search
main
0

Я и ты – мы все равны Тема: Статья 1 Всеобщей декларации прав человека

Время: 2 академических часа.

ЦЕЛИ:
– познакомить со ст.1 Всеобщей декларации прав человека;
– дать учащимся опыт личного переживания в ситуации отсутствия равенства между людьми;
– способствовать развитию чувства эмпатии, принятия человека, не похожего на других;
– дать возможность пересмотреть и изменить прежние негативные представления;
– воспитывать признание прав других людей, способствовать формированию правовой культуры.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Предтест.
2. Вступительное слово педагога.
3. Создание проблемной ситуации.
4. Ролевая игра.
5. Решение проблемной ситуации.
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия.

ПРЕДТЕСТ:
(предположительно предварительная тема по истории принятия Всеобщей декларации прав человека)

ЗАДАНИЕ:
Соотнесите понятие с его определением:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
1. Документ однородного содержания; государства, подписавшие его, не обязаны его исполнять, носит рекомендательный характер.
2. Документ однородного содержания; государства его подписавшие, обязаны его исполнять.
3. Документ неоднородного содержания; государства, подписавшие его, обязаны его исполнять.
4. Соглашение, заключенное между двумя или более независимыми нациями, которое истолковывается таким образом, чтобы придать полную силу и эффективность всем его составным частям.
5. Краткое дополнение к предшествующему соглашению или договору.
ПОНЯТИЯ:
А) КОНВЕНЦИЯ
Б) ПРОТОКОЛ
В) ПАКТ
Г) ДЕКЛАРАЦИЯ
Д) ДОГОВОР
(ответы: 1Г, 2А, 3В, 4Д, 5Б)

ТЕСТЫ: Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Первым из деятелей Просвещения разработал принцип естественного права:
а) Ж.Ж. Руссо
б) Д.Дидро;
в) Дж. Локк
2. Какие права человека просветители относили к естественным:
а) право на жизнь, свободу и ответственность;
б) право на занятие предпринимательством;,
в) право на переписку.
3. Название документа, утвержденного и провозглашенного Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.:
а) Декларация всеобщих прав и свобод человека;
б) Всеобщая декларация прав человека;
в) Конвенция по правам человека;
г) Декларация о правах.
4. Когда была создана Организация Объединенных Наций (ООН):
а) после первой мировой войны;
б) во время второй мировой войны;
в) после второй мировой войны.
5. Международный билль о правах человека включает:
а) Всеобщую декларацию прав человека;
б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
в) Международный пакт о гражданских и политических правах;
г) все вышеперечисленные. Ответы: 1в, 2а, 3б,4в, 5г.

Вступительное слово педагога:
По окончании второй мировой войны многим стало понятно, что если права человека, его честь и достоинство попираются в отдельных странах, сохраняется угроза вовлечения человечества в кровавые “разборки”: мятежи, войны, карательные акции. Как правило, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны, они стремятся расширить свое влияние на другие страны. Подавление прав человека в отдельных странах – тлеющий источник кризиса, в который может быть вовлечена значительная часть планеты. Поэтому страны-победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций, главной задачей которой является поддержание и укрепление мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами.
Одним из самых важных документов, вобравших в себя многовековые чаяния людей во всех уголках планеты, – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
– Вспомним, в чем значение Всеобщей декларации прав человека? (впервые в истории были сформулированы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов, например, разделов конституций о правах человека).
Мы говорили с вами об истории прав человека, а на этом уроке мы обратимся непосредственно к тексту декларации и будем знакомиться с основными положениями статьи 1.

Создание проблемной ситуации:
– Но прежде чем обратиться к тексту статьи, давайте попробуем разобраться в одной ситуации.
“В одной из крупных клиник восемь пациентов ожидают операции по пересадке сердца. Среди этих восьми пациентов:
20-летний прославленный спортсмен, многократно представлявший свою страну.
Он попал в аварию, находясь за рулем автомашины. По предварительным данным,
есть предположение, что он виновник аварии, так как находился в алкогольном опьянении;
5-летняя девочка с замедленным умственным развитием;
62-летняя мать шестерых взрослых и почти взрослых детей;
27-летний римско-католический священник;
30-летний вьетнамский рабочий, который во время пребывания в стране стал жертвой несчастного случая;
49-летняя бездетная женщина-врач, которая работает над проблемой исследования рака;
феминистка с гомосексуальными убеждениями;
40-летний бывший депутат парламента, в настоящее время – предприниматель, прекрасный семьянин, заботливый отец;
20-летняя студентка с депрессивными проявлениями, у которой при повторном покушении на самоубийство случился сердечный приступ.
Вот наконец-то долгожданное сердце появилось, и учащимся предлагается договориться, кому из пациентов его пересадить.
Ученикам предлагается высказать свои предложения без оценивания и обсуждения. Единого решения на этом этапе не может быть принято, и поэтому предлагается поучаствовать в ролевой игре, в которой они смогут определиться по данной проблеме. (Игра разработана Б.Демидовым, учителем школы N 1233 г. Москвы).

Погружение в игровую ситуацию:
“Некоторое время назад, в обстановке полной секретности на Землю прибыла делегация инопланетян. Они вели за нами достаточно долгое наблюдение, и цель их посещения гуманитарная (если можно так выразиться). Технически пришельцы нас обогнали, но несут они нам нечто иное – свою более совершенную, по их мнению, организацию общества. Физически, по крайней мере внешне, мы с братьями по разуму ничем не отличаемся друг от друга. За исключением одной детали – на их планете (небольшой и не особенно населенной) жители либо голубоглазые, либо кареглазые. Пустяк? Нет. Генетически это является важнейшим показателем умственных способностей. Кареглазые – физически очень развиты (сильны, выносливы, ловки), долго живут, почти не болеют, но в интеллектуальном отношении ничем не выделяются, а точнее – совсем плохи, способны только на примитивный физический труд. Голубоглазые – почти прямая им противоположность, живут меньше, болеют, слабы, но очень талантливы, и с головой у них все прекрасно. Поэтому они хозяева, повелители в том мире, а кареглазые им во всем подчиняются, и никто ни на что выше своих возможностей не претендует.
Инопланетяне уверены, что все наши беды – войны, революции, смены правительств, голод в одной стране, изобилие в другой – происходят потому, что на Земле люди живут неправильно, нарушается верный порядок вещей, голубоглазые выполняют приказы кареглазых, а не наоборот. Пришельцы за тем и прибыли сюда, чтобы дать нам выход, помочь решить человеку его проблемы. И сейчас мы, земляне, попробуем последовать их советам, разобьемся на две группы и попытаемся сделать, как у них”.

Распределение по ролям.
Рассадить по группам: кареглазые (и все с темными глазами) объединяются в одну группу, голубоглазые (и зеленоглазые) – их обычно больше, делятся на две группы.

Работа в группах.
Группы голубоглазых объявляются двумя борющимися за власть группировками. Одна занимает в отношении кареглазых очень жесткую позицию: те должны представлять собой нечто среднее между крепостными и рабами, работать на своих хозяев за еду и одежду. Профессию им определяют господа, жить они должны в особых районах.
Вторая группа настроена более мягко: надо воспринимать кареглазых соответственно их положению, но не забывать, что они тоже люди – давать низшее образование, платить за работу, позволять жить рядом и т.д.
Кареглазые должны выбрать для себя какую-либо профессию, не связанную с интеллигентным трудом и не требующую никакого серьезного образования. Они должны совместными усилиями выработать условия жизни со своими повелителями. Чего они хотят: быть беспрекословными слугами, подчиняться во всем или же добиться соблюдения каких-либо прав, например, обязательное низшее образование, пенсии по старости и т.д. Они должны обратиться с чем-либо вроде прошения к голубоглазым, рассчитывая найти поддержку прежде всего среди умеренных.
От каждой группы должен выступить представитель с изложением идей своих товарищей.
(Роль учителя на этом этапе: советы, ответы на вопросы, помощь в формулировке требований, подталкивание в нужном направлении).

Выступление групп.
Первыми говорят представители элиты. Примерные выступления: Радикалы: говорят о суровых мерах, спецпоселениях, крепостном положении кареглазых. Умеренные: стремятся смягчить такие призывы, напирают на общность происхождения, призывая дать низшим некие права. Кареглазые: осуждают принцип разделения людей по внешним признакам и требуют себе конституции, угрожая восстанием.

Обсуждение позиций.
Каждый может высказаться по данной ситуации, после споров предлагается сказать, готовы ли группировки изменить свои взгляды? Обычно все соглашаются на некоторые уступки, хотя компромисса все же не возникает.

Подведение итогов.
Все оказываются против любой дискриминации. Здесь необходимо уточнить: захотели бы голубоглазые жить в таком обществе, где их положение было бы привилегированным? Многие отвечают утвердительно.
Обращение к кареглазым: сменили бы они цвет глаз, чтобы стать господами? Старшеклассники обычно соглашаются на это предложение.
Учитель задает риторический вопрос: справедливо ли такое разделение людей? Нет, потому что все люди равны, что и требовалось доказать.

Обращение к опыту учащихся.
Возможно обсуждение реальных жизненных ситуаций: отношение к переселенцам с Кавказа, Казахстана, корейцам, которые живут в нашем поселке, учатся с нами в школе.
После обсуждения следует отметить, что многие учащиеся остаются пленниками стереотипов и судят обо всех по немногим представителям этих народов, не боясь, что столь же превратные обобщения на примерах худших наших людей будут сделаны обо всех русских.
Возвращение к проблемной ситуации, заданной в начале урока.
На основе полученных навыков и знаний, учащиеся должны решить: кому отдать сердце? В ходе дискуссии под управлением педагога должны быть сделаны выводы:
Такое обсуждение неэтично и, в общем, безнравственно.
Должно возникнуть предположение об очереди на операцию.
Мы не врачи, чтобы это решать.
Вправе ли мы вообще это обсуждать? Разве мы можем брать на себя ответственность за чужую жизнь?
Все люди обладают равными правами, нельзя это оспаривать или брать под сомнение. Именно об этом и говорит ст.1 Всеобщей декларации прав человека: “Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства”.
Декларация не наделяет людей свободой, а признает свободу неотъемлемой принадлежностью человека. Говоря другими словами: свобода у людей – от Бога, она им принадлежит с момента рождения.

Рефлексия
Обмен впечатлениями от урока. Обсуждение своих ролей в игре. Какие задания оказались самыми сложными? Изменилась ли твоя позиция по данной проблеме за время обсуждения?
Одним из вариантов данного урока может быть игра “Встречи во Вселенной”// История, N39,2002, с.9-10.

Литература:
1. Всеобщая декларация прав человека
2. Демидов Б. Ответы жду с надеждой и тревогой // Граждановедение, N 51, 1997
3. Демидов Б. Пусть ученики сами разберутся // Граждановедение, N 7, 1998
4. Королькова Е., Суворова Н. Священные права человечества написаны лучом солнца // Граждановедение, N 26, 1998
5. Королькова Е. Кого казнить, кого помиловать // Граждановедение, N 2, 1998
6. Никитина. Свобода, равенство, братство // Граждановедение, N 11, 1998.

Светлана Морозова,
средняя школа N2

пос. Новошахтинский,
Михайловский район,
Приморский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте