С чем у нас в стране хорошо, так это с непредсказуемостью. Это еще классик заметил: нам-де не дано предугадать! Никто не знает, когда наступит зима, выпадет снег, каким будет урожай картошки, хватит ли народу соли и сахара, а также гречки. Непредсказуемости полно! Хочешь – бери ее в горсти, хочешь – кидай лопатой, а хочешь – грузи в кузова автомашин и развози по свету. Если бы непредсказуемостью можно было торговать, наша страна стала самой богатой в мире, куда там нефти и газу бороться с тем, для чего вообще не нужно ни затрат на добычу, ни головной боли с транспортировкой.
Послушайте, как за границей говорят о России и россиянах: «Они непредсказуемы!» Но, кстати, о выгодах непредсказуемости ни гугу: что для немцев, что для англичан, что для американцев во всем важен порядок. Правда, им в голову не приходит, как на самом деле российская непредсказуемость сочетается с предсказуемым расчетом. Например, все считают, что валюта взлетела в цене стихийно, на самом деле все было рассчитано загодя так точно, как никогда. Помню, летом прошлого года один экономист сказал мне, что осенью и зимой доллар предсказуемо будет стоить 60 рублей, я не поверила, а зря. Стихийным повышение не было: санкции уменьшили доходы бюджета, валютные поступления позволили их слегка скорректировать. Словом, все непредсказуемое, что происходит в нашей жизни, на самом деле может быть порой объяснимо с самых рациональных позиций, в том числе и преступления. У нас уже давно говорят, что выпускники педвузов чаще всего по специальности не работают. И это понятно – проживи на малую зарплату так, чтобы все в семье были сыты и обуты. Поэтому и ищут бывшие рыцари мела и калькулятора, а ныне компьютера и интерактивной доски место побогаче школьного класса. Сколько их стало депутатами, министрами, банкирами, общественными деятелями! Но не все, а те, кто поверял непредсказуемость жизни строгими предсказуемыми расчетами. Только вот некоторым гуманитариям с этими расчетами катастрофически не повезло.Совсем недавно в Москве, богатой деньгами, где на каждом шагу банки и банкоматы, вдруг появились охотники за дармовыми доходами. Проще, конечно, было бы использовать всем известные способы масштабного ограбления – ворваться в банк с пистолетом или автоматом, уложить всех лицом в пол, отобрать наличность у кассира или установить в банкомате накладку на клавиатуру, мини-видеокамеру, подсмотреть пин-код и взять деньги тихо, скромно, без пыли и излишнего риска. Но охотники за большими деньгами оказались людьми именно рискованными, сразу нацелились на Сбербанк и ВТБ-24, которые, как нарочно, постоянно сообщают, будто поддразнивают: дескать, хорошая прибыль у нас есть в любые времена, милости просим, господа хорошие, за кредитами. Но беда-то в том, что кредиты надо потом отдавать, а охотникам, которые были господами плохими, этого страсть как не хотелось. Грабители пошли другим путем – путем экспроприации – и стали взрывать банкоматы: сначала банкоматы Сбербанка на Новоясеневском проспекте и улице Обручева, следом банкомат ВТБ-24 на Нахимовском проспекте. На первый взгляд все было предсказуемо: входят, закладывают взрывчатку, разрушают банкомат, берут кассету с деньгами и поминай их как звали! Но тут вмешалась традиционная российская непредсказуемость: все как-то неудачно у них получалось, по-дилетантски – в одном случае сработала пожарная сигнализация, в другом взрыв повредил лишь входную дверь и охотники за удачей в офис войти не смогли, в третьем вдруг взрывчатка не сработала. Не зря говорят, что нынче у нас в стране не хватает профессионалов. Странные такие взрыватели-грабители были, словно ученики-двоечники, не выучившие очередной урок – лишь один раз им удалось-таки вынести из банкомата 2,5 миллиона рублей, но следов оставили столько, что оперы диву давались. Правоохранительным органам оставалось только найти, так сказать, руководителя и наставника в одном лице. И самое интересное, что поиски длились недолго. Когда злодея наконец вычислили, арестовали и вывели из дома на Севастопольском проспекте в наручниках, изумления не могли скрыть ни родные, ни соседи – тихий, скромный молодой человек в очках, который всегда со всеми здоровался, помогал старшим, всем подносил тяжелые сумки, боготворил молодую жену, слыл в микрорайоне человеком воистину интеллигентным. Словом, был он ровно таким, каким и нужно быть педагогу, причем дипломированному и отработавшему в столичной школе несколько лет. Теперь уже можно сказать, что встретились в личности этого человека предсказуемость и непредсказуемость: с одной стороны, человек из педагогической династии должен был быть предсказуемо законопослушным, исходя из профессии учителя-историка, знающего, чем заканчиваются такие истории, с другой стороны, он стал непредсказуемо правонарушителем, которому нынче грозят 10 лет за совершенное. Тайна перерождения дипломированного учителя, имеющего несколько лет работы в столичной школе, покрыта мраком. В Интернете на странице тайного террориста-вора размещена информация разве что о высшем педагогическом образовании, полученном на истфаке МПГУ. А еще есть фото с любимой женой и автопортрет – пронзительный взгляд из-за очков да накачанные мускулы, которые не может скрыть легкая рубашка. На традиционного педагога-хлюпика образ явно не тянет. Как ни крути, внешне – просто герой нашего времени. Особенно на другой фотографии в Сети – свадебной, сделанной, судя по всему, в прошлогоднем августе в живописном местечке Пунта-Кана в Доминикане. Словом, мало того что герой, так еще и крез – не всякому молодому человеку удастся оплатить такую дорогостоящую поездку. (Откуда взял деньги, родственники-педагоги, которые в педвузах изучали педагогику вкупе с психологией, об этом даже не догадывались. Или не хотели догадаться? Или им удобно было не догадываться, откуда у безработного парня такие средства? А еще селитра в баночках дома на письменном столе?)Защита экс-учителя тут же заявила, что в основе всего происшедшего любовь: чего не сделаешь для симпатичной невесты с хитрым прищуром очей. Вообще другие люди многое делают: поют песни под балконом, забрасывают любимых букетами, совершают подвиги. Любовь творит чудеса, считали окружающие, однако тут ошибались: в этом случае чудеса творила не столько любовь, сколько взрывчатая смесь, набитая в металлическую коробку, снабженную детонатором.История проста до банальности. Учитель истории работал в столичной школе, где и повстречал свою любовь. Теперь из протоколов народ узнает, что будущий взрывотехник влюбился в свою ученицу (разница в 10 лет, видимо, его не смущала) и, похоже, уже собой не владел. История умалчивает, что было настоящей причиной его ухода из школы: то ли зарождавшийся роман, то ли мечты о богатстве, которое нужно было положить к ногам любимой. Но факт остается фактом: педагог из школы уволился, устроился в какую-то фирму, роман с белокурой красавицей ученицей продолжался. Когда девочка подросла и можно было уже сыграть свадьбу, фирма неожиданно разорилась, и Ромео оказался в очень трудном положении: денег не было катастрофически, в школу он возвращаться не хотел (не знал или не смог предсказать, что к 2011 году зарплаты учителей в Москве будут доходить в среднем до семидесяти и даже ста тысяч рублей в месяц), а найти другую фирму ему, видимо, не удавалось. Тут, наверное, мозги у историка и заклинило. Что уж он там вообразил, сказать трудно, но, судя по всему, давняя идея всех отчаянных анархистов об экспроприации (правда, неэкспроприированного) им овладела. Бывший учитель для своей любимой всегда был и в самом деле героем: богат, все может, на все средств хватает. А тут облом: денег нет, работы нет, перспектив нет, не до рыцарских подвигов. А жена молодая, наверное, все же хотела жить красиво, той жизнью, которую он ей, без сомнения, всегда обещал. И тогда безработный учитель создал боевую группу, которой нынче предъявлены обвинения по статье «кража в особо крупном размере, совершенная группой лиц по предварительному сговору».Идея была проста: берешь коробочку, взрываешь банкомат, получаешь деньги без всяких там пин-кодов и пластиковых карточек и тратишь на любимую сколько душе угодно. Планы же, видно, были грандиозные – дома у педагога-взрывника нашли несколько коробочек для создания взрывных устройств и даже 200 граммов взрывчатой смеси. Наверное, миллионы в глазах ему без дела оставаться не давали. Вот только работа была дилетантская, ведь конструктор самодельных взрывных устройств работал не по специальности. А может, привык к помощи методистов, а таковых в этом трудном деле, естественно, не нашлось.Про взрывы в прошлом году пока информации не было. Видимо, какая-то заначка у героя все же была – женился, свозил молодую жену в Доминикану, провел медовый месяц на высоком уровне, а потом все и случилось. Поскольку информации об ОПГ мало, видимо, оперативники пока не могут выяснить, кто же те Аники-взрыватели, что столько раз никак не могли ограбить банки, даже имея шпаргалку-инструкцию. Не исключено, что это тоже бывшие ученики (как и молодая жена), которых не смог правильно выучить и воспитать учитель истории. Теперь бывшему учителю самому придется учиться. 10 лет. В тюрьме. Тому, как быть честным и добропорядочным человеком не только внешне, но и внутренне. Во всяком случае, если Гагаринский суд в изумлении от былой профессии задержанного оставил его под домашним арестом, то Нагатинский суд на всякий случай заключил под стражу, учтя, что преступления были серийными и общественно опасными.Если бы в советское время такая информация о преступлении была обнародована в СМИ, случился бы взрыв в обществе куда более мощный, чем в нынешних банкоматах. Репутация у учителей тогда была такой, что даже помыслить о возможном преступлении люди не смели. Они в глазах общества были просто ангелы – белые, пушистые, замечательные. Что должно было произойти в голове дипломированного педагога, выросшего в педагогической семье, чтобы он решил стать главой банды, нацеленной на ограбление банкоматов? Куда ушли его жизненные принципы? Или их вовсе не было? Куда смотрели педагоги в школе, которую окончил будущий взрывник, в вузе, где его пять лет готовили к благородной деятельности на благо будущего, как не смогли рассмотреть сущность учителя истории те коллеги в московской школе, которые трудились с ним в соседних классах, заседали вместе на педсоветах, наконец, семья, где все сплошь педагоги? Если все они всего этого не смогли увидеть, то какова цена таких властителей человеческих дум? И может быть, тогда вполне закономерно случилась эта история, если в трудные моменты жизни учитель истории так и не смог найти опору в окружающих? И может быть, не все так непредсказуемо в нашей жизни, если случаются такие истории? Вот только очень хочется, чтобы такой непредсказуемости-предсказуемости в нашей жизни было как можно меньше.
Комментарии