search
main
0

Я и мир вокруг меня “Гражданское образование в начальных классах” 2-4-е классы

Возраст 7-10 лет – лучший период изучения проблем, связанных с идеями сотрудничества, взаимопонимания, прав человека. Это время стремительного социально познавательного развития. Для детей очень важно быть любимыми, быть ровней и быть принятыми коллективом. Отношения чаще используются как способ утверждения равной групповой солидарности и исключения тех, кто отличен. Справедливое отношение ко всем должно быть основной темой обсуждения организации жизни в детском коллективе. Предлагаемая программа ставит цели:
обучать учащихся умению общаться с другими людьми;
воспитывать у школьников познания себя и окружающих;
воспитывать чувство собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям;
помочь учащимся приобрести умение выразить себя, общаться между собой и заботиться друг о друге.
Программа курса построена линейно и состоит из 3 частей:
I часть – 2-й класс. “Моя малая родина” – знакомит с жизнью общества на примере своего города; дает элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании, при этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики. Ставятся цели: уточнить представления учащихся о семье, соседях, показать важность внимательных и заботливых отношений; воспитание гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде.
II часть – 3-й класс. “Самоопределение”. Это помогает детям осознать свои реальные возможности и ограничения, принимать ответственные решения, развивать свои этические взгляды, повышать уважение к другим.
III часть – 4-й класс. “Ваши права”. Она формирует уважение к правам человека, чувства ответственности, справедливости.
Таким образом, ребенок проходит путь от выделения себя в бесконечном процессе мироздания, может быть, еще не до конца, но уже отделяет свой собственный мир, очерчивая круг именно своих впечатлений, ощущений, желаний, мыслей, чувств, осознает себя как отдельную личность, отличную, неповторимую, до понятия того, что он не один в этом мире, что за пределами его собственного мира чувств, мыслей и желаний существуют другие, иные, непохожие, и признания, что другой – личность, тоже неповторимая.
Содержание курса
2-й класс
1. Основные задачи занятий:
– познакомить детей с жизнью общества на примере своего города;
– учить распознавать растения и животных своей местности, раскрыть доступные пониманию детей экологические зависимости;
– познакомить учащихся с историей названий родного города, улицы, показать процесс их возникновения и связь топонима с историей;
– познакомить учащихся с символами своего города;
– уточнить знание детьми домашнего адреса, их представления о семье, о трудовых обязанностях членов семьи (на работе, дома), воспитывать внимательное и заботливое отношение к другим членам семьи, желание помогать им.
2. Формы, методы и средства, используемые при изучении:
– учащиеся ведут наблюдения за природой и общественной жизнью с помощью учителя и родителей;
– занятия проводятся в классе, на улице, в лесу, парке, музее;
– беседы, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, рисование – все это позволяет сделать занятия интересными, увлекательными для детей.
3. Темы программы “Моя малая родина” (18 ч.):
1. Моя семья. Я, мое имя. (3 ч.).
Генеалогическое древо семьи. Что значит мое имя. Праздник семьи.
2. Моя улица. Мой дом. (3 ч.).
Название. Почему так назвали? В каком доме я живу? Мои соседи.
3. Мой город. (5 ч.).
Почему город так назван? Кем и когда основан? Названия улиц, переулков, которые отражают занятия жителей, события, природу. Объекты города. Профессии, которые нужны и важны для города. Работы на улицах города. Экскурсии.
4. Что такое музей. (2 ч.).
Знаменитые люди города. Экскурсия в краеведческий музей.
5. Природа родного края. (4 ч.).
Животные, растения, водоемы. Охрана. Красная книга края. Экскурсии.
6. Итоговое занятие. (1 ч.).
Подытоживание практических дел.
4. Поурочное планирование:
1. Я. Мое имя.
2. Моя родословная.
3. Наша дружная семья. (Праздник семьи).
4. Моя улица. (Почему так назвали?).
5. Дом. Мои соседи.
6. Город. Почему так назван? Кем и когда основан?
7. Улицы. Переулки.
8. Экскурсия по городу (достопримечательности, памятные места).
9. Что такое экономика (объекты города).
Из чего что сделано? Что наш край дает стране?
10. Экскурсия на одно из предприятий: “Все профессии важны”.
11. Работы на улицах города.
12-13. Что такое музей. Знаменитые люди города. Экскурсия в краеведческий музей.
14. Что где растет? Кто где живет? Водоемы.
15. Охрана растений, животных. Красная книга.
16. Экскурсия.
17. Сочинение о родном городе.
18. Итоговое занятие.
Основные понятия: имя, тезка, отчество, фамилия, родословная, дом, улица, город, адрес, адресат, соседи, жители, события, природа, объект, фабрика, завод, профессия, музей, экспонат, Красная книга.
Темы программы “Моя малая родина” можно интегрировать в курс “Ознакомление с окружающим миром”.
3-й класс.
1. Основные задачи занятий:
– формировать у детей понятия “цель”, “средства”, “достижение цели”, “правила поведения” (общие, групповые, индивидуальные); организовать самоопределение детей в учебной сфере (через осознание ребенка своих целей в учебе, осознание собственных возможностей в изменении некоторых аспектов школьной жизни, выбор своей позиции в отношении проявлений индивидуальных черт учащихся класса, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками);
– учить выделять цели, мотивы своих действий и действий других людей; определять правила жизни в семейной общности (осознание своего места и роли в семейной общности, выбор своей позиции в отношениях с другими членами семьи);
– помочь детям самоопределиться в нравственных категориях, в системе общечеловеческих ценностей;
– создать условия для эмоционального переживания свободы в собственных решениях; развивать умение находить средства для удерживания собственной позиции.
2. Формы, методы и средства, используемые при изучении:
– в качестве учебных заданий используются упражнения, обсуждение и разыгрывание в классе проблемных ситуаций, анализ своих успехов и ошибок, практические задания; очень важную роль играет ведение летописи. Книга летописи, фиксируя некоторые моменты жизни ребенка, позволяет сделать явными изменения и развитие класса в целом и каждого ребенка в отдельности. В эту книгу могут заноситься домашние рассказы детей, их рисунки и т.д.
Курс предполагает широкое использование домашних заданий, которые учащиеся выполняют вместе со своими родителями.
3. Поурочное планирование курса “Самоопределение” (34 ч.):
1. Я и школа (5 ч.).
1.1. Зачем я хожу в школу? Мои цели.
1.2. Как сделать школу лучше? Я выбираю средства.
1.3. Хорошо, что мы разные!
1.4. Правила, которые помогают нам в школе жить дружно.
1.5. Я и мои друзья.
2. Я и дом (4 ч.).
2.1. Цели и действия других людей.
2.2. Как понять цель другого человека.
2.3. Я забочусь о родителях.
2.4. Правила нашего дома.
3. Я и другие (5 ч.).
3.1. У меня есть права!
3.2. Мои права дома.
3.3. Я принимаю свои решения.
3.4. Смогу ли я отказать своему другу.
3.5. Как можно остановить ссору?
4. Я и мир (4 ч.)
4.1. Что важнее: ум, сердце или смелость?
4.2. Что делает нас счастливыми?
4.3. Какую дорогу выбрать?
4.4. В чем сила прощения?
5. Я действую (2 ч.)
5.1. Цель. Действия.
5.2. Последствия действий.
6. Я придерживаюсь правил (9 ч.).
6.1. Золотое правило нравственного поведения (2 ч.).
6.2. Правило “Не жадничай”.
6.3. Правило “Не обманывай”.
6.4. Правило “Не завидуй”.
6.5. Правило “Не будь тщеславным”.
6.6. Правило “Не клянчи”.
6.7. Правило доброго отношения.
6.8. Наши правила.
7. Я и мы (4 ч.)
7.1. Я – часть своего края.
7.2. Я – часть своей семьи.
7.3. Я и мои друзья.
7.4. Я – часть школы.
8. Итоговое повторение (1 ч.).
4. Основные понятия: правило, схема, цель, средства, действие, права, решение, счастье, прощение, жадность, обман, зависть, тщеславие, конфликт, ссора, добро, зло.
Раздел программы “Я и мы” позволяет детям пережить чувство единения с людьми.
Уроки этого раздела или отдельные задания могут быть использованы для проведения классных часов, самостоятельных мероприятий. Они представляют собой законченные сценарии. Творчество учителя позволит увеличить объем этого раздела за счет проведения параллелей его тем с содержанием остальных учебных предметов и внеклассной работы.
4-й класс
1. Все темы призваны способствовать формированию у учащихся знаний (I), ценностных установок (II) и навыков (III).
I. Знания
об обществе и государстве, действующих в них законах и правилах поведения;
о соотношении прав и обязанностей;
об общих чертах и различиях между обществами;
о справедливости, правосудии и ответственности.
II. Ценностные установки
независимость суждений по различным социальным и нравственным вопросам;
уважение закона и прав других людей;
уважение мнений других людей, иных религий, идей, образа жизни;
стремление к ненасильственному разрешению конфликтов;
интерес к процессам, происходящим в обществе.
III. Навыки
аргументации и доказательств в оценке жизненных ситуаций;
общения.
2. Формы, методы и средства:
материалы курса предназначены для использования различных педагогических технологий;
ролевые игры, дискуссии и обсуждения, моделирование ситуаций, написание домашних сочинений, сообщения по проблемам; интервью, составление вопросов, списка аргументов, написание комментариев к рисункам, определение понятий, но особое место принадлежит дискуссии и обсуждению конкретных проблем.
3. Программа курса (34 ч.) “Ваши права”.
1. Сохранение и разрушение правил. Справедливость. Возмездие. Расплата. Честность. Верность. (3 ч.).
2. Схожесть и различия. Уважение прав инвалидов. Сочувствие. (2 ч.)
3. Уважение национальных и культурных различий. Забота о других. Свобода от дискриминации и предрассудков. (3 ч.).
4. Ответственность за животных. Права и обязанности несовершеннолетних. Совместная ответственность детей и взрослых. (4 ч.).
5. Ответственность людей за состояние окружающей среды и сохранение школьной собственности. Ответственность в группе друг за друга. Вандализм и его последствия. Случаи антиобщественного поведения. (4 ч.).
6. Правила. Ответственность за неправильное поведение. Выбор друзей. Групповое поведение. Роль полов. (4 ч.).
7. Дружба. Доброе и неприветливое отношение к другим. (3 ч.).
8. Затруднительные обстоятельства. Нарушение закона и неправильные действия. Намерение (умысел) и ответственность. Жертва преступления. (4 ч.).
9. Чувства. (1 ч.).
10. Права детей. Уважение прав других людей. (5 ч.).
11. Подведение итогов. (1 ч.).
Темы программы (4-й класс) могут использоваться независимо друг от друга в различных курсах школьных дисциплин начальной школы, а также для внеклассной работы. Однако лучше всего интегрировать их в предметы гуманитарного цикла.

Татьяна КОРШУНОВА,
учитель начальных классов кондровской средней общеобразовательной школы N 4

Дзержинский район,
Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте