search
main
0

Вживаясь в роль

Эмоции, интонации, воображение

«Есть много сторон в детской жизни, глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят и на психику, становясь источником неожиданных странностей, капризов и непонятных заболеваний. Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход ее зависит от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка. …Мы не хотели бы развивать идею детского театра с артистами, талантами и волнующей публикой. Мы хотим, чтобы драматизация вошла в обыденную жизнь вместе с другими формами детского творчества, когда наши представления-игры заполнят большой пробел в детской жизни, и вырастет здоровое «искусство в жизни детей», – писал Станислав Теофилович Шацкий более ста лет назад. Уже более 7 лет в нашей школе живет лингвистический театр. Это, с одной стороны, форма обучения испанскому языку, а с другой – постановка лингвистических пьес, репетиции и проведение спектаклей в школе. Школьный театр охватывает детей разных возрастов.

Деятельность лингвистического театра решает множество задач воспитания и обучения: раскрытие индивидуального творческого потенциала каждого, приобщение ребят через лучшие образцы театрального искусства к духовно-нравственным и культурным ценностям человечества, расширение иноязычной компетентности школьников.

В театральной студии создаются спектакли и представления, доступные для всех, понятные по форме и несущие максимально добрый заряд зрителям.

Занятия в школьном театре на иностранном языке развивают коммуникативную культуру учащихся и способствуют формированию личности, находящейся в творческом поиске и реализующей свой творческий потенциал на сцене. Школьный театр ценится еще и потому, что активизирует работу самостоятельного мышления ребенка. Именно школьные подмостки способствуют тому, что юный человек не просто запоминает и воспроизводит знания, а умело применяет эти знания на практике – блистает эрудицией, хорошей памятью, умением выразительно читать стихи и произносить монологи, строить переговоры. Театральная деятельность повышает уверенность в своих силах и, что самое главное, дарит ребенку целый новый мир и новых знакомых.

Постановка спектакля – это работа не только с актерами. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Одни ребята больше склонны к рисованию, другие – к пению, третьи – к поэзии, сохраняя при этом общую тенденцию к многообразию форм эстетического отражения действительности и самовыражения. Школьный театр дает возможность каждому ребенку почувствовать себя начинающим актером, декоратором, сценаристом, музыкантом, костюмером, стилистом, режиссером, фотографом и оператором.

Театрализованная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь – и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной). Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:

– в создании драматического содержания, собственного сюжета;

– в исполнении собственного замысла, то есть в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения;

– в оформлении спектакля – в создании декораций, костюмов, музыкального со­провождения, афиш, программок.

Сцена, вне всяких сомнений, является одним из самых сильных инструментов в приобретении опыта, как личного, так и художественного. Поэтому ребенок, вовлеченный в спектакль, получает новые эмоции, переживания, связанные с ролью и ее исполнением.

Что же дают театральные занятия школьникам?

Во-первых, раскрывают творческий потенциал ребенка, который раньше могли не замечать ни его родители, ни он сам! Все дети талантливы. Все дети непосредственны. Их незашоренность, умение видеть мир широко открытыми глазами позволяют часто видеть то, чего не видят взрослые.

Во-вторых, развивают фантазию, воображение, внимание, концентрацию, память и осознанную реакцию. У школьников и подростков театральные занятия прекрасно развивают умение владеть собой, импровизировать и управлять своими эмоциями в разных жизненных ситуациях.

В-третьих, развивая голос, дикцию, красноречие, избавляя от страхов, занятия в студии готовят почву для развития навыков публичного выступления. Ребенок сможет, не повышая голоса, говорить так, чтобы его услышали и поняли учителя, сверстники, все окружающие.

В конце концов, увлекательные занятия в театральной студии – отличный способ провести время не только с пользой, но и весело! Театральные занятия прекрасно дают выход энергии. При этом младшие просто играют, а старшие (обычно) уже стараются понять мотивы своего героя, вживаясь в роль… Но и для тех и других театральная игра служит мощным толчком к развитию! Театральные занятия дают свободу творчества и воображения без страхов, уверенность без наглости, свободу общения без риска связаться с нехорошей компанией!

За девять лет работы школьная сцена увидела 8 премьерных спектаклей. Каждый год театр придумывает свою пьесу или выбирает произведение, по мотивам которого рождается сценарий нового спектакля. Литературные произведения обретают новую жизнь в современной обработке. В каждом спектакле дети не только произносят свои диалоги, но и поют и танцуют. У театра два руководителя: педагог испанского языка и хореограф.

В спектаклях принимают участие дети разных возрастов. Они исполняют роли на испанском языке.

Ежегодно коллектив принимает участие в московских и международных конкурсах и театральных фестивалях, занимая призовые места. Так, в 2017 году он занял 3‑е место на Международном фестивале театральных коллективов «За кулисами Петербурга», в 2018 году – 1‑е место на Международном театральном фестивале «Янтарный остров», с 2016 года каждый год на Московском детском театральном фестивале коллективов на иностранных языках Smiles получаем дипломы победителей 1‑й, 2‑й и 3‑й степеней. А в этом году со спектаклем «Рождественская история» наш коллектив стал победителем в образовательном-фестивале-практикуме «Театр как модель социального общения»-2022, а также получил диплом участника Московского театрального фестиваля-конкурса «Театральный олимп»-2022.

Мы с уверенностью готовы заявить, что работа школьного театра может рассматриваться как универсальный способ интеграции обучения и воспитания.

Любовь ДЕМУШКИНА, заместитель директора по воспитанию школы №2089

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте