Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В Новосибирске 12-летнего школьника избили из-за зубных пластинок
Как изменили жизнь учителей и школьников новые СанПиНы
Учителя просят Минтруда разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Педагог из Орла Антон Гомозов стал лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020
Дань памяти событиям военных лет: "Поезд Победы" едет по городам России
Около 50% победителей инженерной олимпиады поступают в ведущие вузы России
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Постоянная усталость может быть симптомом рака у детей
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
В Новосибирске 12-летнего школьника избили из-за зубных пластинок Как изменили жизнь учителей и школьников новые СанПиНы Учителя просят Минтруда разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Педагог из Орла Антон Гомозов стал лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020 Дань памяти событиям военных лет: "Поезд Победы" едет по городам России Около 50% победителей инженерной олимпиады поступают в ведущие вузы России Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Постоянная усталость может быть симптомом рака у детей Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
Мой профессиональный выбор

Я б в рабочие пошел, пусть меня научат

Ребята пробуют свои силы, знакомятся с особенностями и условиями работы
УГ - Москва, №08 от 23 февраля 2021. Читать номер
Автор:

Когда порой задаешь людям вопрос о том, нравится ли им их работа, то часть из них с радостью отвечают: «Конечно, я занимаюсь любимым делом, и это наполняет мою жизнь полнотой смыслов». Другие, напротив, с горечью отмечают, что тяготятся работой, выбранной профессией, что она не отвечает их интересам, они намерены ее сменить. Конечно, сегодня время, когда за жизнь можно поменять профессию несколько раз, и это расширяет профессиональные горизонты, но в то же время терять годы на нелюбимое дело досадно и нерационально.

Статистика последних лет тоже не радует, многие выпускники колледжей и вузов с самого начала трудовой жизни идут работать не по той профессии, которой обучались. Здесь есть частично и объективные причины, связанные с состоянием рынка труда, но есть и субъективные: не ту профессию выбрал, не учел ее особенности, не соотнес с ними свои возможности, обучаясь в школе, не прошел по траектории профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, случайно выбрал профиль.

Участие в уникальном городском проекте «Профессиональное обучение без границ» – это замечательная возможность для столичных ребят сделать первые шаги в построении профессиональной карьеры и освоить рабочую профессию еще во время учебы в школе. Вместе с аттестатом школьники могут получить свидетельство о профессии рабочего, должности служащего с присвоением квалификации.

Коллектив 1‑го Московского образовательного комплекса, принимая и разделяя идею проекта, с самого начала активно включился в его реализацию, усматривая в нем большой потенциал для профессиональной ориентации обучающихся. И здесь важно подчеркнуть одну особенность 1‑го МОК, которая сказалась на успешности реализации проекта. Речь идет о многоуровневости образовательного комплекса: наряду с детскими садами и школами в него входят семь факультетов СПО. Конкретно эта особенность проявляется, во-первых, в наличии на факультетах уникальных мастеров производственного обучения и преподавателей, в совершенстве владеющих технологиями обучения рабочим профессиям и методами работы с мотивацией подростков. Мастерство таких педагогов восхищает ребят, оно у них «концентрируется в руках», в виртуозном исполнении операций и технологий, а в целом в профессиональном опыте, который хочется повторить! Во-вторых, для эффективной реализации программ проекта в комплексе есть мощнейший ресурс – техническая, технологическая и информационная базы. Все факультеты снабжены новейшим оборудованием и технологиями. Чего стоит современное оснащение факультета ресторанного бизнеса, которому завидуют лучшие рестораны столицы, или технологические линии факультетов дизайна, индустрии красоты и художественных ремесел, на которых ведется подготовка чемпионов и призеров WorldSkills!

Сегодня у данного проекта уже есть своя история, ему пять лет, и с каждым годом он набирает обороты. Из года в год наращиваются количество и разнообразие программ и, соответственно, число участников проекта как из 1‑го МОК, так и из других школ столицы. В этом учебном году в комплексе учатся 3500 обучающихся из 80 школ Москвы. Если посмотреть на динамику проекта по годам, то представляется следующая картина (см. схемы).

Разумеется, проект растет не только численно, но и содержательно. Каждый год список пополняется новыми профессиями. Так, в этом году открыт набор еще на одну перспективную профессию – «оператор видеозаписи». Ежегодно анализируется и совершенствуется содержание программ профессионального обучения. Перед началом учебного года корректировке подверглась программа «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». В соответствии с современными требованиями работодателей содержание дополнено новыми модулями. Обучающиеся могут выбрать программу с теми модулями, которые соответствуют их интересу и профилю обучения в школе: «Программирование», «Web-технологии», «Сетевое и системное администрирование», «ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С: Предприятие 8».

Важную роль играет проект и в следующем контексте – преподаватели готовят ребят к сдаче демонстрационного экзамена в формате WorldSkills по целому ряду компетенций: «Инженерный дизайн. CАD», «Поварское дело», «Эстетическая косметология», «Фотография», «Графический дизайн», «Визаж и стилистика».

Проект открывает двери школьникам с ограниченными возможностями здоровья, а это ребята из разных школ столицы. Обучающиеся приходят на программы профессионального обучения как самостоятельно, так и в составе целых групп от школ. Например, второй год у учащихся с различными нарушениями речи из столичной школы №1297 пользуется популярностью профессия «художник росписи по дереву».

В конце прошлого и в начале этого учебного года из-за эпидемиологической ситуации программы проекта реализовывались в дистанционном формате, что, конечно, усложнило процесс обучения, но на качестве результатов принципиально не сказалось.

Итак, проект «Профессиональное обучение без границ» продолжает свою жизнь в 1‑м МОК и приносит существенные результаты. В первую очередь в ходе обучения у участников проекта формируются конкретные знания и практические умения по той или иной профессии. Они осваивают оборудование, аппаратуру, инструменты в соответствии с правилами эксплуатации и технологиями выполнения операций, учатся выявлять потребности клиентов, выстраивать с ними коммуникацию и др. Во-вторых, приобретенные умения становятся базой для дальнейшего успешного обучения по выбранной профессии в колледже или вузе. В-третьих, по высказываниям многих выпускников проекта, сформированные умения дают им возможность при продолжении обучения в колледже либо в университете подрабатывать в свободное время и пополнять свой студенческий бюджет.

К результатам проекта следует отнести и помощь школьникам в их профессиональном само­определении: приобретая конкретный опыт по той или иной рабочей профессии (за три года они могут освоить несколько разных программ), ребята пробуют свои силы, возможности, знакомятся с особенностями и условиями работы и тем самым более основательно ориентируются в профессии.

По большому счету проект «Профессиональное обучение без границ» способствует расширению интереса к трудовому и профессиональному обучению в условиях структурных изменений на рынке труда, роста конкуренции, определяющих постоянную потребность экономики города Москвы в профессиональной мобильности молодежи, дает возможность увеличить количество профессиональных направлений при построении участниками проекта своей будущей карьеры.

Галина КОНОВАЛОВА, педагог-организатор 1‑го Московского образовательного комплекса, кандидат социологических наук;
Татьяна СЕРГЕЕВА, методист 1‑го Московского образовательного комплекса, кандидат педагогических наук


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt