Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Я хочу слушать рок! Запрещать бессмысленно, лучше понять

Учительская газета, №50 от 13 декабря 2005. Читать номер
Автор:

Учитель, спросите себя: знаю ли я, наставник молодежи, что знает и любит мой ученик? Что так завораживает и привлекает в роке юных? Не одного, не сотни – миллионы! Вот мнение учительницы из Юго-Восточного округа Москвы: «Чушь собачья. Шумят, кричат, ничего не поймешь. Напялили на себя черт-те что – майки не майки, штаны не штаны. Кривляются. Бессмыслица полнейшая. Рожи корчат. Больные, что ли? Кошмар! Как таких выпускают на сцену? Куда смотрят органы культуры? Докатились. А названия-то, названия какие! Вы только послушайте: «Ногу свело», «Примус», «Крематорий». Или вот эта, как ее, то ли «Хлорофос», то ли «Дихлофос». Давно пора разогнать их всех». Сколько громов и молний, а речь шла о песнях рок-группы с действительно несколько странным названием для музыкального коллектива – «ДДТ».

Это письмо я попросил прокомментировать выпускника московской школы, абитуриента МАРХИ Вячеслава Г.

«Музыка для молодежи – это способ преломить себя, выразить, в чем-то совершенствовать. Я и мои учителя старались разобраться в роке. Ведь то, что нам кажется старым и незыблемым, было когда-то новым. Вальс, например, даже во времена Штрауса считался ужасно непристойным танцем. И потом, если даже учитель стремится переделать ученика по своему образу и подобию, то все равно он должен знать этот рок, чтобы его спор с учениками был достаточно аргументированным.

Рок сложен, но ведь и классика очень сложна и рассчитана на подготовленного слушателя. Скрипичный концерт Моцарта кому-то тоже может показаться бессмыслицей. Чтобы разобраться в песнях, например, группы «Аквариум», нужно хорошо понять их музыкальные и текстовые корни.

Как и классика, рок диктует и определенный стиль поведения. Учителя возмущаются манерами, одеждой ребят. Но кто мешает педагогам квалифицированно заниматься рок-просветом? Если вдуматься, то какое это мудрое слово – классный руководитель».

Уверен: учитель, классный руководитель, чтобы оправдывать свое высокое предназначение наставника, должен, обязан знать и понимать то, что знают, любят, ценят, чем дорожат его ученики. Только тогда он сможет как-то влиять на воспитанника.

«Я осознал, что безнадежно отстал от своих ребят в понимании современной музыки, – рассказывает учитель из Красноярского края Алексей Михайлович Серегин. – Ловлю себя на мысли, что мы думаем, разговариваем с ними на разных языках. Бегут домой после уроков как угорелые, «врубают» рок на полную громкость и «балдеют». Ничего я в этой музыке не понимаю. Но если они любят ее, а я не знаю ничего, какой же я учитель? Вот где проблема-то… Говорят мне мои восьмиклассники: «Алексей Михайлович! Давайте проведем классный час о «Пинк Флойде». А я, к стыду своему, даже не знаю, что это такое. Думал, актриса американская из Голливуда».

Радует желание учителей понять это новое направление в музыке. Не грех попросить и самих ребят рассказать, почему им нравится та или иная группа. Послушать вместе с ними композицию, обсудить ее достоинства и недостатки. Можно использовать музыкальные впечатления ребят и для развития их речи: ведь непросто выразить мысли и чувства, навеянные музыкой, а тем более такой специфической, как рок, особенно рок металлический. Убежден: ребята поведают такому учителю самое сокровенное, самое дорогое, что у них есть: ведь им обязательно нужен свой слушатель, друг.

К сожалению, у нас сегодня нет никакого педагогического опыта в этой сфере. Между тем без сотрудничества с учениками не обойтись.

Юным нравятся композиции, отвечающие их требованиям, интересам. Вот, скажем, немало песен английской рок-группы «Твистед систер» носит бунтарский характер. «Мы не можем больше выносить, – поют они, – когда взрослые нам указывают, как надо жить. Мы свободны, и мы должны сражаться за то, чтобы нас никто не заставлял думать по шаблону».

Обратите внимание, о чем пишет девятиклассник в своем сочинении: «Современная музыка несет большой эмоциональный заряд. Некоторые группы напрямую обращаются к подросткам, они чувствуют их нужды. Почему подросток замыкается в рок-музыке? Потому что она подчас – единственное, что его радует. В школе ему не интересно, с родителями он поругался».

Напрасно некоторые педагоги считают рок-группы рассадником наркомании и секса, насилия и жестокости.

Любитель рок-металла 15-летний Сергей убежден: «Некоторые песни группы «Металлика» посвящены борьбе с наркоманией, например, композиция «Хозяин марионеток». Здесь обличается зло наркомании, весь ужас этого страшного порока. Люди становятся марионетками в руках владельца наркотика. И гражданственность не чужда року. Та же «Металлика» поднимает тему борьбы за мир, осуждает войну. «Герои», которым было лет по 20, погибли во Вьетнаме и Ираке, они были игрушками в руках хозяев Пентагона. Эта песня называется «Управляемые герои». А композиция дуэта «новой волны» «Юритмикс» из Великобритании – о защите природы, о правах человека».

Поколение, которому за 50, шокирует прежде всего форма подачи произведений рок-музыкантов, то, к чему глаз и ухо не привыкли. Отсюда и ярлыки – чушь, галиматья, ахинея, бред. А молодые в восторге от яркого, необычного костюма, своеобразной интонации голоса исполнителей, замысловатого технического и светового решения музыкального шоу.

«Музыка группы «Коррозия металла» очень энергична. Ее представление – это своеобразная смесь театра мистики и абсурда. По ходу исполнения на сцену выносят гробы, появляется смерть с косой. И зрители в восторге – от зрелищности, эксцентричности» (Денис, 9-й класс).

«У каждой группы своя тематика. В каждом стиле и подстиле рока есть выдающиеся произведения. Так, у групп, которые мне нравятся («Скорпионз», «Бон Джови», Оззи Осборн, «Скид роу»), очень высокий профессиональный уровень, техничная игра на гитарах, талантливые композиции. Эти группы никто не рекламирует, но залы забиты до отказа. У ребят нашей рок-группы «Авиа» – свой имидж. Их стиль – панк-рок. Своей манерой исполнения, костюмами, музыкальными импровизациями они шокируют даже видавшую виды публику. Их концерты – это своеобразные «окна РОСТА» живьем. В видеоклипах многих английских и американских групп – сценки из реальной жизни. Например, такая. Сын сидит в комнате и слушает музыку, как говорится, «балдеет». Вдруг врывается отец и начинает, как всегда, кричать. Музыка достигает своего апогея, лазеры прорезают пространство. Сын со словами «Я хочу слушать рок» берет мощный аккорд, и папа вылетает в окно, а парень превращается в солиста… Многому сегодняшние рок-группы научились у таких великих музыкантов современности, как английская группа «Пинк Флойд» (Максим, 10-й класс).

Да, «Пинк Флойд» – это не актриса Голливуда, а знаменитая рок-группа из Лондона, по популярности не уступающая своим соотечественникам – ансамблю «Битлз». Не так давно «Пинк Флойд» дали в Москве несколько концертов. Потрясающий, феноменальный успех! Вы понимаете, почему?

Лев КРАСНОВСКИЙ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту