Этим высказыванием участника тематической смены “Духовное возрождение села” (“Лидер-2002”), проходившей в детском лагере “Олимпийский” ВДЦ “Орленок”, мы назвали нашу статью.
Коллектив организаторов, которым руководила Ирина Калиш, главный специалист Министерства образования РФ, предложил участникам 3 основные программы:
1. Комплексная игра “Демократическая Республика”. Предусматривала практику непосредственного участия школьников в создании модели демократического самоуправляемого государства со всеми необходимыми атрибутами государственности (системой органов власти, собственной юридической базой, экономическими отношениями, своей валютой и т.д.). Здесь ребята смогли получить опыт создания ученического самоуправления в рамках небольшого детского коллектива, так как гражданами государства “Демократическая Республика” стали все участники смены, в том числе и вожатский отряд по имени “Синяя птица”.
2. Систематическое обучение в “Школе лидера”. Главная цель этой программы: воспитать лидерские навыки с помощью специальных тренинговых сессий. Провести учебные занятия по 5 основным специальностям, а также практику разработки и публичной защиты собственного социального проекта “Организация ученического самоуправления в моей школе”. В результате школьники получали необходимые знания и навыки для проектирования самоуправления в собственном коллективе и реализации своего проекта в течение наступающего учебного года.
3. Деятельность “Корпуса юных спасателей”. Направлена на интенсивное оздоровление школьников с помощью систематической утренней зарядки, специальных занятий и спортивных соревнований прикладного характера, подготовки и проведения специализированной трассы “Ралли выживания” и туристического похода в окрестностях ВДЦ “Орленок”. Участвуя в данной программе, школьники получали практические навыки командной работы, открывали свои новые физические и психологические возможности, а также пополнили свои знания в области выживания в экстремальных условиях.
В число дополнительных программ смены входили разнообразные вечерние творческие мероприятия, в том числе “Рыцарский турнир” и праздник “Бал королевы”.
С какого возраста становятся гражданином?
Избирательная кампания
В эти три августовские недели у них был шанс воспользоваться уникальной возможностью пожить в созданной своими руками демократической республике! Уникальность состояла еще и в том, что по замыслу организаторов смены все граждане этого государства так или иначе ЛИДЕРЫ!!! А это значит, что наша республика состояла из активных граждан. Мечта любого правового государства! Надеемся, что полученный опыт будет полезен этим мальчишкам и девчонкам из различных уголков нашей Родины, которые старательно осваивают свою важную и, безусловно, трудную роль ГРАЖДАНИНА России!
Технологии, которые привез наш коллектив Межрегиональной общественной организации детей и молодежи “Новая цивилизация”, выстроены с опорой на законы РФ и предполагают знакомство юных граждан со всеми этапами участия в формировании органов власти и в их деятельности. Ощущения ребят и степень их включенности в игру, конечно же, разные. Каждый увез из лагеря столько, сколько смог увезти, исходя из своей заинтересованности, уровня осмысления полученного опыта, исходя из перспективы использования этого опыта у себя в школе и желания менять жизнь вокруг себя и меняться самому!
Сложный путь в политику начался с простого вопроса, заданного на занятии в “Школе лидера” в рамках курса “Политика и право”: с какого возраста человека можно считать гражданином? Мнения наших лидеров разделились. Некоторые назвали сакраментальную дату совершеннолетия, некоторые склонились к дате получения гражданином паспорта, кое-кто считал, что в шестнадцать. К счастью, были и те, кто решительно утверждал, что гражданином каждый из нас стал с рождения! И каково было удивление студентов “Школы лидера”, когда все их ответы были признаны верными!!! Мы обсуждали, что такое быть гражданином формально (по документу, полученному при рождении) и истинно, сознательно (по сердцу, по искреннему своему желанию быть полезным своим согражданам, приносить пользу и славу своему государству!). Что часто, будучи формально гражданином России, человек им по сути (по действиям, поступкам, чувству ответственности) не является. Мы задумывались над тем, что такое патриотизм, любовь к Родине и в чем она может выражаться для тех, кто сейчас еще только школьник. И все эти разговоры имели тактическую цель – мотивировать ребят на участие в формировании всех ветвей власти их Демократической Республики (президента, парламента, правительства и верховного суда) и стратегическую конечную цель – пробудить желание использовать полученный опыт в своей школе для создания органов ученического самоуправления. Следует сказать, что, несмотря на имеющийся лидерский опыт, это было не так уж легко!
Вот размышления из дневника Николая Гармаева (Бурятия), сумевшего выстроить свою “политическую карьеру” в этой смене умно, дружелюбно и уверенно! И постарайтесь увидеть за этими строчками обыкновенного сельского парнишку! Вот какие мысли он увез с собой:
Политика… Раньше я вообще не подозревал и не знал о существовании целой системы логики и размышлений под названием “политика”… Сложная это вещь. Все нужно делать не так, как обычный человек, а как Политик, рассчитывающий все на несколько ходов вперед. Все обычное надо оставить за порогом и стать необычным человеком, который всего себя отдает на службу людям… (Может быть, политик в какой-то мере несчастный человек в Демократической Республике?!).
Я решил стать парламентарием, потому что хотел попробовать себя в роли законотворца, сделать что-то хорошее для граждан нашей ДР. В ходе предвыборной кампании я понял на своем опыте, как нелегко быть кандидатом, а еще сложнее президенту, правительству и парламенту. В предвыборной кампании самое сложное – повести за собой народ, сделать так, чтобы люди поверили в тебя. Еще одна сложность – удержать разум в нормальном состоянии при удачном исходе выборов! (Вы все помните Кирилла, который после выборов в состоянии ликования взобрался на лестницу и объявил дискотеку!).
Кто бы знал, что государственным служащим так тяжело на руководящих постах! На данный момент я уже немного привык, но иногда хочется бросить все парламентские дела и стать простым курьером или почтальоном!.. Хотя в государственной службе есть и свои плюсы: высокая зарплата!
На своем посту мы (депутаты) стараемся принимать законы, влияющие на жизнь в ДР, влиять на все экономические процессы, например, мы утверждаем государственный бюджет. (Рудолы – интересная валюта, только жаль, что ничего нельзя купить на них в киоске!) Правда, как мы ни стараемся, все равно в нашей республике остается множество безработных. Отчего бы это?..
В игре лишь доля игры. Опыт, приобретенный в ней, безусловно, реален. А он и есть то, что усвоено и присвоено ребятами самостоятельно, хотя и с нашей помощью! В этом преимущество игровой оболочки для важных и сложных знаний, умений и навыков.
Сначала были выбраны для проведения всей предвыборной кампании члены избирательной комиссии: Марина Болдырева (председатель), Настя Ерина (заместитель председателя), Лера Егорова, Даша Смирнова (секретарь), Сергей Кумакшев.
5 августа начала свою активную работу Центральная избирательная комиссия. Ее первая основная задача – зарегистрировать кандидатов на пост Президента Демократической Республики и кандидатов в депутаты парламента, чтобы на законных основаниях провести процедуру выборов. По итогам регистрации в предвыборную гонку первоначально включились соответственно 6 и 19 кандидатов.
Были сформированы предвыборные штабы кандидатов, и ребята получили возможность работать в них в качестве имиджмейкеров и пресс-секретарей, доверенных лиц и психологов выдвинутых кандидатов. Можно было участвовать в работе групп поддержки, трудиться над созданием наглядной агитации, работать аналитиком или социологом. Штабы готовили кандидатов к выступлению, думали вместе с ними над вопросами для пресс-конференции, писали тексты агитационных листовок и кричалок, готовили плакаты, репетировали выступления.
Вместе с тем на занятиях “Школы лидера” мы рассуждали о том, какими качествами должен обладать президент нашей республики. Среди основных приоритетов ребята называли ум, образованность, честность, ответственность, ораторские способности, уважение к людям. Что касается качеств, которым должен соответствовать депутат парламента, то собирательный образ выглядел так: это человек общительный, умеющий отстаивать свою точку зрения, готовый к сотрудничеству, умеющий планировать свое время, уважающий собеседника, решительный (иногда цепкий), хороший оратор, обладающий глубоким знанием законов. Теперь эту мерку в той или иной степени нужно было применить к своим сверстникам, ставшим кандидатами на президентский пост и депутатские кресла! Задача не из легких!
Предвыборная кампания включает в себя такие процедуры, как пресс-конференция, теледебаты, митинг, встречи с избирателями. Первое публичное мероприятие прошло 16 августа: пресс-конференция для кандидатов на пост президента, ребята представили себя сами или при помощи групп поддержки и доверенных лиц. Затем из зала задавались вопросы к каждому из кандидатов, хотя поначалу и вопрос сформулировать было непросто. Участники достойно отреагировали на вопросы и сделали первые шаги по представлению своих программ. Будущие президенты пытались обещать почти “всеобщее благоденствие”, они и сами еще не сознавали до конца всех тягот своего возможного титула! Чаще всего звучал вопрос о том, почему вы хотите стать президентом. И традиционно назывались как минимум две причины: 1. У меня есть лидерский опыт, хочу попробовать свои силы здесь. 2. Хочу сделать лучше жизнь в нашей республике. Что ж, цели весьма благородные! Однако после первого тура испытаний два претендента на этот пост “сошли с дистанции”. Не рискнули (побоялись или объективно рассчитали свои силы?). Это их право.
Уже в ходе пресс-конференции были сделаны попытки создать предвыборные блоки. В завершение всего мероприятия зал взорвался лозунгами-кричалками в поддержку кандидатов, а социологи пытались выяснить, за кого готовы проголосовать в данный момент избиратели…
На следующий день прошли теледебаты для будущих парламентариев. Кандидаты активно дискутировали по вопросам изменения законодательной базы республики. У каждого были подготовлены наброски первых трех законов, которые ребята считают наиболее важными и перспективными для государства. Все законы, начиная с закона “О распределении обязанностей во время дежурства…(в зависимости от роста граждан!!!)” до закона “О государственной символике” и закона “О поддержке малого бизнеса”, в республике принимались к активному обсуждению. Кандидаты задумывались и об упорядочении с помощью законов бытовых проблем. По итогам двух дней предвыборной кампании трое кандидатов в депутаты парламента сняли свои кандидатуры. В большинстве случаев это было сделано по решению штабов для перераспределения голосов избирателей. В свободное время проходили встречи с избирателями, кандидаты агитировали за себя, лагерь “оделся” в агитационные плакаты.
Из дневника Даниловой Аюны (Бурятия):
Когда закончилась суета с обустройством, началось самое интересное! Началось построение ДР. Первым шагом были выборы президента и депутатов парламента. Над лагерем “повисла” суета. Все куда-то бегают, а кандидаты нервно кусают губы, одним словом, всеобщее ожидание. Люди подозрительно шепчутся. О чем-то договариваются! Лично я думаю, что президентом станет тот, за кого проголосую я!.. Узнаем!
Мы сидим на площади Закатов (отсюда действительно можно наблюдать красивейшие закаты, глядя туда, где море сливается с небом…). Полдень. Солнце слепит и обжигает. Мы сидим, а напротив кандидаты в президенты. Кто спокоен, а кто ерзает и теребит одежду. Волнуются. Наш отряд придумал кричалку в поддержку своего кандидата. Другие тоже постарались! Так что никто не сидел без дела! Только успевай запоминать имена!
Теперь с речью выступает каждый кандидат. И каждый обещает хорошую жизнь. Кому верить?!
Последний день предвыборной кампании – день выборов – 18 августа. За час до начала голосования вся агитация была прекращена, но прежде прошла самая эмоциональная процедура – митинг. Группы поддержки активно призывали граждан прийти на избирательный участок и проголосовать за своих кандидатов. Кандидаты, полные решимости защищать права граждан, обещали отстаивать их интересы на всех возможных уровнях! К последнему дню гонки в окончательном варианте оформились два крупных предвыборных блока – “Реал” и “Орлята России”. И представители этих блоков с гордостью заканчивали свои пламенные речи, обращенные к аудитории, словами: “Я не один, со мной “Орлята России”!!!” Звучит убедительно! Надо сказать, что ребята очень быстро (в таком активном тренинге) овладевали ораторским искусством и подбирали нужные слова, чтобы быть услышанными своими избирателями!
Кандидаты в президенты активно призывали самых юных граждан республики голосовать за своих старших друзей и активно участвовать в управлении государством.
В 12.30 открылся избирательный участок. Сотрудники ЦИК грамотно организовали получение бюллетеней, активность граждан на выборах была практически стопроцентной. До 13.30 проголосовали 252 человека из 280.
Результаты выборов были объявлены на общей встрече лагеря в 19.15. Были зачитаны все протоколы, подписанные членами ЦИК и наблюдателями: о вскрытии избирательного ящика, об уничтожении неиспользованных бюллетеней и, наконец, о подсчете голосов. По итогам выборов президентом республики стал Кирилл Терешков, за него проголосовали 89 человек, ближайшим по количеству голосов стал Дмитрий Иванов (он затем возглавил Центробанк), за которого было отдано 73 голоса. В парламент вошли 9 человек: Екатерина Обердерфер, Андрей Уткин (спикер), Екатерина Бессингер, Лилия Гуменюк, Николай Гармаев, Мария Гарина, Мария Прибавкина, Анна Мацигорина, Павел Филиппов.
Вечером 18 августа на Площади Цветов была проведена инаугурация президента республики. Торжественность обстановки подчеркивали внесенное знамя “Олимпийского”, развевающийся Российский стяг и приветствия в адрес Президента от Министерства РФ, администрации ВДЦ “Орленок”, напутствие от избранных депутатов парламента ДР. Все желали президенту мудрости и уважения к гражданам и законам республики, напомнив, что на земле есть один титул, который выше титула президента, – это титул гражданина!
Господин президент поклялся исполнять законы и служить гражданам своего государства. В своей речи он обратился к бывшим соперникам (по предвыборной гонке) с предложением вместе работать над формированием правительства и законодательной базы государства. Завершилась процедура приведения президента к присяге праздничной (президентской!) дискотекой.
Из дневника Даниловой Аюны (Бурятия):
Начало выборов. Народу – не протолкнуться! Все что-то обсуждают, рвутся скорее проголосовать. Каждый хвалит своего! (Хотя уже всякая агитация запрещена!) Наконец-то моя очередь. Ура! Я без раздумий определяю имена. Дело сделано! И мы полдня ждем результатов голосования. (Я поражаюсь выдержке кандидатов!!!) Но вот нас собрали на въездной площади. Ответственный момент! Объявляются имена… Кто-то ликует, а кто-то нет, кто-то даже не соглашается с этим итогом. Но это наш выбор. Поздравляем президента и депутатов парламента.
Я смотрю в их торжествующие лица. Мне становится радостно за них. Это здорово – радость за других, а в душе и за себя!
Начинается новый этап в жизни республики. Парламент и президент начали работу и формируют правительство. Наряду с этим открывается биржа труда. Я сама стою у дверей. Хочу работать!!! Такое ощущение, что все по-настоящему! Начинают “шалить” нервишки… Я вместе с другими написала резюме для поступления на работу и жду собеседования. Моя очередь. Захожу. Вижу на себе взгляды одиннадцати человек… У меня спрашивали о том, чем бы я могла и хотела заниматься. Вроде бы ответила! А теперь прошу меня поздравить: я – верховный судья! Я чувствую себя важной птицей! А смотрите, какая очередь на бирже труда! Не ожидала. Работу найти не всегда легко. Ребята бегают, суетятся. Начали открываться частные фирмы.
Праздник в нашем игровом государстве сменился трудовыми буднями. Надо было начинать работать, выполнять обещания… О! Как это невероятно трудно – соответствовать заявленному образу! Первый день работы и президент и парламент вспоминают как страшный сон, так как на них обрушилась масса вопросов, на половину из которых у них не было ответов! Наш президент, Кирилл Терешков, говорил на следующий день: “Сегодня уже легче, я уже знаю, что и как решать, вчера я думал, что день не кончится. Все шли с вопросами, а я был не готов…”. (А можно ли к этому приготовиться заранее?!). Во всяком случае в первый рабочий (после выборов) день игровая ситуация была накалена до предела и можно было услышать следующие реплики:
Президент: Обратитесь к министру юстиции!..
Гражданин: Она говорит, что ничего не знает!
Президент: А где спикер?
Курьер: Пошел в столовую обед накрывать!
В зале заседаний парламента тоже было чего послушать:
Спикер: Мы же не можем по пять законов в день принимать!
Спикер: Что будем делать с безработными? Какой закон принимать?
Депутат: Пусть убирают душевые кабины, пол моют…
Спикер: А ты бы сама согласилась?
Депутат: У меня уже есть работа!!!
К чести парламента нужно отметить, что вновь избранные депутаты довольно быстро сформировали правительство, проведя индивидуальное собеседование со всеми, кто подал личное заявление на должность министра. На следующий день они приняли нормальный государственный бюджет. В практике наших игр это случается нечасто. Затем ребята (извините, депутаты парламента) очень активно поработали над конституцией Демократической Республики, внеся целый ряд поправок, которые были опубликованы для всеобщего обозрения и с пониманием приняты “народом”; приняли несколько законов, а потом…
После нескольких дней активной работы депутаты “успокоились”, и парламент приходилось периодически “призывать” к исполнению их прямых государственных обязанностей. Ребята часто путали свои непосредственные обязанности с обязанностями других государственных органов власти, прежде всего подменяя собой правительство. Одним словом, они периодически путали законотворческую деятельность с обычной организаторской работой, которой должно было заниматься конкретное министерство. Объяснений этой ситуации можно найти несколько. Самой распространенной причиной было то, что депутаты парламента перестали ощущать связь с избирателями.
Это одна из важных проблем, с которой мы столкнулись в ходе политической части игры. Суть ее заключалась в том, что определенное число ребят не сумело осознать себя полноправными гражданами. Видимо, сказывается знание взрослой жизни, где депутат помнит о своих избирателях только до выборов, а потом хоть трава не расти. И граждане почти не обращались к своим “избранникам”. В этом смысле весьма показательна фраза из заключительной анкеты нескольких участников: “На месте организаторов я бы издал другие законы”.
Эта точка зрения требует особых комментариев. Жаль, что у некоторых школьников так и осталось стойкое убеждение, что для них все должны делать взрослые. Мы, разрабатывая модель игры “Демократическая республика” и публикуя необходимый пакет материалов, который включал в себя и примерные тексты законов, были уверены, что это будет лишь начальной правовой базой для активной работы парламента Демократической Республики. Но дети это воспринимают по-другому и не обращаются к своим депутатам. И те через несколько дней “самоизоляции” теряют стимул к работе. Зачем работать, если с тебя никто ничего не спрашивает?
Особенностью нашей республики было и то, что граждане и их избранники могли напрямую общаться. Можно свободно обращаться с просьбами к самому президенту, решать вопросы с министрами и т.д. Социологические службы ежедневно проводили опросы населения, которые показали, как менялась “кривая народного доверия” изо дня в день. Если в первые дни существовал баланс между “хорошо” и “удовлетворительно” в оценке деятельности президента, то затем был очевиден перевес в сторону “хорошо”. Социологические опросы также позволили увидеть, как рос авторитет правительства и отдельных министров на протяжении всей игры.
А в назначенный срок все ветви власти держали “экзамен” перед народом, отчитываясь за проделанную работу на пресс-конференции. Так, например, президент, подводя итоги своей работы, отметил, что среди его решенных (полностью или частично) первостепенных задач в государстве было: утверждение премьер-министра и формирование правительства, отстранение от должности министра информации и назначение нового министра, курирование принятия законов о рабочих местах, минимальной заработной плате и выплате пособий.
Вопросов к президенту было много. От самых взрослых и актуальных (безработица, повышение минимального оклада) до самых детских и наивных. Например: “Уважаемый президент, только в моей комнате живут 6 безработных. Как вы намерены решать эту проблему?”. Или другой: “Будете ли вы решать вопрос об увеличении времени на дискотеку?”. И только что призывавший к терпению и сохранению гражданского мира президент, совсем по-детски откровенно ответил: “Это не в моих силах, я и сам бы хотел на дискотеку!”.
Игра. Она требует исполнения ролей легко и виртуозно. Она захватывает. В то же время у нас была возможность выйти за рамки игры и посмотреть на себя со стороны, проанализировать то, что произошло, над чем-то по-доброму рассмеяться! Ведь мы осваивали роли не только гражданина и политика, но и роли экономиста, спасателя, исследователя, психолога. И все это соединялось в одном слове – ЛИДЕР! Вот какими фразами подвели итог своего участия в игре наши лидеры.
Лиля Гуменюк: Я, конечно, понимала, что это сложно. Но не настолько! Теперь я знаю, что быть депутатом трудно!
Катя Бессингер: Теперь я понимаю наших депутатов. Я стала взрослее!
Паша Филиппов: Я почувствовал себя увереннее, стал больше думать о том, как нужно управлять страной. Этому нужно много учиться!
В одном из заключительных социологических опросов “населения” был вопрос: что вам помогла понять жизнь в Демократической Республике?
Вот какие варианты ответов были у ребят:
понял взрослую жизнь;
почувствовал проблемы старших;
понял, что не все так просто, что все добывается с трудом;
поняла механизм работы правительства;
оказывается, быть самостоятельным очень трудно;
как тяжело быть взрослым;
все зависит только от нас;
понял, что управлять государством сложно, а еще сложнее осуществлять свои слова на деле;
ощутила себя полноправным человеком!
Эти мысли сами говорят за себя, еще и еще раз доказывая, что быть гражданином – это не только право и обязанность, но еще и большой труд разума и сердца. В какой-то момент жизни это следует понять. Наши лидеры – “орлята” были правы, высказывая версии о “возрастном цензе” для гражданина (14, 16, 18 лет). Некоторым и в зрелом возрасте не удается осознать свою роль гражданина и стать им. Многие довольствуются уделом обывателя, правда, на “непорядки” вокруг сетуют! Думают, что кто-то (но только не они!) должны менять ситуацию в лучшую сторону. Именно эта сила инерции и держит многое “на привязи”, в том числе и наше движение вперед. Как это объяснить детям? На лекциях? На семинарских занятиях? В том числе и таким образом, но не стоит оставлять в стороне намного более эффективный путь, позволяющий ребенку быть не только теоретиком, но и практиком, ставить свой “научный эксперимент”, следуя по жизненным лабиринтам к свету ИСТИНЫ!
Мы говорили с участниками смены и о том, что быть лидером в жизни (даже школьной) нелегко. Не всегда это только удачи, слова восхищения от сверстников и учителей и победы. Часто это и провалы, и разочарования, и непонимание со стороны взрослых, одноклассников, слезы горечи и обиды: я для них все делаю, а они!.. Быть лидером – значит быть мужественным, терпеливым и настойчивым.
Смена “Духовное возрождение села. Лидер-2002” нацеливала ребят на активную жизненную позицию и еще на то, что, возвратясь в свои школьные коллективы, ребята расскажут об идее ученического самоуправления на примере Демократической Республики, в которой они прожили этот теплый август в “Орленке”! Надеемся, что, вдохновленные этой идеей, они смогут прийти не только в свой класс (или в класс, где учатся их друзья), но и в кабинет директора, завуча, на педагогический совет, чтобы найти единомышленников. Хорошо, если они будут услышаны.
Александр ПРУТЧЕНКОВ,
председатель Конституционного совета МООДиМ “Новая цивилизация”;
Марина ШКРОБОВА, директор программ по работе с волонтерами МООДиМ “Новая цивилизация”;
Владимир ШКРОБОВ, специалист МООДиМ “Новая цивилизация”
Продолжение следует
Комментарии