
main
0

Я стремлюсь продлить детство в человеке. Борис ДИОДОРОВ

23 ноября отметил 70-летие Борис Диодоров – признанный мастер книжной графики. Им проиллюстрировано более 300 книг. Они пленяют чистотой, искренностью и глубоким проникновением в материал. Борис Аркадьевич говорит, что в его семье было принято читать книги вслух. Маленькому Боре читали сказки Андерсена, стихи Чуковского, но больше всего ему нравилось рассматривать в тяжелых кожаных переплетах роман Толстого «Война и мир» с рисунками Апсита. Его увлекали иллюстрации с изображением батальных сцен и старинного русского быта. В домашней библиотеке было много интересных книг, среди которых оказался и двухтомник «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф с фотографиями.

Надолго эта книга завладела сознанием мальчика, увлекла мечтой о загадочной, далекой, с готическими соборами и незнакомыми пейзажами северной стране. Так, пожалуй, впервые у него появился интерес к природе, к наблюдениям за ней. Вскоре увлечение красивыми картинками сменила подлинная любовь к рисованию, приведшая его поначалу в художественную школу, а затем в Суриковский институт.

По окончании художественного института Борис Диодоров начинает активную выставочную деятельность, и вскоре выходит первая книга, иллюстрированная им и Геннадием Калиновским, – «Винни Пух и все, все, все», покорившая всех необыкновенной естественностью, простодушием и новизной. Известный художник Виктор Чижиков (автор знаменитого олимпийского Мишки) говорил об иллюстрациях к «Винни Пуху», что в них удивительным образом как бы приподнята над землей духовная жизнь книги, в них искренность, доброта и наивность гармонично соседствуют.

А мастерство между тем пришло к художнику не сразу. В Суриковском институте, учась живописи, он и не помышлял всерьез о книжной графике и, только попав на работу в издательство, начал постигать азы книжного искусства.

– Борис Аркадьевич, что бы вы назвали определяющим при выборе книги?

– Художник, который берется за иллюстрацию, должен не только знать текст, а окунуться в перипетии сюжета, прожить этот текст, чтобы он стал близким и во многом созвучным с твоим личным, человеческим и художническим опытом. И только тогда, берясь за иллюстрирование, сможешь уже исходить из тех переживаний, которые у тебя лично уже были в жизни. Лишь тогда у художника возникает то, что я называю индивидуальным прочтением. Я думаю, аналогично поступает и режиссер, ставящий свой спектакль и нашедший свое решение. Что касается иллюстраций, то здесь также важно найти свое решение.

– В ваших книжках сказочные персонажи живут своей жизнью, они милы и трогательны, и с ними жаль расставаться…

– Ребенку в его книжках должно быть просторно и интересно. Надо ему давать самому свободу творчества. В книге важно присутствие атмосферы жизни, именно сказочной жизни, чтобы было полное погружение в нее. Ведь это игра, она должна быть радостной. Моя задача – дать ребенку эту возможность. Мне кажется, что писатель или художник, работающий для детей, должен своим творчеством продлить детство в человеке, и чем дольше это детство «не асфальтируется», не сломается под ударами жизненных обстоятельств, тем дольше сохранится в человеке детская вера в добро и справедливость. Сохранить в себе этот контакт с детством – это сверхзадача!

– Борис Аркадьевич, какая литература и какой писатель оказали влияние на ваше творчество?

– Я считаю, что книга не должна быть только возрастной или рассчитанной только на то время, в какое мы живем. Хорошая книжка должна быть на все времена и передаваться из поколения в поколение, и это непростая задача для писателя и художника – сделать книгу вне времени. Что касается моих пристрастий и любимых писателей – они неизменны. Своим духовным наставником я до сих пор считаю Льва Николаевича Толстого. Мой Толстой! Когда я его читаю, сразу возникает желание работать. Мне всегда есть что сказать, это всегда глубинные совпадения. Толстой привел меня к вере. Я ощутил Бога, прочитав сказки Толстого. Иллюстрируя его народные рассказы, я постиг его высокие нравственные заповеди. Ведь это все по заповедям Господним и все обращено к простому народу. После прочтения его рассказов все у меня встало на место, все стало получаться. Толстой думал о нравственном воспитании и о будущем России, считая нравственное воспитание основой основ. Его притчи, сказки и истории созвучны, повторюсь, заповедям Господним, это скорее морально-нравственный кодекс, который Толстой, будучи зрелым, гениальным писателем, написал для детей вместо Закона Божьего.

– Ваше имя внесено в список лауреатов международной премии имени Андерсена, что вас привлекает в его творчестве?

– Его замечательные сказки читают дети в разных уголках земного шара, потому что они также проникнуты верой в добро, разум и справедливость, как и у Толстого. Главное чувство в человеке – это любовь. Она окрыляет и помогает не разочаровываться в жизни. Иллюстрируя великого Андерсена, я говорю о любви к человеку, о том, чему в жизни сам выучился, и мы как бы вместе стараемся нести эту любовь. Этот великий сказочник заставил нас всех поверить в чудо любви, все преодолевающей и жизнеутверждающей. Любовь по-андерсеновски заоблачна, пронзительна и велика. Чего стоит одна его «Русалочка», настоящая поэма о любви. Работая над трилогией «Снежная королева», «Русалочка» и «Дюймовочка», я всеми доступными мне художественными средствами старался это выразить. Как художник-оформитель я приглашен участвовать в проекте, посвященном юбилею Андерсена в 2005 году, это для меня большая честь.

– Что для вас в жизни особенно дорого? Кого или что вы можете назвать своей опорой?

– Конечно, дом, семья, жена. Мы вместе уже более 30 лет. Карина – поэтесса, тонко чувствующий человек. Она соавтор, ни одной книги, ни одной темы мы не делаем порознь. Она мой первый и главный помощник, у нее прекрасный литературный вкус, она умница. Мы неразлучны, и мы вместе всегда и везде. Думаю, что самое главное в жизни мужчины и женщины – быть в гармонии, это и есть счастье.

P.S.

Бывает, что профессиональные и человеческие качества не совпадают. Среди человеческих качеств по шкале ценностей – порядочность, скромность, духовность, среди профессиональных четко определены такие, как мастерство и профессионализм, и не всегда они в гармонии, но это не про Диодорова, так считает знающая его много лет профессор полиграфического института Н.Н.Розанова:

– В его характере удивительным образом сохранилась наивность и доверчивость, детскость… Он много работает, и он все время в поиске, даже кажется, что он никогда не устает, потому что, как для ребенка, ему это в радость. У него есть свой камертон и внутреннее чувство целостной формы. Он умеет соединить образное и познавательное начала. Его рисунки к «Нильсу» органично легли на замысел автора. Этот полет над страной и панорама огромного мира – это замечательно! Каждый лист иллюстраций – еще и подробная карта той или другой области Швеции. Что еще важно, он тонко чувствует мир детства и понимает, что книга для ребенка – это игра. Это область познавательная, если перекрыть каналы хорошего, то дети поневоле найдут замену в плохом…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте