search
main
0

Я многому учусь у своих учеников

​Утро. Число написано, учебник открыт, кабинет готов встретить учеников. Звонок.

Распахивается дверь, дети шумной толпой врываются в дверь, толкая друг друга, бегут к своим местам. Волнуюсь, класс новый, лица незнакомые, а в голове мысль: «Чему могу их научить сегодня? Новому, нужному, сверх учебника?» Подготовились к уроку, поздоровались, закипела работа. Повторение изученного, объяснение нового материала, каждое слово произношу медленно, разборчиво, чтобы услышал каждый ученик. Закрепляем изученное, выполняя упражнение у доски, вдруг замечаю, что один учащийся сидит с открытой, но абсолютно пустой тетрадью. Пока весь класс занят выполнением упражнения, нужно срочно выяснить, в чем причина. Наклоняюсь чуть ближе.- Тебя как зовут? – тихонько спрашиваю я.- Стас, – также тихо, в унисон мне, отвечает ученик.- Стас, скажи, пожалуйста, а почему ты ничего не пишешь? Больше половины урока прошло, а у тебя пустая тетрадь.- Потому что я двоечник, мои оценки – это «два», «два» и «два»! Других у меня не будет! Я двоечник! – эмоционально, громко, размахивая тетрадью, отвечает Стас.Я опешила, внутри паника… Что же делать? Чем я его обидела? На его эмоциональное выступление обратил внимание весь класс, забыв о том, что есть работа. В классе тишина. 27 пар глаз смотрят на меня, ожидая реакции. В голове проносятся слова университетских преподавателей, наставления новых коллег, пытаюсь найти в памяти подобные сцены из своей школьной жизни, но ничего подходящего не приходит на ум.- Кто тебе это сказал? – собравшись с мыслями, спросила я с удивлением в глазах.- Все! Никто! Я сам, – с надрывом, ерзая на стуле, ответил ученик.- Стас, – как можно мягче начинаю я, – разве я тебя так называла? Разве я говорила, что ты двоечник?- Мне все так говорят.- Нет, стоп! Я задала конкретный вопрос: я тебя так хоть раз назвала?- Нет, – уже гораздо спокойнее выговаривает Стас.- Так почему ты ничего не пишешь? – продолжаю гнуть свою линию. – Начинай писать с номера, который мы сейчас выполняем.Нужно возвращаться к уроку, иначе потеряю внимание класса. Выбор остается за ним. Проверяем задание, выполняем новое, искоса смотрю в его сторону. Мнется, ерзает на стуле, роняет ручку, соседка по парте поднимает ручку и кладет ее на парту. Стас долго смотрит на нелюбимый им пишущий предмет, затем берет и начинает… писать!- К доске пойдет… – тяну время, даю это время Стасу!Почти все ребята поднимают руки. Особенно приятно, что среди них и рука «двоечника»! Надо узнать, какие же знания хранит эта голова. Вызываю его к доске. Решает один номер, второй, попутно задаю вопросы, отвечает на все! Как так? Почему двоечник? Он же все знает!- Садись, «пять», – заветные слова для каждого ученика. Глаза загорелись, на лице появилась улыбка, спокойно сел, взял ручку и весь оставшийся урок без привлечения лишнего внимания к себе работал.После урока решила побольше узнать о ребенке у классного руководителя: «Он такой с третьего класса, на уроках ничего не делает, домашние задания не выполняет, беспокойный, хорошо, если на уроках сидит и не мешает. С ним регулярно работают социальные педагоги и психологи. Дома далеко не все хорошо – семья многодетная, неполная, родители в разводе, дети сложно это переживают. Брат и сестра учатся в нашей школе. Со старшим братом такая же проблема». Я столкнулась с тем, что в теории-то выглядит все просто, а теперь на практике увидела ребенка с настоящими проблемами, которые выходят из семьи и сопровождают мальчика уже многие годы. Он еще так мал, а уже повесил на себя клеймо, прячется за ним и так защищается.На следующем уроке очень похожая картина: пустая тетрадь, кидание ручки, мычание с места, постукивание по парте пальцами. Пытаюсь снова доверительно поговорить с ним, те же эмоции.- Не обращайте внимания, – вдруг слышу голос его соседки по парте. – Он всегда такой.И правда, думаю я, он же специально привлекает внимание к себе, возможно, этого ему не хватает дома. Отхожу от Стаса и продолжаю урок. Он специально кинул ручку на пол. Его соседка Катя молча подняла и положила рядом, открыла ему тетрадь и дальше участвует в уроке. Стас повертелся, поискал зрителей, но все были вовлечены в урок. Делать нечего – взял ручку и начал писать, а также принимать участие в уроке, отвечать на вопросы. Внутри тепло – победа! Наша общая со Стасом победа.Но победа так легко не дается. На следующий урок уже знакомые ерзанья, мычание и кидание ручки. Помня слова Кати, делаю как она: не прекращая объяснений, молча поднимаю его ручку, открываю тетрадь, показываю пальцем, где нужно писать, отхожу. Сразу задаю вопрос, среди поднятых рук вижу и его! Поддерживая его интерес к происходящему, спрашиваю, он отвечает, снова «пять», глаза блестят, и улыбка искренняя, согревающая сердце. Теперь на уроках Стас уже не кидает ручки, не мычит, а пишет все номера, особенно старается успеть первым решить все задания. Это еще не победа, до нее еще долгий и тяжелый путь, но начало есть.«Не обращайте внимания». До сих пор вспоминаю эти слова. Вроде бы один из популярнейших советов, ничего нового, однако в устах Кати это не означало: не смотрите на него совсем, ничего не предпринимайте, делайте вид, что его просто нет. Не будьте зрителем в его театре одного актера! Вот что значили те слова! От этих еще маленьких ростом людей я получила большой урок, ведь, как совершенно верно замечено в Талмуде: «Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников».Вероника ЛАВРЕНТЬЕВА, учитель математики гимназии №402 имени Алии Молдагуловой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте