search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР
0

Я люблю свою планету

На лето они все получили увлекательное задание – выучить и запомнить, как звучат их имена и разные другие слова и фразы на самых разных языках мира – например, на монгольском, эвенкийском или на языках разных африканских стран. А осенью непременно продемонстрируют все свои умения и продолжат так понравившуюся им игру по изучению всей своей планеты.

Они – это малыши из детсадовских групп Центра развития ребенка – детского сада №2721, а задания, полученные на лето, – часть игр и праздничных мероприятий, организованных педагогами детского сада в рамках проекта «Познаю все части света – я люблю свою планету!».Сколько дней провели над разработкой проекта, воспитатели и педагоги детсада теперь и не вспомнят – все были так заинтересованы, столько идей и сюжетных ходов напредлагали, столько творческих сил задействовали, что в этой работе дни пролетели незаметно. Зато результат привел в восторг не только детей и их родителей, но и всех гостей мероприятия. А гости были разные, такие, например, как студенты из Университета дружбы народов, которые приходили в детсад на праздники в национальных одеждах, со своими музыкальными инструментами, показывали танцы, пели на множестве языков свои песни, а дети и взрослые из детсада не уставали объяснять всем любопытствующим вокруг всю эту экзотику: «Это наши гости из других стран. Мы теперь все дружим!»«Но давайте все по порядку, – говорит заведующая детсадом Галина Ярошевская, когда мы рассматриваем сотни фотографий ее воспитанников в нарядных одеждах народов мира и в придачу экспонаты новых, родившихся в ходе реализации проекта музеев, создаваемых совместно и детьми, и взрослыми. – Началось все с того, что нам предложили принять участие в международном проекте».Проект был предложен международной организацией ОМЕП, которая провозгласила образование для устойчивого развития детей от 1 до 8 лет одним из своих приоритетных направлений. В России у этого проекта есть свой национальный руководитель, вот письмо от него и всколыхнуло педагогов детсада.Проект предлагал выбор, потому как включает в себя две части. Первая – это интервьюирование (опросы) детей c использованием рисунка (логотипа Конгресса ОМЕП), проводимое по определенному плану, и обобщение результатов.Ну а вторая часть – реализация идей устойчивого развития на практике – в своем ближайшем окружении (в детском саду, на его территории, в школе, в микрорайоне города, дома). Россия выполняет обе части проекта, однако, если по каким-то причинам педагогам не удается реализовать обе части проекта, они могли участвовать только в одной из них. Причем вторую часть проекта по устойчивому развитию можно было реализовывать как продолжение уже каких-либо имеющихся у детского учреждения проектов, связанных с охраной природы, ресурсосбережением, с улучшением состояния окружающей среды, различными экологическими проблемами, с изучением разнообразия культур и прочих подобных мероприятий.В Центре развития ребенка №2721 поняли сразу – это им и по плечу, и по нраву. Поэтому как особенность проекта по образованию для устойчивого развития – рассмотрение не только экологических проблем, но и некоторых социальных (решение проблем окружающей среды совместно с государственными и общественными организациями, семьей), экономических (например, проблемы экономии воды и энергии, сбора мусора) аспектов нашей повседневной жизни, проблемы сохранения разнообразия культур, соблюдения прав ребенка (в том числе и на здоровую окружающую среду).На эти темы педагоги часто ведут беседы с детьми, стараются учить их понимать мир вокруг именно с этой, гуманитарной, точки зрения, а тут как раз представился случай – красочно и наглядно показать детям, как многолик и разнообразен мир людей, как много разных народов на земле и как близки они друг другу на нашей планете, хотя иногда кажутся совсем далекими и чужими.И началось – день изо дня дети знакомились с традициями, обычаями, народными промыслами, музыкой, играми разных народов, а взрослые в первое время, не переставая, отвечали на сотни вопросов в день: «А почему он весь черный? Сильно загорел, что ли?»; «Глаз почти не видно… Он спит?»; «Это американец? Откуда он взялся?»; «А Африка – это очень далеко?»; «Умка, белый медвежонок, меняет шубу, как зайчик?»; «Почему они живут в шалаше? А как из него идет дым?»Потом, уже попривыкнув и помогая создавать экспонаты для музеев, дети не переставали комментировать: «Американцев ставить сюда не будем… Они черные…»; «Темные – это американцы…»; «Так… Тут почти все светлые, но есть и темные…»; «Что-то у них лица разные! Они что, с юга?!»; «Из Египта…»; «Эти китайцы… Китайцы поставляют пистолеты с пульками!»; «Люди разные…»; «Есть черные и белые»; «Негр (он загорел) из Израиля!»; «С Африки…»; «Если говорит по-американски, то непонятно! Мы не понимаем иностранцев, а они нас понимают!»; «Из разных стран…»Особенно много таких детских вопросов и высказываний появилось, когда детям предложили поиграть в сюжетные лего-конструкторы «Семья», «Люди разных профессий», «Ферма», «Пожарная станция», «Дикие животные», «Приусадебный участок» и другие, главными героями которых были люди из разных стран, животные, обитающие в разных климатических поясах Земли; пригласили посетить детский кинотеатр и посмотреть прекрасные мультфильмы «Умка», «Золотая антилопа», «Самый большой друг», «В яранге горит огонь» и другие.Постепенно педагоги подводили малышей к главной теме разговора – сосуществованию разных народов на планете, толерантности людей, обитающих на ней.Пусть дети пока не запомнят мудреные слова и термины, но главное они уже понимают – на Земле живет много людей. Мы и разные, и похожи друг на друга! У каждого из нас есть родина, которую мы очень любим и гордимся ею, – это страна, город, село, в котором родился. В разных странах люди разговаривают на разных языках, у них есть свои песни, танцы, праздники, любимые блюда, игры.Большинство людей стараются жить в мире, и чтобы сохранить дружбу и уважение друг к другу, надо побольше узнавать о традициях, обычаях, народных промыслах, музыке, играх разных народов.«Так вот и началось знакомство наших детей с культурами разных стран, – вспоминают теперь педагоги. – А у нас появилась необходимость обратиться к словарям, энциклопедиям, информационным системам, к экспертам и другим источникам, чтобы рассказать достоверно, доступно и интересно детям о далеких странах, которые мы так полюбили в ходе наших поисков! Работа оказалась многогранной и объемной и стала охватывать всю жизнедеятельность ребенка в детском саду на протяжении нескольких недель».Материала набрали общими усилиями так много, что пришлось его систематизировать по темам: географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, центральные города, достопримечательности, национальный костюм, кухня, детская художественная литература, игры.А потом и девиз для всей этой работы появился: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».Цель поставили перед собой такую: изучение, сравнение разных культур, особенностей взаимодействия человека с природой в разных культурах, прививание ребенку зачатков толерантности, уважения к чужой культуре. Определили задачи: ознакомить детей среднего и старшего дошкольного возраста с культурой народов Севера, народов Африки, Азии (Индия, Китай), Ближнего Востока, детей младшего дошкольного возраста – с культурой и бытом русского народа, сформировать у дошкольников знания, умения и навыки, способствующие овладению нормами разных культур, способствовать развитию у детей памяти, внимания, творческих способностей.Педагоги (старший воспитатель, воспитатели групп) и специалисты (психолог, социальный педагог, учитель-логопед, воспитатель по физической культуре, инструктор по физической культуре в бассейне, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования) разработали и с успехом провели мероприятия, посвященные выбранной теме.Пока мне перечисляют мероприятия, я рассматриваю красочные фотографии и иллюстрации к ним, сделанные детьми, и очень хорошо представляю, как весело и креативно все это проходило.Цикл занятий-путешествий, объединенный одной темой («Путешествие на Север», «Путешествие по России», «Путешествие в Африку», Путешествие в Азию»), проводится как на суше (в физкультурном, музыкальном залах), так и на воде (в бассейне детского сада); при этом дети сами принимают активное участие в создании необходимого ландшафта (например, приносят из дома ненужные постельные принадлежности: простынки, наволочки белого цвета – создают сугробы, заснеженные равнины; из кусков пенопласта делают льдины разной формы и величины, из обрезков цветной гофрированной бумаги – растительный мир Африки и Азии).Тематические циклы художественно-творческого направления, макеты (тут использовался бросовый материал: цилиндры из-под туалетной бумаги, прищепки, футляры из-под киндер-сюрпризов, различной формы и величины упаковочные материалы – коробки, ленты, обрезки бумаги, колпачки от ручек и фотоальбомы), рисунки дети создавали в детском саду и дома по желанию, а впоследствии дети вместе со взрослыми создали два музея в холлах дошкольного учреждения – «Бабушкина комната» и «Юный путешественник» – и обустроили Уголок России при входе в детский сад.Музей «Бабушкина комната» помогает педагогам и родителям вводить дошкольников в историю Родины, приобщаться к прошлому своей культуры. Посредством изучения экспонатов (предметов культуры и быта) дошкольники знакомятся с традициями, обычаями, особенностями русского быта и русского народного искусства.Музей «Юный путешественник» помогает нашим дошкольникам и их родителям расширить границы новых знаний, впечатлений о зарубежных странах. Экспонатами стали музыкальные инструменты, статуэтки с достопримечательностями разных стран, куклы в национальных костюмах, книги, атласы, настольные игры.Проектная деятельность помогает детям с помощью взрослого научиться выделять проблему, формулировать задачу, актуализировать свой опыт, отвечая на примерные вопросы: «Что я знаю об этом?», «Что хочу узнать?», «Что нужно для этого сделать?». При этом дети проявляют максимум самостоятельности, инициативы, творчества. В ходе совместной проектной деятельности у детей формируются знания, умения, навыки, и через совместный поиск решений ребенку предоставлялась возможность самостоятельно овладевать нормами культуры.Художественное событие – особый жанр завершения процесса длительного освоения какой-либо темы, проектной деятельности, цикла занятий-путешествий, тематических циклов художественно-творческого направления. К художественному событию активно готовятся все: воспитанники, педагоги, специалисты (психолог, логопед, социальный педагог), родители; подключаются специалисты, творческие коллективы, с которыми сотрудничает коллектив Центра развития ребенка – детского сада №2721. Сообща создают сценарий проведения события, разрабатывают эскизы оформления того помещения, где планируют проводить художественное событие, создают элементы его украшения, цветовое оформление. При необходимости изготавливают костюмы и многое другое. Художественное событие должно быть желанным и обязательно радостным, нести положительный резонанс в жизнь каждого воспитанника. Такими художественными событиями стали праздники, которым дали названия: «Дружат взрослые и дети» (в нем как раз и участвовали приглашенные студенты всех национальностей и цветов кожи из Университета дружбы народов), «Русские обычаи» (с участием фольклорной студии «Громница»), «Музыка объединяет народы».Посещение детского кинотеатра становится одним из направлений познавательного развития детей дошкольного возраста, в ходе которого ребенку предлагают разнообразные способы познания, преобразования и эмоционального освоения мира. Дети совместно с родителями и педагогами для познания мира используют способ «смотрю – действую», позволяющий активно осваивать реальные объекты нашего мира, при необходимости превращаться в героев литературных произведений, усваивать информацию о чем-либо, способствующий интеллектуальному развитию дошкольников, расширению кругозора, развитию взаимодействия со взрослыми на познавательном содержании. Здесь в единстве проявляются различные виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательная.Проект будет продолжаться в новом учебном году, но некоторые итоги детсад уже может подвести. В ходе совместной работы педагогов с детьми и их родителями происходило активное освоение и познание культур различных стран через изобразительное искусство, музыку, обычаи, природу, климат, народную и современную одежду, игры, художественную литературу. Помогало в этом процессе слушание музыки, демонстрация слайдов, просмотр мультипликационных фильмов, проведение познавательных бесед, а также творческая, совместная с родителями работа – создание рассказов о семейных путешествиях, фото- и иллюстрированных альбомов «Мое прекрасное лето в…», «Рисую то, о чем сегодня узнал…», множество поделок.Педагоги продолжали подводить итоги, отмечали, например, что в процессе ознакомления со странами и континентами с участием взрослых (родителей, педагогов) – «знакомых взрослых» и «незнакомых взрослых и детей» (приглашенных коллективов) – проявились следующие особенности детей: снизился общий уровень тревожности дошкольников, у большинства детей сформировалась готовность к познавательной деятельности, у детей возникла потребность в новой информации, готовность к ее переработке, ее инициативный и целеустремленный поиск, проснулась любознательность и проявилось важнейшее – способность детей постигнуть ценности дружбы, ценности общения со взрослыми в духе добра и взаимопонимания.А я в это время вспоминала, как десяток лет назад присутствовала на уроках в одной московской школе и удивлялась, как здорово там на уроках педагоги подавали материал о том, что люди на земле хотя и разные, но равные, что у каждого народа свои таланты и достижения, а знание алфавита разных экзотических языков, слов и выражений на этих языках входило в задания на уроках. Тогда это было в новинку, да и школьники были далеко не из начальной даже школы.Теперь, перепрыгивая года и представления о возрастных рамках, малыши детсада уже учатся говорить свои имена на хинди и суахили, играть на африканских барабанах и танцуют танцы в одеждах северных народов. Они непременно выучат слова и про толерантность, и про устойчивое развитие, но как же им уже повезло, что в своем детсаду, где жизнь их так эмоциональна и событийна, они постигают науку любви и сосуществования в этом таком разном и прекрасном мире!Галина Борисовна подвела что-то вроде итога нашего путешествия по детсадовским музеям и знакомствам: «Основу культуры человечества составляют национальные культуры, и нам важно вырастить малышей культурными людьми, обладающими чувством самоуважения, и уважаемыми окружающими. Мы в своей профессиональной деятельности стремимся дать необходимые знания детям по налаживанию положительных взаимоотношений друг с другом, с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть! Эту работу мы будем продолжать и дальше. Мы планируем проводить знакомство с жителями Северной и Южной Америки, Европы, с традиционными праздниками народов Севера, Азии, Африки, сбор и систематизацию материалов по приобщению детей к культуре разных стран».А мне случайно открылся маленький секрет – уже на выходе с территории детсада разговорилась с родителями и детьми и узнала, что летом у заведующей состоится юбилей, что к осени дети обязательно разучат не только свои имена на разных языках, но и какие-то слова поздравлений и пожеланий на всевозможных наречиях. Уж они-то теперь знают, что это совсем несложно – ведь друзья живут на всей планете, а с этим знанием жить гораздо легче и радостнее.Работа по проекту ОМЕП может быть продолжена в любом детском учреждении, потому что эта организация определила образование для устойчивого развития как свой главный проект на ближайшие годы, заботится о его международном распространении.Как здорово – верить, что будущее окажется в руках тех, кто сейчас уже, в детсаду, готов учить слова на разных языках и дружить со всей планетой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте