Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Я не хуже других. Формирование интереса к занятиям физической культурой

Учительская газета, №24 от 17 июня 2014. Читать номер
Автор:

В системе всестороннего совершенствования личности физкультура – это основа полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Но в современных условиях жизни у многих людей (и детей в том числе) возник дефицит активного действия, развивается гиподинамия. Физические упражнения на учебных занятиях для многих учащихся – единственная возможность получить хотя бы минимальную нагрузку.

Нужно решить проблему: как  эффективно организовать учебный процесс, чтобы сформировать интерес к занятиям физической культурой и это стало жизненной потребностью.Моя цель – определить эффективные средства мотивации к занятиям физической культурой. МотивыПсихологи выделяют четыре основных мотива: 1. Самосовершенствование (развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).2. Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола).3. Подготовка к труду и службе в армии.4. Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу).Среди вышеперечисленных мотивов занятия физкультурой главным для детей является мотив удовлетворения духовных потребностей через общение с товарищами. Для поддержания такой мотивации в урочной деятельности наиболее выигрышными становятся игровой и соревновательный методы обучения. Поэтому на каждый урок планирую игру или мини-эстафету. В нашей сельской малокомплектной школе для занятий на уроках физкультуры мы сформировали разновозрастные группы (5-7-е, 8-9-е, 10-11-е классы). Это воспитывает взаимовыручку и дает более широкое общение.Особая роль в поддержании этого мотива отводится внеурочной деятельности:- организации общешкольных Дней здоровья;- активное участие в районных и областных спортивных соревнованиях (где происходит общение между учениками разных школ);- участие в спортивно-массовых мероприятиях «Лыжня России», «Кросс наций»;- в течение всей смены летнего оздоровительного лагеря проходят занятия по туризму.Мотив самовыражения и самоутвержденияПоддержание у каждого ученика этого мотива возможно только благодаря индивидуальному подходу. Можно выделить три характерные группы учащихся:- имеющие хорошую физическую подготовку (это хорошо мотивированные дети, опора учителя физкультуры для пропаганды занятия спортом). В настоящее время – около 15 человек (25%). Моя задача состоит в том, чтобы дальше продвигать этих детей (для участия в различных соревнованиях, олимпиадах);- имеющие средние показатели физического развития (таким детям важно поверить в себя, получить возможность пробы сил на соревнованиях по отдельным видам спорта). Таких в школе 38 человек (62%);- дети с недостаточным физическим развитием (13%). Здесь особенно важен индивидуальный подход, а именно – ведение индивидуальной карты развития. Ребенок сравнивается не с другими, а с самим собой.  Для формирования этого мотива важен прием поощрения (кубки, грамоты, особенно медали). В школе мы придаем этому большое значение. По окончании года лучшие спортсмены награждаются грамотами, а лучший спортивный класс – кубком «Самый спортивный класс».  Подготовка к труду и службе в армииЭтот мотив особенно важен для мальчиков. Для развития этого мотива хорошо использовать прием интеграции таких предметов, как ОБЖ и физкультура. Большое внимание на уроках физкультуры уделяю строевой подготовке. Много лет на базе школы вел секцию пулевой стрельбы от ДЮСШ, которую посещали как мальчики, так и девочки.Старшеклассники с удовольствием принимают  участие в соревнованиях по силовой подготовке, являются участниками военно-спортивного лагеря. Самое любимое соревнование – «Школа безопасности».СамосовершенствованиеСамый главный мотив – самосовершенствование с целью укрепления здоровья. Здесь ведущим становится прием целеполагание, когда учитель подчеркивает важность для укрепления здоровья как отдельных упражнений, так и всей системы. Важными моментами в формировании данного мотива считаю: – личный пример (мои увлечения – охотничий биатлон, стендовая стрельба);- привлечение к занятиям физкультурой семей учащихся;- система домашних заданий (она такова, что видно, занимался человек дома или нет);- создание условий для занятий спортом (поставили корт, почти все купили коньки, лыжи в начальной школе);- внеурочная деятельность по новым стандартам. В нашей школе   физкультурно-оздоровительному направлению придается большое значение. Я работаю второй год по программам «Расти здоровым», «Здоровячок», «Я и мое здоровье».​Игорь ЛОГУНОВ, учитель основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры, технологии Стрелихинской средней школы Тверской области, учитель года Тверской области-2013


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту