Наставник. Это и учитель, и руководитель. Тот, кто наставляет, показывает, открывает. И руководит процессом совершенствования, изменения.
Система наставничества в школе имеет свою историю, однако не является пережитком прошлого. Она активно развивается и совершенствуется.
Мы часто слышим новые слова «коуч», «ментор». Однако более привычно звучит слово «наставник». Для учительской профессии система поддержки и сопровождения молодых педагогов особенно важна: сложность решаемых учителем задач, многозадачность – то немногое, с чем сталкивается начинающий учитель.
Значительная часть выпускников нашей школы выбирают педагогические вузы. Это закономерно: система воспитательной работы школы предполагает тесное сотрудничество детей и взрослых, детей внутри классов, внутри параллелей. Более старшие учащиеся могут попробовать себя в роли организатора мероприятия, помощника младших детей в подготовке творческого номера, руководителя объединения на выездном сборе. Этот опыт дает им возможность почувствовать себя в позиции ответственного взрослого, примерить на себя другую социальную роль, позволяет оценить свои лидерские способности. Дети, получившие подобный опыт, оказываются в ситуации педагога или руководителя, им приходится решать те же проблемы, которые свойственно решать людям, организующим деятельность других: инертность, непослушание, эгоизм. Они берут на себя ответственность в решении разных задач, приобретают опыт взаимодействия, учатся эффективной коммуникации с разными людьми. Неудивительно, что они сознательно выбирают профессию педагога!
Для многих первой пробой пера становится педагогическая практика. И тут как раз проявляется, насколько осознанно студент выбирал специальность. Часто именно в этот период решается вопрос: «Буду ли я работать учителем?»
И мне, и моим коллегам не раз приходилось выступать в роли руководителей педагогической практики студентов. В последние годы для студентов предлагается не только традиционный вариант (посещение и проведение уроков и воспитательных мероприятий), но и сопровождение проектной деятельности учащихся.
Алгоритм действий руководителя практики не нов. Но каждый раз руководитель выбирает, что нужно конкретному студенту. Что ждет студент от наставника? Легких заданий, помощи, хорошей оценки. Что нужно наставнику? Задать правильные вопросы! Наставник ставит нужные вопросы и руководит формированием педагогических ценностей будущего учителя.
Как правило, студенты третьего-четвертого курсов чувствуют себя уверенно, они вооружены знаниями и методиками. Обычно эта уверенность сохраняется до назначения даты первого урока. Проверка своих знаний в действии – сложное испытание. Главная проблема, по отзывам, состоит в том, что студент не может предсказать реакцию на свои слова и действия. Не знает, как сработают те или иные методы в его исполнении. Подчас даже тон голоса, его громкость и темп речи могут оказаться проблемой. Анализируя проведенные уроки, мы не только определяем проблемные моменты, но и выбираем способы решения.
И все же практика – это игра! Студент получает возможность прожить новую роль. Неудачи кажутся случайными, проблемы – легко решаемыми. Новый опыт захватывает молодых людей.
Но вскоре бывшие студенты приходят работать в школу. И начинается этап кропотливой работы наставника, смысл которой помочь молодому специалисту найти себя в профессии.
Ситуация, в которой находится молодой специалист, действительно непроста. Полная учительская нагрузка, дополнительные обязанности, рабочие программы… И самое главное – необходимость выстраивать отношения с классами не на два-три урока (как на практике), а на год, два, три… Опыт показывает, что самая сложная проблема в современной школе – налаживание эффективной коммуникации.
В нашей школе создана система сопровождения молодых специалистов, которая подразумевает всестороннюю поддержку. Она осуществляется со стороны методического объединения, к которому прикреплен учитель, методической службы, психологов, классных руководителей, администрации. Такое комплексное сотрудничество необходимо в силу того, что процесс обучения стал намного технологичнее, требует перспективного представления о результатах обучения, поддержания обратной связи со всеми участниками.
Наставничество – процесс двусторонний. Изменяется, совершенствуется не только молодой специалист, но и сам наставник. Опытный учитель получает возможность посмотреть на уже привычный учебный процесс свежим взглядом, увидеть себя со стороны, пересмотреть свой опыт.
И сколько бы времени и сил наставник ни отдавал своему подопечному молодому специалисту, этого все равно будет недостаточно, если работа идет только со стороны наставника. Условием эффективного взаимодействия будут мотивация и готовность и молодого специалиста перенимать опыт и работать над собой, и наставника.
Наталия КАЗАНСКАЯ, учитель истории и обществознания школы №1591
Комментарии