Всем известно, что быть патриотом – это значит любить свою Родину, ощущать себя ее неотъемлемой частью. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. А как это осуществить в условиях детского сада?
Необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, семья, родство, Родина, обусловлена нарушением механизма наследования социального опыта. Все чаще авторы многих пособий и программ по патриотическому воспитанию отмечают, что события последнего времени подтверждают социальную дифференциацию общества, отсутствие интереса к духовным ценностям, резкое снижение воспитательного воздействия российских культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Исходя из этого остро стоит вопрос реализации системно-организационного подхода в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами.
Поскольку чувство патриотизма связано с духовностью человека, его нельзя навязать, его можно только пробудить, то и работа по патриотическому воспитанию с дошкольниками не может ограничиваться только образовательным процессом, она должна пронизывать все виды детской деятельности.
Патриотическое воспитание является одним из путей социально-нравственного развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Традиционно с детьми дошкольного возраста проводятся занятия, досуги, беседы, повышающие познавательную активность дошкольников, но хочется рассказать о новом эффективном средстве – технологии эффективной социализации, помогающей воспитывать маленького гражданина через событийность, системность и непрерывность воспитательного процесса.
На протяжении семи лет мы реализуем проект «Технологии эффективной социализации» под руководством Н.П.Гришаевой, основанный на системно-организационном подходе к патриотическому воспитанию, способствующий формированию основ гражданственности и патриотизма, позволяющий сформировать и развивать у дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе как гражданина страны.
Технологии эффективной социализации формируют у детей ценности воспитания и являются одним из способов реализации федеральной образовательной программы и ФГОС ДО. Они способствуют разностороннему развитию ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Одна из ведущих технологий эффективной социализации – это ситуация месяца, связанная с определенной тематикой и задачами, где формирование основ гражданственности и патриотизма можно осуществить через событийность. Например, в сентябре дошкольники знакомятся с социальной ролью: я – член коллектива – узнают о том, что значит быть членом коллектива. Изучают и формулируют правила поведения в детском саду, вносят предложения по организации жизни в группе, обсуждают и соблюдают традиции группы и многое другое.
А в ситуации месяца «Я горожанин» дети узнают, что значит быть жителем города или села, в чем их отличие. Педагог обогащает представления детей о столице России – Москве, знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики, развивает интерес детей к населенному пункту, в котором они живут.
«Я житель планеты Земля» – данная ситуация месяца необходима для формирования представления о многонациональности нашей страны, воспитания уважения к представителям разных национальностей, интереса к их культуре и обычаям, традициям, фольклору.
«Рождественский подарок», «Мальчики и девочки», «Моя семья – мои корни», «Космос. Я часть мироздания», «Я живу в России» – все ситуации дают возможность педагогам формировать и закреплять устойчивый интерес к прошлому и настоящему нашей Родины, объектам культуры, каждый педагог воспитывает у ребят патриотические и интернациональные чувства.
Инновационный подход предполагает многообразие деятельности, а значит, свободу выбора и развития инициативы. Нет ничего хуже ежедневного однообразия, в котором нет места развивающим событиям и практикам. Если в детском саду изо дня в день ничего не происходит, то не развивается субъектность, резко снижается детский интерес, в том числе к познавательной деятельности.
При реализации всех ситуаций месяца организуются различные виды деятельности, которые вносят вклад в процесс гражданского воспитания дошкольников, то есть происходит накопление национальных и общечеловеческих ценностей. Особенно хочется отметить полюбившиеся детям клубные часы, мастерские и спортивные часы, которые предполагают закрепление ранее полученного детьми опыта через самостоятельную свободную деятельность, игровые практики и командные мероприятия.
Таким образом, погружая детей в событийность детского сада, мы помогаем дошкольникам обрести систему ценностных ориентиров, стать продолжателями семейных традиций и настоящими патриотами своей Родины.
Анна МАСЛОВА, старший воспитатель школы №1532
Комментарии