Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Молодой учитель

«Я для вас прежде всего друг!»

Учительская газета, №38 от 21 января 2021. Читать номер
Автор:

Так сказала Диана Александровна своим первым ученикам

Год назад многое для Дианы КУЗНЕЦОВОЙ стало первым. Ее первый класс. Она первый учитель для своих учеников. И даже школа была первая – номер 1. Но страх перед ситуацией «все впервые» отсутствовал. Казалось, вся предыдущая жизнь подготовила Диану к уверенному школьному старту. Никем другим никогда не хотела быть, кроме как учителем. В учительской профессии видела себя только педагогом начальных классов. К своим первым деткам она пришла с уже сложившимися педагогическими взглядами, проверенными практикой во время учебы.

Сейчас у Дианы Александровны второй и третий классы. Трудно ли вести сразу два коллектива? «У меня и не было другого опыта. Я сразу встала на два класса, два коллектива – в новой школе был очень большой набор». Передохнула в уютном обустроенном кабинете в большую перемену – и на следующую смену зарядилась. И так каждый день уже второй год…
Коллектив. Кодовое слово произнесено. Во время нашей беседы оно звучало много раз. Все свои силы молодой учитель Диана Александровна Кузнецова направила прежде всего на создание коллектива, точнее двух коллективов, поскольку считает этот момент самым важным – грамотно выстроенная социализация детей, пришедших в школу.

Что этому служило? Конечно, классные часы. Минимум раз в две недели вместе проводили выходные: походы, тренинги. Заказывали аниматоров, которые устраивали квесты на сплочение. На двадцатиминутных переменках Кузнецова сама проводила такие игры – помог опыт летних оздоровительных лагерей. Учеба (сначала в педагогическом колледже, теперь в педагогическом университете) не только дала Диане Александровне методику преподавания, но и сформировала собственные взгляды.

– Еще во время учебы я для себя сделала вывод. Для детей в первую очередь буду другом. Человеком, с которым можно поделиться и радостью, и проблемой. Я понимала, что в школе могу встретить опытного педагога с другой позицией: «Это же дети, их надо держать в ежовых рукавицах!» Нет, я так не считаю. Они такие же люди, как взрослые, со своими характерами, к ним надо прислушиваться. Дети меня не боятся – и это меня вдохновляет.
Когда они заходят в школу, я сразу вижу настроение каждого. Если обычно ребенок веселый, подвижный, а сегодня подавленный – как мы знаем, многое идет из семьи, – я понимаю, что это отразится на его общении с товарищами, на учебном процессе. Еще до уроков стараюсь поговорить, поддержать человечка, придать ему уверенности. А кто-то сменку забыл и тоже расстроился – нужно и ему помочь. Важно, чтобы плохое настроение, рассеянность, сосредоточенность на своей проблеме не растянулись на день, не помешали усваивать знания. Для учителя это непросто, требует времени и сил, но оно того стоит!

Я наблюдала разные педагогические стили и манеры преподавания. Авторитарность не для меня, это я давно поняла. Заставить учиться невозможно – нужно идти через любовь и интерес. Я не давлю на ученика, я его выслушаю, выскажу свое мнение, и мы договоримся.

– Диана Александровна, с родителями вам тоже легко общаться?

– На самом деле у меня не два коллектива, а четыре – два ученических плюс два родительских. Когда я раньше слышала о том, что самая большая сложность учительского труда не в детях, а в родителях, про себя думала: «Да что вы! Мне с любым найти общий язык элементарно!»

В реальной же школьной обстановке убедилась, что наладить взаимопонимание с родителями очень непросто. Тем более что на мой первый год выпал большой период дистанционного обучения. Я объявила собственную доступность «24 на 7» – 24 часа в сутки 7 дней недели, всегда на связи! Дистант выбил из колеи многих родителей, они запаниковали: как же так, первый класс, основа основ! Сама понимаю, как важно в этом возрасте личное общение детей друг с другом и с педагогами. И нам тяжело без рефлексии, прямой отдачи, детских глазок, которые лучше контрольных расскажут о знаниях. Некоторые родители возмущались, мол, на них переложили ответственность за учебный процесс.

Я постаралась с самого начала обговорить, что мы сейчас единое целое, и разделить полномочия – кто за что отвечает. В итоге благодарна родителям: они держали руку на пульсе учебного процесса и помогли справиться с нестандартными задачами, которые поставило перед нами время.

– Чему лично вас научил первый год работы в школе?

– Поняла, что не всегда верно расставляла приоритеты и распределяла силы. Требовалось еще больше внимания уделять вхождению первоклашек в учебный процесс, тщательной проверке тетрадей. Должна сказать, если бы за плечами у начинающего педагога не стояли опытные коллеги, было бы гораздо сложнее. Мне помогали завучи, наставники, давали правильные советы. Приходили ко мне на уроки, я сама посещала занятия стажистов, все это очень полезно. Появляется ощущение, что у тебя крылья расправляются!

– Как встретили второй трудовой год?

– В День знаний я увидела горящие глаза детей, они так соскучились по школе! Весь сентябрь проходит для меня как праздник! Вы знаете, в классах такие хорошие отношения! Никто ни над кем не посмеивается, даже если ответ неправильный. Я старалась объяснить детям, что мы разные, что каждый может ошибаться. Разногласия, конечно, бывают, но я сама убеждена, что любой конфликт может быть разрешен мирно, через разговор, и несу эту свою личную истину ученикам. Говорю им: «Представьте, а если бы вы постоянно ругались и ссорились друг с другом, вам бы хотелось идти в такую школу? Куда приятнее идти к друзьям!»

Я радуюсь всем сердцем, что удалось создать коллектив, маленькую социальную группу на основе уважения друг к другу.

– Диана Александровна, какие задачи теперь вы ставите перед собой и учениками?

– Дети растут. Особенность труда учителей начальных классов в том, что каждые четыре года нам предстоит расставание. Мне нужно будет их отпустить. Чтобы быть за них спокойной, важно подготовить детей к самостоятельности. В пятом классе за каждым ребенком учителя так трепетно следить и помогать не будут, как в начальной школе. Значит, моя задача – их подготовить к ответственности за себя. Настроить, что скоро им придется справляться самим.

Здесь я опять апеллирую к родителям. Объясняю: «Вы не должны учиться за своих детей». Домашние задания даются на отработку тем, которые проходим на уроках. Если родители выполняют их за детей, то просто забирают у них знания, не позволяют им закрепиться. Бывают ситуации, что ребенок сдал позиции, а мама и папа привыкли к тому, что он отличник или хорошист. И вытягивают его на прежние оценки собственными усилиями. Это минимум нечестно, максимум вредно. Позвольте своим детям быть самостоятельными!

Марина РОМАНОВА, Екатеринбург


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt