Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Я бы в лидеры пошел… Кто меня научит?

Мой профсоюз, №31 от 2 августа 2004. Читать номер
Автор:

Занятие профсоюзного кружка в Мичуринской средней общеобразовательной школе Брянского района

Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании». В.В. Петрусинский «Игры. Обучение, тренинг, досуг».

Тема занятия:

«Формирование лидерских качеств у профсоюзных активистов».

Девиз: «В единстве – сила».

Оборудование и оснащение:

1. Геометрические фигурки (треугольники, прямоугольники, кружки, квадраты, зигзаги).

2. «Рожицы».

3. Таблички («Либералы», «Правые», «Левые», «Директор», «Председатель ПК»).

4. Листы цветной бумаги (красный, зеленый, голубой, желтый).

5. Анкеты.

6. Музыкальные записи (Чайковский – «Сентиментальный вальс», «Времена года», марш, Легран – «Шербургские зонтики»).

7. Текст песни «Атланты».

8. Вымпел Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

9. Выставка методической литературы «В помощь профсоюзному активисту».

10. Тема занятия и девиз, написанные на доске или ватмане.

Ход работы кружка

Руководитель кружка сообщает тему занятия и предлагает всем несколько секунд подумать над его целями.

Цели, предложенные участниками, записываются на лист бумаги или доску.

1. Выявление психологических качеств лидерства.

2. Выявление личностных качеств членов кружка.

3. Творческая работа.

4. Защита чести первичной профорганизации.

5. Научиться самим, чтобы учить других.

Руководитель кружка:

– Итак, цели мы поставили. А какие качества необходимы лидеру? Чтобы это выяснить, предлагаю провести психологическую разминку. Какое основное деловое качество вы можете выделить у себя? (Каждый называет свое деловое качество, а сосед справа соглашается или дополняет. Слова записываются на доске).

1. Инициатива

2. Доброжелательность

3. Общительность

4. Объективность

5. Творческий подход

6. Умение организовать

7. Целенаправленность

8. Такт

9. Понимание другого

10. Требовательность

11. Исполнительность

12. Авторитет

13. Принципиальность

14. Смелость

15. Аналитичность

16. Дипломатичность

– А теперь выделим качества, свойственные лидеру (соответствующие слова подчеркиваются). Давайте попробуем выявить эти качества у себя и попытаемся их развить.

Член кружка:

– Бывают случаи, когда лидеру необходимо в короткое время узнать людей, с которыми ему необходимо работать, выявить их доминирующие черты характера. Есть простой практический способ – это тест «психогеометрия». Сейчас мы его проведем.

Уважаемые гости, я предлагаю вам поучаствовать в этой работе! Перед вами такие фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг.

Выберите ту, которая вам ближе, которая вас привлекла, в отношении которой вы могли бы сказать: «Это я!» Выбрали? Так вот это ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши доминирующие черты характера.

Что означают фигурки? Вот ключи.

Если вашей основной формой оказался Квадрат, то вы – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность довести начатое дело до конца – вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом. Он любит порядок! Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать отличными администраторами, исполнителями, но… увы, редко бывают хорошими распорядителями.

С другой стороны, Квадраты не оперативны, слабо устанавливают контакты с различными людьми.

Треугольник символизирует лидерство. Треугольники – энергичные, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем, он с большим трудом признает свои ошибки. Из Треугольников получаются хорошие распорядители. Они за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут идти «по головам».

Наиболее характерные черты Прямоугольников – это непоследовательность и непредсказуемость поступков, они могут сильно меняться изо дня в день. С другой стороны, они любознательны, отличаются живым интересом ко всему происходящему. Они доверчивы, наивны, ими легко манипулировать.

Круг – это символ гармонии, такие люди заинтересованы прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Такие люди скрепляют коллектив. Они отличаются способностью сопереживать, сочувствовать. Круг не отличается решительностью, он проявляет твердость лишь в том случае, если дело касается справедливости. Круг – это прирожденный психолог.

Зигзаг символизирует творчество. Зигзаги, используя свое природное остроумие, могут быть весьма язвительными, для них нет ничего более скучного, чем шаблон, правила и инструкции. Зигзаги не могут продуктивно трудиться, им необходим высокий уровень стимуляции на рабочем месте, тогда Зигзаг оживает и начинает генерировать новые идеи. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый. Когда у него появляется новая идея, он готов поведать ее всему миру!

– Теперь, когда определены деловые качества каждого в группе, лидер должен создать эмоциональный настрой и обстановку. Давайте попробуем!

– Музыка и цвет воздействуют на психоэмоциональное состояние человека. Они способны придать нам покой и движение, легкость и тяжесть. Перед вами на доске четыре цветных листа (красный, желтый, зеленый и голубой), четыре «рожицы»:

Сейчас прозвучат четыре музыкальных произведения. Вам нужно к каждой «рожице» подобрать соответствующий, на ваш взгляд, цвет и прозвучавшее музыкальное произведение. Итак, слушаем!

(Звучат «Сентиментальный вальс», «Времена года» Чайковского, «Шербургские зонтики» Леграна, марш).

После прослушивания к каждой «рожице» на магнитной доске прикрепляется кусочек цветной бумаги и устно называется музыкальное произведение.

– У каждого человека есть устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу». Психологи предлагают учитывать следующее:

– красный цвет возбуждает, мобилизует, может «обжигать»;

– желтый вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения,

создает эффект «приподнятости»;

– зеленый цвет успокаивает, «охлаждает».

– Ролевая игра – это следующий этап нашего заседания, во время которого каждый из нас сможет на практике применить полученные сегодня знания. Итак, я предлагаю воспроизвести достаточно распространенную ситуацию – ЦК Профсоюза работников образования призывает провести акцию протеста. Каждый коллектив на общем собрании определяется – принимать участие в акции или нет, а если принимать, то в какой форме.

Членам кружка предлагается сыграть следующие роли:

– «директор школы», занимающий центристскую позицию: школа в акции протеста участие принять должна, но крайних мер желательно избежать;

– «левый» (радикал) – учитель, который считает необходимым решительно защищать свои интересы, вплоть до забастовки;

– «правый» (консерватор) – педагог, утверждающий, что принимать участие в акции учительство не должно, поскольку при этом страдают дети.

Несколько человек озвучивают мнения учителей, которые пока не имеют четкой позиции по данному вопросу, поочередно соглашаясь с аргументами «директора», «левого» и «правого». Ведущий обязательно указывает на неполитический оттенок «левых», «правых» и т.д.

– Попробуем применить в конкретной ситуации арсенал психологических знаний и приемов, полученных учителями на предыдущих этапах заседания кружка. Пусть несколько желающих попробуют сыграть роль профсоюзного лидера, грамотно организующего коллектив на участие в акции протеста.

«Директор школы» (член кружка):

– Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем собрании мы решаем вопрос об участии в акции протеста. В какой форме мы проявим солидарность? Нет сомнения, все выдвинутые требования справедливы. Я предлагаю: учебный процесс не прерывать, а свою поддержку бастующих выразить в телеграмме, которую и отправим в Москву.

«Либерал» (член кружка):

– Да, да, верно! Нужно составить текст послания.

«Правый» (член кружка):

– Разрешите сказать мне. Мы – учителя, и наш долг – учить детей. Мы не должны свои личные интересы ставить превыше всего. Я, например, против забастовки. Ну что изменится в рамках страны, если где-то в Брянской области, в Брянском районе, в Мичуринской средней школе учителя объявят забастовку? Давайте работать!

«Либерал»:

– Действительно, ничего не изменится. Итак, работаем?

«Левый» (член кружка):

– А я считаю – нужно бастовать, а не пассивно созерцать, как наши коллеги смело и открыто защищают, кстати, и наши с вами интересы. Стыдно прятаться за их спины. Призываю к забастовке.

«Председатель ПК» (член кружка):

– Наверное, пусть каждый сам решает: участвовать или нет, бастовать или послать телеграмму. А может, еще будут предложения?

«Председатель ПК» задает общие вопросы, на которые нельзя ответить «нет»:

1. Вам нравятся солнце, хорошие люди?

2. Вы любите свою семью, детей?

3. У вас есть чувство собственного достоинства?

4. Вы хотите, чтобы был мир?

5. Вы уважаете себя?

Следовательно, у нас есть общая платформа, мы можем найти общее решение. И давайте, несмотря на внутренние противоречия, не будем разрушать единство, ведь в нем – наша сила.

– Пора подвести итоги и выяснить, в какой степени реализованы наши цели на занятии кружка. Уважаемые гости, мы просим это сделать вас (раздаются анкеты, звучит тихая музыка).

Анкета обратной связи

«Анализ занятия профсоюзного кружка»

1. Реализация целей профсоюзного образования.

2. Реализация целей работы кружка.

3. Овладение социально-психологическими знаниями.

4. Оценка этапов занятия кружка. (См. Таблицу).

Анкеты собираются. Подводятся итоги работы.

Оценки гостей проставляются на листе бумаги напротив цели.

1. Выявление психологических качеств лидера.

2. Выявление личностных качеств.

4. Защита чести первичной организации.

– Благодарим за сотрудничество! Заседание закончено.

Все поют песню «Атланты», передают вымпел Профсоюза работников народного образования и науки РФ по кругу и берутся за руки.

«Атланты»:

Когда на сердце тяжесть

И холодно в груди,

К ступеням Эрмитажа

Ты в сумерки приди.

Где без питья и хлеба,

Забытые в веках,

Атланты держат небо

На каменных руках.

Стоят они навеки,

Уперши лбы в беду,

Не боги – человеки,

Привычные к труду.

И жить еще надежде

До той поры, пока

Литература:

1. Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании».

2. В.В. Петрусинский «Игры. Обучение, тренинг, досуг».

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту