Многолетняя практика убедительно показала, что в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Осознают ли родители реальные потребности детей, чтобы помочь им в осуществлении профессионального выбора? Как организовать выбор учащимися элективных курсов с учетом социального заказа родителей? Нужна ли все же предпрофильная подготовка? Эти вопросы очень актуальны и для нашей гимназии.
Профильное обучение является одним из перспективных направлений развития московского образования. Отличительная особенность профильного образования – его гибкость, что позволяет не только сочетать разные типы учебных предметов (базовые, общеобразовательные, профильные, элективные курсы), но и установить тесную связь с вузом, предприятием, социальными партнерами, получить первые профессиональные навыки в выбранной профессии. Моделирование предпрофильного обучения в конкретной школе расширяет для обучающихся возможности выбора и одновременно гарантирует им освоение образовательного стандарта. Модели предпрофильного обучения условно подразделяют на два типа – внутришкольной профилизации и сетевой. В первом случае организация сама реализовывает предпрофильные образовательные программы, во втором случае привлекаются ресурсы других образовательных организаций. Мы в своей организации используем оба типа. С 2009 года мы сотрудничаем с МГТУ имени Н.Э.Баумана. За прошлый учебный год учащиеся смогли побывать на 5 экскурсиях на разных факультетах и на лабораторных занятиях. В этом году мы заключили договор о сотрудничестве с Электрогорским металлическим заводом «Элемет». В конце учебного года учащиеся 7-8-х классов совершили первую экскурсионную поездку на завод. На заводе им были показаны все цеха, рассказано о работе на станках с ЧПУ. Составлен совместный план работы, чтобы учащиеся смогли более детально изучить работу различных станков и увидеть полный цикл изготовления деталей.В рамках договора с Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» учащиеся и учителя в 2016 году стали участниками городской конференции «Инженеры будущего». Прежде всего мы осознали, что нереально решить проблему предпрофильной подготовки за один год, в 9-м классе. Профилизация – это не разовое мероприятие, а стройная система работы, охватывающая практически всех участников образовательного процесса на протяжении всех образовательных периодов. Сразу отмечу, что возможности профилизации образования значительно расширились с созданием крупных образовательных комплексов.Важным вкладом ранней профилизации воспитанников является организация проектно-исследовательской деятельности, которая способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных компетенций. В процессе реализации проекта воспитанники получают социально и личностно значимый опыт.Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.Еще в дошкольном возрасте происходит расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к познанию и миру труда, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего социокультурного пространства и ресурсов мегаполиса. В начальной школе (мы ее условно назвали школой развития) это знакомство с миром профессий, ознакомительные экскурсии на предприятия, расширение кругозора. Работа с младшими школьниками спланирована так, чтобы на первом этапе, пассивно-поисковом, осуществлялся первичный профессиональный выбор.Особую роль в выборе школьниками профильных, а впоследствии и профессиональных предпочтений играет дополнительное образование, главной отличительной особенностью которого от основной учебной деятельности является добровольный выбор и необязательность посещения занятий.Основным критерием выбора объединения становятся личный интерес, склонности и способности ученика. И не страшно, если учащийся на первоначальном этапе может сменить кружок или секцию – идет процесс знакомства с различными видами деятельности, можно сказать, предпрофессиональных проб, поиск и развитие личных увлечений. И это является одним из важнейших элементов формирования индивидуального образовательного маршрута.В основной школе эта работа продолжается, но акцент делается на профессиональные пробы – мастер-классы, когда школьник может примерить на себя профессию. В процессе пробы у подростка актуализируются имеющиеся знания и представления о конкретной сфере профессиональной деятельности, формируется представление о себе как субъекте этой деятельности. Иначе говоря, определение природных задатков, склонностей и способностей ученика. На этом этапе огромная роль принадлежит психологу. Кроме традиционных видов тестирования психолог проводит элективы «Ты и твой выбор», «Эффективное поведение на рынке труда». В своей работе наши психологи используют программу «Перспективы и профессия», разработанную коллективом психологов Восточного округа.Мы называем данный этап самоопределением. В этом нам помогают наши социальные партнеры – технологический колледж №24, колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23. С этого учебного года мы реализуем сетевую программу, когда наши обучающиеся параллельно обучаются в колледже и по окончании 11-го класса, изучив определенные модули, получают рабочую профессию.Часто родители полагают, что чем раньше ребенок начнет изучать расширенно или углубленно школьную программу, тем лучше. Однако я считаю, что это не так. Переход в 5-й класс является непростым периодом в школьном обучении. Введение профилизации с 5-й параллели может осложнить процесс адаптации к обучению на II ступени, переход от общения с одним учителем к общению со многими учителями-предметниками. Кроме того, раннее открытие профильных классов скорее всего затруднит выявление способностей и сузит возможности всестороннего развития школьника. Педколлектив учитывает, что подростки, особенно младшие, не только не определились с местом дальнейшего обучения, а даже всерьез не задумывались еще о своих послешкольных планах. Поэтому учебный план 5-7-х классов включает полный перечень предполагаемых стандартным учебным планом предметов. Кроме того, он подкрепляется различными программами дополнительного образования (всевозможные кружки, секции). К концу 7-го класса можно говорить о выборе направления (но еще не профиля) дальнейшего обучения. Школьники уже опробовали свои силы практически во всех предметных областях (из базовых предметов не начато изучение только химии). Поэтому ряд образовательных учреждений, в том числе и мы, предлагает начиная с 8-го класса обучение в классах и группах предпрофильной подготовки. При распределении учащихся мы опираемся на выявленные интересы учащихся, проявленные ими успехи в учебе и пожелания родителей. Оправданным является предоставление школой 8-9-класснику возможности перехода (смены) класса (группы) предпрофильной подготовки. Хотя, безусловно, отсутствие подобных пожеланий, высказанных учащимися, может выступать подтверждением грамотно проведенного распределения учащихся по классам предпрофильной подготовки. Учебный план внутри одной параллели 8-9-х классов уже может иметь выраженные отличия. Однако, учитывая, что выбор профиля окончательно учащимися этого возраста еще не сделан, большая часть предлагаемых предметов и количество часов на их изучение совпадают в расписании разных классов параллели.На мой взгляд, главная задача действующей в школе программы – постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих жизненных, в частности профессиональных, планов и перспектив. При этом конкретный или предполагаемый профессиональный выбор может рассматриваться как самоопределение вообще, а также как одно из упражнений для формирования у ребенка способности к последующим профессиональным выборам, случающимся на протяжении всей жизни человека (непрерывное образование).Результатом системной многоуровневой и многогранной работы по ранней профилизации на этапе окончания основной школы является составление ИУП для 10-11-го классов.Хочу особо подчеркнуть, что, по нашему мнению, главным преимуществом крупного образовательного комплекса является возможность у учащихся 10-11-х классов реального составления ИУП практически без каких-либо ограничений. Именно поэтому вся система работы по ранней профилизации обучающихся в конечном итоге дает заметные положительные результаты.Решая задачу организации учебного процесса на основе ИУП, мы не только стремимся дать возможность учащимся выбрать предметы профильного уровня по своему усмотрению, но и стараемся максимально рационально организовать учебный процесс. В этом отношении новые возможности дали нам эффективный учебный план, использование различных форм организации учебного процесса, использование образовательных возможностей современных информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, а также ресурсов мегаполиса.И надо признаться, что решение ряда организационных вопросов потребовало от администрации и педагогического коллектива школы поиска нестандартных решений.Так, для организации учебного процесса нам пришлось отказаться в старшей школе от традиционной классно-урочной системы и перейти на предметно-групповую; расписание занятий для учебных предметных групп и индивидуальные расписания учащихся формировать на совершенно иных принципах, сохранив понятие «класс» фактически только для организационной деятельности классных руководителей и организации внеклассной работы. Это позволяет нашим учителям учитывать индивидуальность каждого ребенка, развивать креативность, навыки практической деятельности.Позвольте дать родителям несколько советов:1. В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка, вполне естественно, что он хорошо учится по тем дисциплинам, к изучению которых у него есть способности. Опирайтесь в процессе выбора профиля в том числе на результаты успеваемости.2. Наиболее существенное влияние на профессиональный выбор оказывают родители и ближайшие родственники. Понимайте всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку. Изучите интересы, возможности и способности своего ребенка.3. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения среднего профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.4. При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.5. При обсуждении вариантов продолжения учебы помните, что в силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. В любом случае обсуждение с подростком профессионального выбора надо вести очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.Инна КАЗАКОВА, директор гимназии №1799 «Экополис»
Комментарии