Пленарное заседание X Петербургского международного форума прошло 29 марта в Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина. Всего в рамках форума состоялось свыше 200 мероприятий, а его участниками стали более 30 тысяч человек.
Впервые в этом году гостями форума стали делегации из Японии, Израиля, Сербии, Вьетнама и Индонезии. Также в различных семинарах, конференциях, сессиях, дискуссиях приняли участие делегации из Австрии, Германии, Республики Беларусь, Казахстана, Болгарии, Финляндии, Швейцарии, Китая и других стран.\”Современное образование: код эпохи\” — такова была тема пленарного заседания форума. Выступая в ходе него, масштаб события отметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она заметила, что это представительность собрания только подчеркивает значимость темы образования. Именно уровень образования определяет конкурентоспособность страны, убеждена Валентина Матвиенко. По ее словам, России не только интересно послушать об опыте работы в сфере образования в других странах. Наша страна может делиться и своими эффективными практиками. Так, в России серьезное внимание уделяется дошкольному и начальному образованию, а российские старшеклассники в последние годы стабильно занимают призовые места на различных престижных конкурсах. Можно считать, что в 2000-х годах система образования сделала крутой поворот к лучшему, и этот процесс уже необратим. Сегодня нужно двигаться только вперед.В свою очередь, министр просвещения РФ Ольга Васильева рассказала, что подразумевается под этим движением вперед. Исходя из целей нацпроекта \”Образование\”, Россия в ближайшем будущем должна оказаться в первой десятке стран по уровню общего образования, а также заняться воспитанием гармоничной личности. Сделать это непросто, поэтому не только Министерству просвещения РФ, но и всему обществу предстоит огромная работа. Задачами на ближайшие годы станут обеспечение доступности образования для дошкольников до 3 лет, обновление содержания образовательных программ, обеспечение педагогическими кадрами сельских школ, снижение бюрократической нагрузки на педагогов и т.д.Очень многие участники форума говорили о цифровом поколении, о цифровой эпохе, которая становится своеобразным \”кодом\”. Свою позицию высказала член-корреспондент РАО, доктор биологических наук Татьяна Черниговская. В частности, она напомнила собравшимся, что изначально в смысл слова \”образование\” закладывали не учение, а формирование личности. А сформировать личность, заставив ее соревноваться с компьютером, невозможно. По мнению ученого, пресловутый ЕГЭ может проверить унифицированные знания, однако ни один из великих представителей цивилизации не смог бы его сдать. Потому что талантливые, одаренные люди не мыслят шаблонно. Задача сегодняшнего образования — не просмотреть, кто из ребят не вписывается в заданные рамки, и не стремиться к заданным результатам. Цифровые технологии – это лишь инструмент, способный принести огромную пользу, однако, как подчеркнула Татьяна Черниговская, ничто не заменит живого общения ученика с учителем. Еще Альберт Энштейн говорил, что интуиция важнее знания. Человечеству не выиграть схватку с искусственным интеллектом: компьютер все равно знает больше, но прорывы может совершить только человек.Мысль о том, что спайка \”учитель-ученик\” неприкосновенна, подтвердил директор Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич. На его взгляд, нужно различать образование, которое учит жить в цифровой среде, и образование, которое получают посредством цифровых устройств и ресурсов. К слову, положительного эффекта от второго вида образования пока не выявлено. В Интернете можно найти информацию, но информация еще не значит знание. Знание – это как раз обогащающее общение между учеником и учителем.В то же время, цифровая эпоха уже наступила, и школа может помочь ребенку научиться жить в цифровом мире, например, предложив такой курс, как цифровая ориентация. В любом случае, с тем, что привносится, нужно работать, а не отрицать это.
\”Современное образование: код эпохи\” — такова была тема пленарного заседания форума. Выступая в ходе него, масштаб события отметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она заметила, что это представительность собрания только подчеркивает значимость темы образования.
Именно уровень образования определяет конкурентоспособность страны, убеждена Валентина Матвиенко. По ее словам, России не только интересно послушать об опыте работы в сфере образования в других странах. Наша страна может делиться и своими эффективными практиками. Так, в России серьезное внимание уделяется дошкольному и начальному образованию, а российские старшеклассники в последние годы стабильно занимают призовые места на различных престижных конкурсах. Можно считать, что в 2000-х годах система образования сделала крутой поворот к лучшему, и этот процесс уже необратим. Сегодня нужно двигаться только вперед.
В свою очередь, министр просвещения РФ Ольга Васильева рассказала, что подразумевается под этим движением вперед. Исходя из целей нацпроекта \”Образование\”, Россия в ближайшем будущем должна оказаться в первой десятке стран по уровню общего образования, а также заняться воспитанием гармоничной личности. Сделать это непросто, поэтому не только Министерству просвещения РФ, но и всему обществу предстоит огромная работа. Задачами на ближайшие годы станут обеспечение доступности образования для дошкольников до 3 лет, обновление содержания образовательных программ, обеспечение педагогическими кадрами сельских школ, снижение бюрократической нагрузки на педагогов и т.д.
Очень многие участники форума говорили о цифровом поколении, о цифровой эпохе, которая становится своеобразным \”кодом\”. Свою позицию высказала член-корреспондент РАО, доктор биологических наук Татьяна Черниговская. В частности, она напомнила собравшимся, что изначально в смысл слова \”образование\” закладывали не учение, а формирование личности. А сформировать личность, заставив ее соревноваться с компьютером, невозможно. По мнению ученого, пресловутый ЕГЭ может проверить унифицированные знания, однако ни один из великих представителей цивилизации не смог бы его сдать. Потому что талантливые, одаренные люди не мыслят шаблонно. Задача сегодняшнего образования — не просмотреть, кто из ребят не вписывается в заданные рамки, и не стремиться к заданным результатам. Цифровые технологии – это лишь инструмент, способный принести огромную пользу, однако, как подчеркнула Татьяна Черниговская, ничто не заменит живого общения ученика с учителем. Еще Альберт Энштейн говорил, что интуиция важнее знания. Человечеству не выиграть схватку с искусственным интеллектом: компьютер все равно знает больше, но прорывы может совершить только человек.
Мысль о том, что спайка \”учитель-ученик\” неприкосновенна, подтвердил директор Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич. На его взгляд, нужно различать образование, которое учит жить в цифровой среде, и образование, которое получают посредством цифровых устройств и ресурсов. К слову, положительного эффекта от второго вида образования пока не выявлено. В Интернете можно найти информацию, но информация еще не значит знание. Знание – это как раз обогащающее общение между учеником и учителем.
В то же время, цифровая эпоха уже наступила, и школа может помочь ребенку научиться жить в цифровом мире, например, предложив такой курс, как цифровая ориентация. В любом случае, с тем, что привносится, нужно работать, а не отрицать это.
Санкт-Петербург
Фото автора
Комментарии