search
main
0

Я спросил бы у дедушки

Любовь к родному языку и родной стране

«Семейная реликвия стала для меня ниточкой, соединяющей поколение прадеда со мной», – написала 10‑летняя Милана Амелина в статье о прадедушке, воевавшем в Великую Оте­чест­вен­ную войну. Как это важно – помнить о родных, о прошлом семьи в контексте истории страны, своей Родины.

 

В программах по основам журналистики во Дворце творчества детей и молодежи на Миусах главной целью является формирование человека, любящего и ценящего родную культуру. Это означает многое – и выпуск детских газет и статей, посвященных главному празднику российского народа – Дню Победы, и активное участие во встречах с интересными людьми, и репортажи с праздников, организованных нашим учебным заведением, а также занятия, основанные на литературных произведениях, написанных прекрасным русским языком.

К сожалению, многих прадедушек или прабабушек наших учеников уже не расспросишь… Но есть дети, внуки, которые могут рассказать про них или про их опаленное войной детство. «Я не успел взять интервью у своего дедушки… – пишет в своей заметке 11‑летний Кирилл Коновалов. – Маленького он катал меня в коляске, а когда я подрос и пошел в первый класс, дед заболел… Но вот что он рассказывал моей маме. Дедушка был тогда малышом, но запомнил подробности прихода немцев в станицу. Фашисты выгнали всю семью из родного дома, заняли его, а их выкинули во времянку-сарай. Однажды дедушка все же решил приблизиться к своему дому, когда поднялся на крылечко, из дома вышел фриц и, схватив мальчика, швырнул его на каменный двор. Малыш (мой дед) сильно ударился и разбил голову, заплакал очень громко, но тут подошел другой немец, поднял его, стал вытирать кровь и успокаивать, а потом дал шоколадку. Дедушка вспоминал, что пока тот немец жил в доме, он часто гладил моего деда по голове, что-то говорил на своем языке и давал сладости. У дедушки были белые волосики и большие голубые глаза, может, он напоминал фашисту его сына… Когда мама спросила дедушку (ее папу): «Что стало самым страшным для тебя в этой войне?» – он сказал, что звуки летящих, а потом взрывающихся бомб… Дед помнил эти зловещее звучание до последних дней».

О семье своей прабабушки Нины, которую эвакуировали в Ташкент во время Великой Отечественной, написала в газету «Интервьюша» Рита Кривнова, ученица 4‑го класса: «В Ташкенте семье пришлось туго. Часто было голодно. Когда нечего было есть, ловили черепах и варили из них суп! Прабабушка и другие ребята работали на фабрике. Нина позже записала свои воспоминания об этом времени. Вот отрывок: «Как только завершились занятия в школе, в мае 1942 года (я окончила 3‑й класс), я поступила работать на Ташкентский текстильный комбинат. Работали мы, дети, на конвейере. По конвейеру шла суровая ткань. И мы должны были из проплывающей перед нами ткани щипчиками удалять брак – большие узлы. В цехе было очень жарко и шумно. И за четыре часа работы мы сильно уставали. Зато нас потом кормили обедом и платили зарплату. Маленький пирожок, который нам всегда давали на третье, я сама никогда не ела, приносила его Таточке как великую ценность». (Таточка – это младшая сестренка моей прабабушки Нины.)».

Порой ребята берут интервью и у самих ветеранов. Например, 13‑летняя Лена Бредихина вместе с одноклассниками разговаривала с медработником З.П.Коровкиной. Об этом она рассказала в газете «Юнкор». Вот отрывок из ее заметки: «Когда Зинаида Павловна была студенткой третьего курса Архитектурного института, началась война, девушка оставила учебу в вузе и поступила на курсы медсестер. Полученные умения вскоре пригодились: уже в сентябре 1941 года Зина отправилась на фронт… Зинаида Коровкина прослужила медсестрой до конца войны, спасая раненых, вытаскивая бойцов с мест боев, облегчая их страдания. Спасибо вам за это!»

Работая над статьями и заметками, дети понимают, как жили, работали, воевали их родные в страшные годы испытаний. Они могут сравнить свое счастливое детство и юные годы рано повзрослевших детей 40‑х годов XX века. Такая работа дает осмысление, что прадеды часто ценой своего здоровья, а порой и жизни, вернули им и нашей Родине спокойствие и процветание.

Подспорьем в журналистской практике являются мероприятия и встречи, организованные во Дворце на Миусах. Ребята – юные журналисты участвуют в них, а репортажи мы публикуем в детских газетах нашего учреждения или на Всероссийском портале школьной прессы.

Во Дворце на Миусах побывал Герой России, гвардии полковник, вице-президент Российской ассоциации Героев В.В.Сивко. Вячеслав Владимирович служил в Афганистане и других горячих точках. Дети задавали много вопросов ветерану, а он искренне отвечал на вопросы. Об этом в публикации на портале школьной прессы рассказала наш юный корреспондент 16‑летняя Ксения Черникова: «Одна из самых волнующих тем, интересующих подростков, была такая: «Что делать, если тебе страшно?» Бывший воин-интернационалист ответил так: «Конечно, каждый человек испытывает чувство страха и неизвестности. Первый парашютный прыжок – тоже, с одной стороны, страшно, но, с другой стороны, интересно… И как в данной ситуации себя вести? Конечно, у одного чувство боязни вызывает скованность, голова перестает работать, человек понимает, что это может привести к печальным последствиям. Поэтому я в боевой обстановке как командир роты, а позже и полка о страхе не думал… Я обязан был выполнить порученную мне задачу. Поэтому эта эмоция в каждом человеке есть, но самое главное – научиться ее преодолевать…»

На уроках дети пишут не только заметки и статьи в прозе, но и пробуют себя в поэтическом жанре. Например, 10‑летняя Василиса Матвеева сочинила стихотворение к празднику Победы для газеты «Интервьюша». Вот несколько строк оттуда:

Вот и закончилась Отечественная война.
Очень жестока и горька она!
Бойцы Гитлера наказали,
Из Отчизны его изгнали.
Россия стала страной-победителем,
И других государств – освободителем!

А 13‑летняя Анна Назарук сложила басню, подражая И.А.Крылову:

Однажды сорока
Сидела на пне,
И всем восхваляла свои песнопенья.
Она говорила,
Что все должны слушать
Ее гениальные произведенья.
Но тут пришел ворон,
Вокалистом от Бога
Его называли в округе.
Сорока притихла, поникла,
Как будто даже и приуныла,
А ворон-то ей говорит:
«Ну, спой-ка нам что-то, сорока»,
И он устремил на птицу свой взгляд,
А она… попятилась назад.
Сказала быстро: «Ой, не сейчас!
Мой голос… не готов!»
И упорхнула в темное дупло.
Мораль сей басни такова:
Не восхваляйте то,
Чего не будет никогда!

Наставнику по журналистике дан арсенал возможностей сформировать у ребенка любовь к Отчизне и родному языку с помощью большой палитры средств обучения, мы «ткем полотно» развития будущей личности, которая гордится своей страной.

Жанна БАСКИНА, педагог дополнительного образования, работающий по программам «Основы журналистики» Дворца творчества детей и молодежи на Миусах

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте