search
main
0

«Я ничего не понял!». Ребенок в этом не виноват. Виновата школа, ориентированная на ЗУНы

Приоритетный национальный проект «Образование» формирует условия, в которых возможно движение российского образования к новому технологическому укладу. Это прежде всего возможность перехода школы, ориентированной на ЗУНы, к школе развития способностей и формирования компетентностей. И педагоги прошлого, и современные исследователи утверждают, что культурные базовые способности – мышление, понимание, действие, коммуникативные способности, рефлексия, воображение – являются достоянием и ценностью нашей культуры и должны передаваться новым поколениям независимо от социального заказа.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Способность – это результат освоения ребенком существующих в культуре способов мышления и деятельности. Способность предполагает наличие целостного освоенного способа, который человек может переконструировать, а также наличие собственного осмысления ситуации, в которой он действует (применяет способ). Это один из показателей человеческого потенциала.

Компетентность – это рефлексивная огранка способностей, или, по-другому, интегрированная характеристика качеств личности, результат ее подготовки для деятельности в определенных областях. Это социально востребованная сторона способностей, поэтому компетентности могут быть сформированы только на основе развитых способностей.

Все более широкое распространение получает оценка результатов деятельности, в том числе и педагогической, на языке компетенций. Компетенция – предметная область, в которой человек хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к деятельности.

При переходе от школы формирования ЗУНов к школе развития способностей меняется цель педагога, изменяется видение результата своей работы. В таком случае тематическое и поурочное планирования – лишь первые шаги к уроку. Следующий шаг – сценирование образовательных ситуаций. Сотрудники Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) под руководством Юрия Громыко разработали технологии, в основе которых лежат сценарии, развивающие ту или иную способность, определили способности, которые необходимо развивать на определенных этапах обучения ребенка.

Самый часто повторяющийся вопрос учителя к ученикам – «Понятно?». А самое распространенное объяснение своей отрицательной оценки учеником – «Я ничего не понял!». То, что ребенок не понял урок, не его вина. Он не освоил способы понимания текста, ему не был передан культурный образец. Речь идет о мыследеятельностной герменевтике – искусстве понимания текста. Если ребенок не может понять, о чем говорится в тексте, он не сможет понять и задачу, стоящую перед ним. Специалисты НИИ ИСРОО разработали технологии освоения культурных образцов.

Метапредметы «Знак», «Задача», «Проблема», «Знание» развивают особые способности. Это схематизация, способность работать с понятиями, идеализация, способность работать с парадигмальными текстами, моделирование. Все это формирует теоретическое мышление. Теоретическое мышление признается как ценность, культурный образец, который обязательно должен быть передан следующим поколениям.

Технологией освоения содержания нового типа является также задачная форма организации (ЗФО). Это система средств, которая используется для выращивания у детей техник мышления, понимания и деятельности.

Таким образом, мы выходим на новое содержание образования:

Традиционное содержание – учебный материал, который ребенку нужно освоить, отождествляется с содержанием образования.

Деятельностное содержание – формы различных типов деятельности, в которых происходит освоение данного материала.

Мыследеятельностное содержание – форма связана с личными способностями действия, понимания, рефлексией и мышлением людей. Способности не являются в чистом виде продуктом индивидуального развития, это результат освоения культурных способов мышления и деятельности.

Качественный учебно-воспитательный процесс в новой парадигме невозможен без мониторинга и диагностики развития способностей учащихся. Диагностика уровня развития способностей предполагает выявление у детей того или иного способа, соответствующего данной способности. Диагностика способностей отвечает на вопрос о том, какие именно элементы способа у ребенка есть, а какие отсутствуют.

Результатом работы сетевой экспериментальной площадки «Создание средств мониторинга и диагностики развития базовых способностей учащихся на основе мыследеятельностного подхода в образовании» НИИ ИСРОО стала разработка 22 диагностических методик с указанием тех классов, в которых эти методики могут быть применены.

Два года старшие дошкольники, учащиеся 1-х, 4-х, 5-х, 9-х,

11-х классов нашего центра образования участвовали в исследовании. Направления, по которым мы исследовали способности наших детей, – диагностика способности понимания, диагностика способности понятийного мышления, диагностика способности моделирования, диагностика способности воображения.

В результате собран материал, который позволяет сравнить уровень развития способностей, достигнутый учащимися нашей школы, с уровнем развития способностей их сверстников из других школ.

Как и где использовать полученный материал? Как этот материал работает в новом подходе к образовательному процессу? Что ценного и конструктивного он дает нам? Этими вопросами мы занимаемся в течение всего периода диагностирования учащихся.

Особенный интерес представляет сопоставительный анализ антропологического и психологического мониторинга. Психологическая служба синхронно с антропологической диагностикой проводила свои исследования, решая общие задачи развития способностей учащихся школы.

Для начала необходимо создать матрицу, которая отражала бы картину исследования по каждому ученику, затем надо провести кропотливую работу по заполнению этой матрицы. Следующий этап – исследование полученного результата и выводы. Вся работа проводится в виде сессии в течение первого полугодия.

Сессия начинается в первых числах сентября, так как к этому времени все материалы исследования обработаны и собраны. На установочном этапе учителя прослушивают мини-лекцию о предмете исследования. Формируется аналитическая группа из числа педагогов, прошедших подготовку в НИИ ИСРОО. Аналитическая группа обсуждает вид и содержание матрицы, разбивается по классам и методикам и приступает к работе. Заполнение матриц проходит в течение месяца. В процессе работы выявляются те ребята, которые по каким-то причинам не прошли диагностику. Формируются группы для проведения корригирования, материал обрабатывается и исследуется. В конце октября проходит конференция, на которой озвучиваются результаты исследований, делаются выводы, вносятся предложения. Следующий месяц проходят мастер-классы – педагоги учатся технологии сценирования, чтобы затем выстраивать свои занятия согласно идеям мыследеятельностного подхода, сценировать ситуации, развивающие те или иные способности.

В конце полугодия проходят открытые уроки по готовым сценариям.

Параллельно с этим линейные и отраслевые психологи работают индивидуально или в группах с ребятами, которым нужна поддержка специалиста.

Таким образом, очень ценный диагностический материал, полученный в результате проведения мониторинга, послужил исходным продуктом для того, чтобы:

увидеть картину развития каждого ученика в классе, а не усредненного классного ребенка;

увидеть, какие способности в большей степени не развиты или развиты слабо, и конструировать учебные модули и учебные элементы в соответствии с возникшей задачей;

в соответствии с антропологическим проектом, функционирующим в школе третий год, поставить образовательные задачи, которые нужно решить для отдельного ученика в конкретной временной перспективе и в определенной последовательности. То есть попытаться продвинуться в построении индивидуального образовательного пространства и индивидуальной образовательной траектории.

Мониторинг показывает не только уровень развития способностей учащихся, но и профессиональную компетентность учителя. Поэтому один из результатов сессии – выстраивание системы повышения квалификации учителей. Темы курсовых проектов соответствуют профессиональным потребностям учителя в его инновационном продвижении. По результатам мониторинга прошлого года 15 учителей выбрали курсовую подготовку по мыследеятельностной педагогике.

Очень сложным и ответственным считается этап построения матрицы. Совершенно очевидно, что в него входят методики антропологического исследования. Наши психологи, в частности Елена рябухина, считают, что такие параметры исследования, как мотивация, групповой интеллектуальный тест и личностные показатели тревожности, помогут понять, каков уровень развития способностей ребенка.

В представленной матрице выделена количественная оценка уровня развития способностей и интеллекта, а затем дается характеристика психолога с точки зрения тревожности. И лишь после этого делаются выводы и определяются образовательные задачи, выстраивается карта актуализированных к процессам образования и развития структур.

При построении индивидуального образовательного пространства и индивидуальной образовательной траектории мы руководствуемся разработкой антропологического проекта заместителя директора НИИ

ИСРОО кандидата психологических наук Ольги Глазуновой. Антропологический проект запущен в нашем учебном заведении в 2007-2008 учебном году и представлен в виде антропологического консилиума.

Предложенная технология сопоставительного мониторинга уровня развития способностей и компетентностей учащихся позволяет выделить тех ребят, проблемы которых необходимо обсудить на консилиуме.

Матрица занимает страницу формата А4, на каждой странице укладываются материалы исследования трех учеников. Таким образом, на класс оформляется файловая папка из 10 страниц. Это компактно и удобно.

Татьяна ШУТЕНКО, заместитель директора по экспериментальной работе центра образования №2030, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте