Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Я мыслю музыкой. Виктор ПЛЕШАК

Учительская газета, №42 от 14 октября 2008. Читать номер
Автор:

Еще будучи председателем Петербургского комитета по культуре, народный артист России Николай Буров так отозвался о нем: «Виктор Плешак – композитор послевоенного поколения с богатой ленинградско-петербургской родословной. Человек своего времени, он оказывался в гуще многих событий культурной и общественной жизни второй половины ХХ века». Наверное, поэтому Виктор Васильевич Плешак, более чем сорок лет отдавший музыке, встал на писательскую стезю. Не так давно вышла в свет его книга «Моя веселая профессия», где рассказаны «192 невыдуманные истории из жизни петербургского композитора». Впрочем, это неудивительно. Заслуженному деятелю искусств России, автору семисот песен, среди которых известные «Ведь мы же с тобой ленинградцы», «Экипаж – одна семья», 50 мюзиклов, в том числе таких как «Инкогнито из Петербурга», «Милые грешницы», автору оратории «Неповторимый Петербург» есть чем поделиться с читателем.

– Виктор Васильевич, а как вы пришли в свою «веселую» профессию?

– Совершенно неосознанно. Первые сочинения появились в семь лет, то есть тогда, когда я стал заниматься на рояле. Свою первую пьесу написал с ноты «си», поскольку думал, что это нота «до». Такая получилась странная песенка, и почему-то она называлась «Песенка о Ленинграде». А вообще, наверное, мамины подруги так внушили мне с детства, что я буду композитором, что другой профессии я просто не представлял. Чтобы не пропускать занятий в блокадном хоре девушек МПВО, мама приходила на репетиции со мной и укладывала в пеленках на рояль. Как повествует легенда хора, пока звучала музыка, я не плакал. Вот так и родился композитор Плешак, который как начал сочинять, так продолжает до сих пор. И горжусь этим, потому что выдержал 1990-е годы, когда моя профессия была никому не нужна. Притом что никто ничего не платил, я установил рекорд, который можно передавать в Книгу рекордов Гиннесса. Написал за 1994 год восемь мюзиклов! И все они были поставлены.

– Ваши сыновья Алексей и Сергей продолжили ваше профессиональное занятие. Вы рады этому? Их будущее вы видели таким?

– Я рад этому, но и тревожусь. Потому что время изменило многое. В советское время композиторство было очень престижным занятием. Дом творчества композиторов был в то время чем-то просто фантастическим. Композиторов всегда чествовали, уважали. А сейчас говорят: песни Пугачевой, песни Кобзона. То есть кого угодно, только не композитора. Поэтому сыновьям будет очень трудно, но это их выбор. Причем если младший – Леша – музыку сочиняет неосознанно с 5-6 лет, то Сергей, редчайший случай, начал сочинять музыку в 28 лет. Такого, по-моему, даже в истории музыки нет. Но главное, мы продолжаем одну и ту же линию, у нас одна эстетика, и, может быть, наступит когда-либо такой период, когда мы все вместе будем писать какие-то сочинения. Я на это надеюсь.

– Как вы относитесь к современной популярной музыке?

– Кто-то, не помню кто, заметил, что сегодня время дилетантов. Это верно. В музыке появилось много дилетантизма. Каждый сейчас технически может сделать аранжировку и записать песню сразу на диск. Мне кажется, сегодня невозможно написать популярную песню, потому что, как в советские времена, нужно, чтобы она звучала по десять раз в день из разных источников. А сегодня сотни радиостанций, десятки каналов телевидения. Как можно какую-то песню уловить? Да, когда у человека много денег, его песня звучит часто, но это дает временный эффект. Это отличается от популярности, которая была в те годы, когда песня действительно становилась народной.

– Ваша песня «Экипаж – одна семья» до сих пор популярна. А есть ли песни, посвященные представителям других профессий?

– Конечно. У меня в соавторстве с Олегом Сердобольским есть песня, посвященная журналистам. Вообще о ком только я не писал. Особенно в последнее время. Поскольку я работаю по заказам, то часто заказывают гимны. Причем разные организации. А в 1990- е я писал гимны и для совхозов. Я считаю, что если к этому подходить не формально, а писать хорошие слова и музыку, то это здорово. Возьмите, к примеру, Японию. Там каждая уважающая себя фирма имеет свой гимн.

– Правда ли, что сегодня можно сочинить музыкальное произведение на компьютере?

– Нет, это не так. Компьютер – это пишущая машинка. Он просто помогает ускорить процесс и сохранить его. Даже если человек обладает какой-то суперэлектронной системой, то сочиняет все равно он сам, а не система. Человек дает импульс, а машина развивает.

– Есть ли у вас песня с необычной историей рождения?

– Есть. Даже две. Первая это «Экипаж – одна семья», потому что сочинял я ее столько, сколько она звучит, то есть пять минут. Взял текст и сразу сочинил песню. Но такое бывает раз в жизни. А второй пример – пример долгостроя, когда я сочинял песню 30 лет. Никак не мог найти ключ. В одном из сборников у меня была «Женская песня» на стихи Григория Поженяна, ее я сочинил быстро, а вот «Девичью песню», что была в том же сборнике, сочинял 30 лет. Родилась она только к моему 60-летию.

– Ваша самая любимая песня.

– Все. В каждой из них частица моей души.

– Можно спрогнозировать популярность песни, мелодии?

– Нет, никогда. Для этого нужно стечение обстоятельств, сочетание музыки, текста, исполнителя. Это случайность. Как и рождение ребенка. Если бы все знали закон популярности, все бы писали одни хиты.

– У вас бывали встречи с учениками? Как вы считаете, достаточно ли музыки в школе?

– Нет, конечно. Музыки должно быть больше, но это должно быть государственной программой. Мы очень отстаем в этом отношении от других стран. За час в неделю дети просто не успевают понять, что такое музыка.

– А что для вас музыка?

– Я мыслю ею.

– Расскажите, пожалуйста, об истории создания песни «Неповторимый Петербург». Она стала символом города.

– Я уже заметил, что очень трудно создать популярную песню. С данной песней это частично получилось, потому что она совпала с трехсотлетним юбилеем города, и что самое интересное, как бы я ни пытался пропагандировать ее сверху через радио, телевидение, она завоевала популярность снизу. Ее начали исполнять сотни коллективов, и до сих пор она в репертуаре всех детских хоров. Это редкий пример того, как песня начинает подниматься сама, от исполнителя, причем самодеятельного. И она популярна, несмотря на то что ее не спела ни одна «звезда».

– Вы работаете во многих музыкальных жанрах. А какой из них любимый?

– Театральный жанр, жанр мюзикла. Самым удачным из мюзиклов считаю «Инкогнито из Петербурга», который был поставлен 14 лет назад и до сих пор не покидает сцены.

– Что вас подтолкнуло к написанию книги «Моя веселая профессия»?

– Я попал в серию «Байки в антракте» известного петербуржского журналиста Олега Сердобольского и начал писать. Оказалось, это настолько увлекательное занятие, что теперь я не убираю ручку и блокнот далеко, и каждая новая байка сразу же записывается. Не могу сказать, что испытываю творческие трудности, может, потому, что пишу не музыковедческие труды, а истории, произошедшие наяву. Они, как правило, веселые и целью своей имеют вызвать на лице читателя улыбку. В запасе еще двести новых историй, но пока о второй книге речи не идет.

– Виктор Васильевич, расскажите, пожалуйста, байку от Плешака.

– Великий маэстро Евгений Александрович Мравинский в 1950-е годы жил летом в уединенном уголке Ленинградской области. Там были лес и тишина.

Все закончилось, когда в этом живописном месте стали строить пионерские лагеря. Теперь утро дирижера начиналось с пионерского горна. Потом на всю мощь врубали репродуктор и гоняли музыку – всякую попсу тех времен. Евгений Александрович долго мучился. Наконец терпение его лопнуло, и он решил нанести визит начальнику ближайшего пионерского лагеря. Так, мол, и так, я дирижер Мравинский, живу тут с вами рядом и каждое утро прихожу в ужас от той музыки, которая транслируется. Как же можно давать в эфир такой кошмар, ведь это отупляет детей, портит их слух. Они не имеют ни малейшего представления об истинных музыкальных ценностях, о нашей великой классике. Начальник лагеря долго слушал его, а потом сказал: «Вы знаете, хоть вы и Мравинский, но музыку надо любить».

Санкт-Петербург

Виктор ПЛЕШАК


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту