search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Взгляд на историю и личность

Рецензируемая книга сохранила многие черты традиционного учебника литературы: широкий охват учебной информации, сочетание биографических сведений с анализом художественного мира автора, сведения историко-культурного плана.

Несомненным достоинством книги является то, что она “возвращает” в русскую литературу авторов зарубежья, чьи имена были незаслуженно забыты (И.Бунин, И.Шмелев, В.Набоков, И.Бродский и др.). Отечественная литература XX в. предстает не в одностороннем виде, а во всем разнообразии взглядов, позиций, исканий писателей. Кроме того, учебник показывает, что писатели, покинувшие Россию, вовсе не были врагами своего народа, а были такими же патриотами, которых волновали те же проблемы, но только ответы на них они давали неудобные для советской власти. “Возвращает” учебник и произведения писателей, никогда не покидавших страны, но не имевших возможности их публиковать (М.Булгаков, Б.Пастернак, А.Платонов и др.). Вместе с произведениями официально признанных писателей (М.Горький, В.Маяковский и др.) возвращенная литература предстает частью нашей культуры.
Ученики при знакомстве с проблемами видят разные пути их решения. Этому способствует удачное размещение в учебнике материала об авторах, поднимающих одни и те же вопросы, но по-своему их раскрывающих. Например, рассуждая об особенностях исторического романа 20-30-х гг. (ч.1, с.367-394), авторы учебника анализируют творчество двух писателей, предлагающих различный взгляд на историю и личность (А.Толстой, “Петр I” и М.Алданов, “Святая Елена, маленький остров”). Рядом рассматривается творчество М.Шолохова и А.Платонова (проблема социальных преобразований в деревне). Знакомство с различными взглядами авторов помогает детям ярче представить эпоху создания произведения, найти свою точку зрения на проблемные вопросы.
Рецензируемая книга издана вместе с хрестоматией, которая построена в соответствии с содержанием и расположением учебного материала. Причем ряд художественных произведений хрестоматии снабжен дополнительными сведениями об авторах, что способствует расширению знаний учеников.
Но нельзя не учитывать и тот факт, что данный учебник является экспериментальным и не лишен некоторых недостатков. Они в разной степени обнаруживаются в выборе материала и принципах его освещения, в методических рекомендациях, в композиционном строе учебника.
Не совсем удачным следует признать характер изложения материала в отдельных учебных статьях. По своей сложности данное учебное пособие скорее рассчитано на сильных школьников и студентов вузов. Обилие терминологии требует постоянного обращения к справочной литературе, что не всегда возможно (особенно в условиях сельской школы). Например, в разделе “Постмодернистская поэзия” (ч.2, с.273-282) рассматриваются такие понятия, как “палимпсест”, “центон”, “центонный палимпсест” (с.274-275). Несмотря на словарное толкование данных понятий и более раннее использование отдельных терминов, следовало бы более наглядно и более простым языком раскрыть значение этих слов.
С одной стороны, представляется очень удачным введение в учебник статей “Художественный мир писателя”, в которых авторы четко выделяют основные особенности творчества художника. Но то, что все это дается в одной статье (без выделения в ней более мелких частей), несколько усложняет повествование.
Представляется неоправданным опущение в учебных статьях ряда произведений при анализе творчества отдельных писателей. Так, И.Бунин представлен в учебнике практически лишь как прозаик, хотя его вклад в развитие русской поэзии не вызывает сомнения (ч.1, с.164-196), только как прозаик представлен В.Набоков (ч.1, с.489-526). Необходимо, хотя бы в малой степени, характеризовать и эти стороны творчества художников. Следует уделять несколько больше внимания тем проблемам в творчестве писателей, которые в традиционном учебнике были гипертрофированы, а в рецензируемом практически сведены на нет (например, тема революции в творчестве М.Горького, В.Маяковского,
С.Есенина).
Таким образом, данный учебник – одна из попыток разобраться в литературной жизни России XX в. Но он требует экспериментальной проверки в школьной практике и широкого обсуждения.
Алексей КАЛИНИН,
учитель русского языка и литературы Кстининской школы
Кировская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте