search
main
0

Взгляд в будущее. Формирование экономической культуры

​«Форсайт – это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага», – утверждает Бен Мартин. Углубление новых экономических отношений в России и мире предъявляет особые требования к подготовке грамотных менеджеров, специалистов в области экономики. Процесс социально-экономического переустройства общества всегда ведет к смене требований, предъявляемых к образованию. Практически во всех сферах общественной жизни востребованы грамотные и конкурентоспособные специалисты, способные к самоорганизации, осознанному выбору и перепроектированию своего жизненного, профессионального пути, готовых к выбору эталонов поведения в экономике с установкой на социально значимые ценности. В этом ответе на новые вызовы особую актуальность приобретает создание системы формирования экономической культуры школьников с использованием ресурса образовательных организаций разного типа и вида.

Продуктивное включение организаций дополнительного образования детей в этот процесс предопределено рядом обстоятельств, среди которых особое место занимает опыт этих организаций по разработке образовательных программ и их реализации на принципах внеформализованного обучения, приоритетности развития мотивации к творчеству и познанию, персонифицированного образования, предоставления каждому ученику реальной возможности творческой деятельности и самореализации.Интересный опыт работы по формированию экономической культуры старшеклассников представлен в Центре эстетического воспитания детей Центрального округа. В рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Социальное проектирование» разработан спецкурс «Экономическая культура», позволяющий формировать позитивную социализацию подростков, качество личности, необходимые для выполнения будущей профессиональной деятельности в области экономики и менеджмента: умение работать в команде, навыки делового общения, опыт постановки целей, принятия ответственных решений и т. д. Большое внимание уделяется вопросам психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников, сопровождению и социальной коррекции этого процесса.Работа по данному направлению строится на современной образовательной технологии – образовательный форсайт.Форсайт (от английского foresight – «взгляд в будущее») – наиболее эффективный инструмент формирования приоритетов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются «дорожные карты», которые являются основанием для выработки стратегий и целей развития, для принятия важных решений в проблемных и конфликтных ситуациях. Форсайт исходит из вариантов возможного будущего, которые могут наступить при выполнении определенных условий.Форсайт исходит из вариантов возможного будущего, которые могут наступить при выполнении определенных условий: правильного определения сценариев развития, достижения консенсуса по выбору того или иного желательного сценария, предпринятых мер по его реализации.Методы форсайта: дельфи (опрос большого количества экспертов и организация обратной связи); критические технологии (экспертные опросы и интервью, обсуждение в фокус-группах, «эталонный анализ»); экспертные панели (для выработки исходной информации, интерпретации полученных результатов); «дорожное картирование» (организация стратегического планирования, к которому привлекаются эксперты, представляющие основные составляющие бизнеса – маркетинг, финансы, производственную инфраструктуру, технологии, исследования и разработки).Набор подходов, используемых в форсайт-проектах, постоянно расширяется и охватывает сегодня десятки методов: качественных – интервью, обзоры литературы, морфологический анализ, «деревья соответствий», сценарии, ролевые игры и др.; количественных – анализ взаимного влияния (cross-impact analysis), экстраполяция, моделирование, анализ и прогноз индикаторов методов.Ряд методов носит синтетический характер, в их числе упомянутые выше дельфи, «дорожное картирование», критические технологии, а также многокритериальный анализ, патентный анализ, игровое моделирование.Следует отметить, что в ходе реализации образовательной программы «Социальное проектирование» мы активно используем набор методов для разработки того или иного проекта с учетом следующих факторов: временных и ресурсных ограничений, наличия достаточного количества высококвалифицированных экспертов, доступа к информационным источникам и др. Тем не менее ключевым условием успешности проекта является использование методов, обеспечивающих эффективную работу привлекаемых экспертов.Таким образом, по нашему мнению, эффективность и успешность работы по формированию экономической культуры старшеклассников в организации дополнительного образования детей зависит как от создания обстановки, способствующей воспитанию внутренней свободы, раскрытию личностного потенциала, так и от использования современных педагогических технологий.В рамках работы по созданию спецкурса «Экономическая культура» мы внедряли технологию «образовательный форсайт», в которой определены деятельностные аспекты экономического образования, позволяющие достигать обучающимся высоких личностных результатов по изучаемой проблеме. В технологию заложены этапы последовательной работы со старшеклассниками, которая приводит к деятельности: разнообразной по содержанию, мотивированной для обучающихся, проблемной по способу освоения.Каждый этап технологии предполагает, что старшеклассник сам или в команде формулирует проблему, решает поставленную задачу, самоконтролирует правильность решения, обсуждает с экспертами результат выполненной работы. Этапами технологии «образовательный форсайт» являются образовательные события – переговорные площадки, проективные игры, где в ходе командного взаимодействия старшеклассники осваивают базовые принципы экономического мышления, учатся создавать контуры собственных образовательных траекторий с учетом влияния перспективных прорывных технологий на изменения в экономике, обществе, культуре и образовании с точки зрения перспективы 15-20 лет.Технология «образовательный форсайт» – это продуманная цепочка действий, где каждый этап выполняет определенную задачу, поэтому для последовательной работы по технологии мы разработали дневник, где максимально представлен алгоритм работы по технологии, прописаны задания на каждом этапе, определены критерии оценки выполненной работы. С целью рефлексии разработаны анкеты, экспертные карты и карты самоанализа.Использование концепции образовательного форсайта в спецкурсе «Экономическая культура» позволило внедрить технологию делиберации, позволяющую развивать навыки общения, создающую возможности и активизирующую желания выражать обучающимся свои мысли; технологию критического мышления, которая ориентирована на формирование у старшеклассников позиции субъекта собственной учебно-познавательной деятельности, умений ее рефлексировать, организовывать, осуществлять, достигать самостоятельно поставленные цели. Базовая технологическая модель ее состоит из трех фаз: «вызов – осмысление – рефлексия». Основной методический прием – наглядный мозговой штурм.Эффективны, на наш взгляд, технологии модерации, проектирования. Данные технологии предполагают использование активных форм обучения – мозговой штурм, игра и моделирование, кейс-стади, тренинг, совместная групповая работа, ситуация успеха.Мозговой штурм используется для развития экономического мышления. Суть этого метода – производство креативных идей по формированию экономической культуры старшеклассников всей группой слушателей спецкурса. Они выдают столько идей, сколько можно, и обязательно их записывают. Первую идею высказывает педагог, например: «Здесь и теперь необходимо создать модель экономической культуры старшеклассников». Каждый из слушателей спецкурса высказывает любые мысли относительно данной темы, данного вопроса без всяких попыток упорядочить их. Никто не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идет оценка этих идей, и удивительно, что иногда самая глупая идея может иметь большой потенциал.Игры и моделирование используются для развития критического и созидательного решения, дают старшеклассникам попрактиковаться в решении проблемы. Порой для того чтобы начать думать, необходимо смоделировать реальную ситуацию, например: «Что я сделал(а) бы по формированию экономической культуры старшеклассников, если был(а) бы министром образования, директором образовательной организации, лидером класса, ребенком, родителем».Кейс-стади (разбор конкретной ситуации) – метод активного обучения старшеклассников на основе рассмотрения случаев и ситуаций. Учебный материал спецкурса подается обучающимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой исследовательской работы. Структура модели кейса включает разделы: история становления и развития проблем формирования экономической культуры старшеклассников; необходимость изменений; источники изменений; методы изменений; предполагаемые результаты изменений; основные вопросы (задачи) к кейсу. Модель кейса может иметь и другой вариант: ситуация непринужденной принудительности; ситуация свободного выбора; ситуация соотнесения; ситуация соревнования; ситуация успеха; ситуация творчества.Тренинг – совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях формирования экономической культуры старшеклассников. Структура тренинга может быть представлена следующим образом: разогрев, основная часть, рефлексия. Перед началом занятия педагог предлагает упражнения на разогрев, которые помогают участникам тренинга отвлечься от повседневных дел, настроиться на занятия и активно включиться в работу. Основная часть тренинга – коллективный разбор теоретического материала, который закрепляется ролевыми играми или индивидуальными упражнениями. Рефлексию педагог начинает с вопросов: «Получили ли вы новые знания по формированию экономической культуры? Научились ли чему-то новому? Что хотелось бы узнать в следующий раз?»Совместная групповая работа – обучающиеся решают конкретную проблему и осваивают методы и идеи, способствующие ее решению. При интенсивном групповом обучении повышается мотивация за счет включения социальных стимулов (личная ответственность, чувство удовлетворения, успех в работе).Ситуация успеха – данный метод предусматривает проживание личностью своих достижений. Надеждой Егоровной Щурковой разработан алгоритм реализации этого метода, включающий следующие приемы: снятие страха, высокую мотивацию, авансирование, скрытую инструкцию, персональную исключительность, педагогическое внушение, высокую оценку детали.Данные методы приближены к жизненным ситуациям, акцент делается на решение социально-экономических проблем. Старшеклассники приобретают такие составляющие социально-экономического опыта, как умение принимать решения, способность преодолевать трудности, брать на себя социально-экономическую ответственность.Рассмотрим несколько примеров проведения занятий на спецкурсе «Экономическая культура».Так, например, занятие «Практика подготовки и реализации социально-экономических проектов» содействует формированию навыков социального проектирования; развивает умения, позволяющие участникам интегрировать знания, умения, способы, приемы, свой личный опыт. На занятии спецкурса обучающиеся знакомятся с технологией социального проектирования; работая в группе, учатся отстаивать свою точку зрения, взаимодействовать, анализировать. Старшеклассники отрабатывают шаги проекта: подготовка к работе над проектом; формулировка социально-экономической проблемы; сбор информации о проблеме; поиск решения проблемы; составление портфолио; презентация; реализация проекта; корректировка; рефлексия; информация о результатах проекта.Старшеклассники также разрабатывают критерии оценки проектной деятельности, обсуждают вопросы «Чем проект отличается от исследования?», «Какова примерная тематика и направления работы проектной социально-экономической группы?», «Каковы, на ваш взгляд, должны быть критерии оценки социально-экономического проекта?». В качестве самостоятельного творческого задания им предлагаются темы для осмысления:1. Модель формирования экономической культуры старшеклассников.2. СМИ и их влияние на формирование экономической культуры старшеклассников.3. Экономические ориентиры старшеклассников.4. Повышение экономической культуры старшеклассников.5. Экономические ценности старшеклассников в их практическом поведении.6. Представления школьников о социально-экономической ответственности.7. Социально-экономическое освоение окружающего мира.8. Экономика и Интернет.Оценочный лист занятия позволяет выявить: какие этапы работы остались для обучающихся неясными, что и как необходимо рекомендовать, что изменить в занятии, какие есть пожелания педагогу.Занятие «Старшеклассник XXI века и бизнес» проводится в форме дискуссии. Какой бы из ее видов ни выбрал организатор спецкурса, старшеклассники приобретают определенные знания (могут быть подготовлены по проблеме статистические сведения, предложено ознакомиться с материалами периодической печати, обращено внимание на исторические аспекты, а также выявлен круг социально-экономических или других проблем с возможными подходами к их решению), умения и навыки (высказывание собственного мнения, аргументация своей позиции, анализ ситуации, выделение наиболее важного выступления, нахождение контраргументов в споре, цивилизованного ведения дискуссии), личностные качества (взаимопомощь, терпимость к другим позициям и мнениям – толерантность, умение слушать сверстников, уважение их взглядов, свободное выражение собственной позиции, противостояние давлению окружающих). Участники дискуссии проходят ряд последовательных этапов: информационно-поисковый – осознание цели, уяснение сущности проблемы, сбор дополнительной информации; постановочный – формулировка задач для достижения поставленной цели, выявление возможных альтернатив действий; оценочно-прогностический – осознание ряда возможностей достижения цели, появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; осуществление обмена мнениями, борьба различных мотивов, анализ положительного и отрицательного в каждой альтернативе, выработка общей точки зрения; итоговый – выбор одного из возможных вариантов решения.Старшеклассники понимают, что первые уроки социально-экономической ответственности бизнеса они получают в школе, где процесс воспитания происходит под позитивным воздействием социальной среды, приобретенного социального опыта личности, согласованного воздействия образовательно-воспитательных субъектов, усилий самой личности, которая несет ответственность за свои действия в пределах возможностей, обусловленных социальными отношениями, внешними обстоятельствами.Организатор дискуссии может использовать информационный материал для наглядности, где говорится о бизнесе: производство качественной продукции и услуг для потребителей; создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала; соблюдение требований законодательства: налогового, экономического, трудового и др.; эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и роста благосостояния своих сотрудников; учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты.Занятие «Экономическая культура старшеклассников провозглашается, но не реализуется» проводится в форме организационно-обучающей игры «Дебаты» (спор по формализованным правилам). В игре побеждает команда, которая сумеет наиболее четко выстроить систему аргументов, которая почувствует, а затем и воздействует на социально-экономические и нравственно значимые ориентиры третьей стороны – в данном случае судейского состава. Важная деталь игры: на какой стороне обучающийся будет играть – на стороне утверждения или отрицания. Это позволяет влиять на определенные качества игроков, в частности толерантность, ответственность, уважение к чужому мнению, признание за человеком права на ошибку, умение признать чужую правоту, умение даже в противоположной, подчас полностью неконструктивной позиции оппонента находить рациональные элементы.Таким образом, занятия на спецкурсе «Экономическая культура» в формате образовательного форсайта способствуют развитию:- прогностических умений (анализировать сущность совместных подходов и сравнивать различные точки зрения на проблемы содержания; анализировать и выбирать программы проекты; формировать ближние и дальние цели; проектировать и осуществлять индивидуальную программу; использовать различные формы и методы, способствующие формированию экономической культуры);- социальных умений (распознавать различия и принимать их как таковые, принимать на себя социально-экономическую ответственность, принимать решения, понимать использование механизмов защиты социально-экономических прав человека);- организаторских умений (организовать работу старшеклассников, направленную на формирование экономической культуры; осваивать новые технологии, рационально и творчески распределять свое время);- коммуникативных умений (устанавливать целесообразные отношения со сверстниками, педагогами, родителями; реализовывать демократический стиль общения; предупреждать и разрешать конфликты; расшифровывать вербальные и невербальные знаки);- творческой деятельности (владеть методикой проектного и прогнозного режимов над сценариями версий своего будущего; трансформировать социально-экономические идеи; определять эффективные способы достижения результата);- исследовательской деятельности (обосновывать проблему исследования);- творческой деятельности (владеть методикой проектного и прогнозного режимов над сценариями версий своего будущего; трансформировать социально-экономические идеи; определять эффективные способы достижения результата);- исследовательской деятельности (обосновывать проблему исследования; анализировать проблемные ситуации, находить теоретическое и научно обоснованное решение; обобщать и осмысливать имеющийся опыт по социально-экономическому воспитанию; анализировать социально-экономические явления, уметь увязать их с практикой; освоить практические способы работы с форсайтами, прогнозами, проблемами и перспективами развития современной науки);- рефлексии деятельности с точки зрения соответствия поставленным целям, условиям реализации.Таким образом, эффективное использование технологии «образовательный форсайт» в рамках спецкурса «Экономическая культура» для старшеклассников в условиях дополнительного образования позволяет реализовывать принципиально новый подход к работе с образами будущего у выпускников школ, формировать у них экономическую культуру и экономическое мышление. В результате решается одна из актуальных задач модернизации школьного образования по развитию нового стиля гуманитарного знания, способного к системным проективным, прогнозным, сценарным форматам мышления и действия.Галина ВАСИЛЬЕВА, Анна МОЧАЕВА, педагоги дополнительного образования Центра эстетического воспитания детей

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте