Иногда мне начинает казаться, что детский сад, в котором есть традиции, – это замечательное место, очень похожее на библиотеку. На полках соседствуют книги разных стилей, жанров, авторов, не мешая друг другу, не соперничая, а позволяя каждому читателю найти свою историю, приключение, увлечься, начать познавать новое, переживать, думать, развиваться. Так и традиции в детском саду помогают ребенку и родителю увлечься, начать познавать новое, переживать, думать, развиваться.
Расскажу о традициях своего детского сада, их немало: лекторий «Юный художник», посещение библиотеки, экскурсии по детскому саду, субботники с родителями, родительский клуб, день рождения детского сада, осенняя ярмарка, соцсоревнование, вожатское движение, «Истории семьи в истории страны», первомайская демонстрация, дискотеки, летние вечеринки с родителями, театральный фестиваль, утренние праздничные встречи, помощь в одевании малышам и многое другое.Каждое направление деятельности имеет свою целевую аудиторию.«Подготовишки» (воспитанники подготовительных к школе групп) – это «элита» детского сада, поэтому для них все самое научное, экстремальное и творческое.Лекторий «Юный художник» проходит раз в месяц, его ведет не свой воспитатель, а приглашенный специалист, который рассказывает об истории живописи, показывает картины, дискутирует с ребятами об особенностях стиля и дает возможность попробовать свои силы в создании нового образа.Экскурсии по детскому саду – только для выпускников, провожу их я, заведующая. Дети начинают мысленно готовиться к экскурсиям уже со старшей группы, а отправляемся в «путешествие» мы только после выпускного. Тайных мест в детском саду не остается, мы забираемся на чердак, знакомимся с бойлером, прачечной, вентиляционными камерами, пищеблоком, исследуем подвал и т. д. После этой экскурсии ребята ощущают себя очень взрослыми и отважными.Вожатское движение – это летняя традиция. Четверо «подготовишек» на неделю берут под свою опеку группу малышей, помогают одеваться, играют с ними на площадке, рассказывают сказки, занимаются с ними. В конце недели обсуждают со старшим воспитателем свои успехи и неудачи и передают вожатские галстуки следующим желающим.Для всех ребят детского сада проводится летнее соцсоревнование – это когда каждый день группа трудится и фиксирует свои успехи на листе достижений. А в конце недели лучших награждают, вручают кубок, благодарят.Мамы и папы – это самые «переживательные», тревожные, требовательные и надежные участники образовательного процесса. Для них – только проверенные формы, например весенний субботник. В теплый весенний день мы приглашаем мам и пап совершить трудовой подвиг. Заранее готовим краску, уборочный инвентарь, планируем фронт работ, печем булочки, включаем музыку и за один день все вместе наводим порядок на территории детского сада. А через пару недель проводим вечеринку – сидим на траве, предлагаем беспроигрышную лотерею, жарим шашлыки из хлеба, запускаем воздушных змеев…Дети, родители и сотрудники – это переплетение эмоций, творчества, чувств и знаний, для них все самое лучшее и интересное.Первомайская демонстрация – дети и родители рисуют транспаранты, сотрудники сооружают трибуны, педагоги готовят лозунги, все дружно маршируют мимо детского сада с радостными возгласами и хорошим настроением.День птиц – весну встречаем все вместе и заботимся не только о себе, но и о скворцах, которые скоро должны прилететь. Пятьдесят семь скворечников в этом году сделали ребята вместе с родителями, а это значит, было как минимум 57 историй, рассказанных папами и дедушками, и 57 ребят, которые гордились результатом труда своей семьи.Почему же так важны традиции для развития отдельно взятого детского сада и, может быть, всей системы дошкольного образования?Читая книгу, мы не получаем сиюминутную пользу – это долгий процесс осмысления, переживаний и осознания. Так и традиции в детском саду объединяют всех участников образовательного процесса и создают возможность получить отсроченный результат – эмоциональный, творческий, методический…И если мы можем поддерживать традиции, то у нас есть силы и желание развивать детский сад.Ольга СЕМЕНЯК, заведующая детским садом №308 «Звездочка» города Челябинска, победитель заочного конкурса на лучший доклад по теме «Экосистема дошкольного образования»Фото из архива детского сада
Комментарии