search
Топ 10

Взаимообучение: столица учится и учит

Представители систем образования 111 городов России делятся эффективными педагогическими и управленческими практиками

Проект «Взаимообучение городов» реализуется Департаментом образования и науки города Москвы с 2018 года. Цель проекта – поиск и трансляция эффективных управленческих и образовательных практик в городах России. За четыре года взаимообучения городов уже более 170 тысяч педагогов и управленцев прошли профессиональную перезагрузку.

Оператор проекта – Корпоративный университет московского образования. В очном и дистанционном форматах проходят:
– образовательные интенсивы (интерактивные занятия, тематические марафоны и консультирование);
– образовательные стажировки (как одна из форм повышения квалификации) для муниципальных и школьных управленцев, педагогических работников систем образования городов России в Москве;
– визиты представителей систем образования в «Гостеприимные школы» города Москвы;
– ежемесячные видеоконференции.

Среди лучших образовательных практик столицы, которые города-партнеры внедряют у себя в регионах, можно выделить проекты «Эффективная начальная школа», «Инженерный класс», «Ресурсная школа», «Математическая вертикаль», «Кадетский класс» и «Московская электронная школа».

– У нас, управленцев и педагогов больших городов, есть целый спектр общих задач, – отмечает заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Илья Новокрещенов. – И поэтому «Взаимообучение городов» – наша общая площадка по взаимообмену управленческими решениями, опытом, по обсуждению инструментов и механизмов достижения важных для школьников и их семей результатов – действительно очень помогает всем нам эффективно выстроить общую работу в интересах детей. Я думаю, нам полезно обсуждать самые интересные практики, те из них, что уже доказали свою результативность, для того чтобы обеспечить стабильное, устойчивое, интенсивное развитие систем образования городов нашей большой страны.

В 2021 году в рамках проекта «Взаимообучение городов» прошло свыше 300 образовательных интенсивов, из них около 150 провела Москва, столичные школы приняли 11 делегаций из регионов и городов России.

Педагоги, школьные управленцы и представители органов управления образованием встречались на конференциях, skills-сессиях, практикумах, марафонах, мастер-классах, проходили образовательные стажировки.

– Проект «Взаимообучение городов», – рассказывает директор Корпоративного университета московского образования Валерий Тихонов, – это возможность для педагогов и управленцев под другим углом взглянуть на решение повседневных задач, почерпнуть новые идеи и готовые модели, которые уже доказали свою эффективность. Благодаря проекту мы, работники образования, получаем поддержку коллег и мотивацию к развитию, общаясь с единомышленниками, которые любят свою работу.

Самые популярные темы проекта: управление качеством образования, техники эффективного обучения, наставничество, безопасность детей в Интернете, цифровая трансформация образования. Особый интерес вызвала skills-сессия «Технология разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья», в которой участвовали более двух тысяч человек.

Инструменты управления современной школой

В 2021 году Корпоративный университет московского образования в рамках проекта «Взаимообучение городов» провел программу повышения квалификации «Модуль 1. Инструменты управления современной школой».

Программа модуля направлена на совершенствование профессиональных компетенций в области управления современной образовательной организацией.

В центре внимания опыт московской системы образования по применению инструментов управления по пяти функциональным областям: управление кадрами, управление результатами, управление процессами, управление информацией, управление ресурсами.

Программа ориентирована на сотрудников муниципальных органов управления образованием, методических служб, директоров образовательных организаций и их заместителей. По итогам обучения участники прошли аттестацию в форме практического зачета. В 2021 году участниками курсов повышения квалификации стали 496 человек.

Раскрыть и вдохновить: ценные наработки

2021 год завершила итоговая видеоконференция «Образовательная политика города Москвы» с городами России. Узнать о последних тенденциях в развитии московской школы смогли более 1000 участников со всей страны. Главный ценностный ориентир системы столичного образования – это ученик, в интересах которого должны приниматься любые управленческие решения. Именно с учетом потребностей ребенка разрабатываются городские образовательные проекты и трансформируется образовательная среда. В интересах ребенка в экосистеме Московской электронной школы создаются сервисы, качественно меняющие сопровождение образовательного процесса, генерируется цифровой образовательный контент, пересматриваются подходы к оценке компетенций педагогов, повышается престиж профессии. Очень важно, чтобы в педагогику приходили мотивированные люди, а в жизни каждого ребенка был учитель, который смог бы вдохновить и раскрыть его потенциал.

Посмотреть записи видеоконференций и зарегистрироваться на участие в проекте «Взаимообучение городов» можно на сайте Корпоративного университета московского образования https://corp-univer.ru/взаимообучение-городов.

Участники о проекте «Взаимообучение городов»

Елена ХАФФАЗОВА, начальник Управления образования администрации г. о. Уфы:

– Мы особенно ценим опыт, представленный Москвой и другими городами-партнерами в сфере цифровизации образования, инклюзивного образования, патриотического воспитания и других инноваций в области дошкольного, общего и дополнительного образования. Опираясь на представленный опыт, мы сегодня реализуем собственные идеи и программы в образовательной сфере. Очень важно, что мы могли поделиться своим опытом для совместной организации своего рода точек роста. Для нас это очень важный проект! Большой профессиональный опыт и большой профессиональный рост.

Аслан БАТЫРОВ, начальник Управления образования администрации г. Владикавказа:

– Сегодня любой профессионал понимает: на месте стоять нельзя, нужно двигаться. Но как определить верное направление в условиях дефицита времени и огромных массивов информации? Учителя делают выбор в пользу практики. Поэтому, присоединившись к реализации проекта «Взаимообучение городов», мы очень надеемся получить возможность приезжать друг к другу в гости, увидеть что-то новое в практике своих коллег, чтобы научиться и, возможно, применить в своей работе. К примеру, нам очень интересно посмотреть опыт взаимодействия ресурсных и коррекционных школ. Также вызывают определенный интерес такие проекты, как «Кадетский класс в московской школе», «Эффективная начальная школа» и многие другие. У наших педагогов также появится возможность поделиться своим опытом с коллегами из других регионов и городов.

Ирина РОМАНОВА, заместитель председателя Комитета образования администрации г. Тамбова:

– В качестве спикеров были приглашены сотрудники Корпоративного университета и ведущих образовательных организаций Москвы. Сформировалась отличная команда, которая продемонстрировала свой профессионализм и нацелила слушателей на использование нетрадиционных подходов при решении управленческих задач. Спикеры выбрали интересную подачу материала, подготовили качественные презентации, привели актуальные примеры и предложили интерактивные задания.

Мария РУСАЛЕВА, директор инженерно-технического центра «Форсайт» г. Ижевска:

– Я прошла обучение по программе «Модуль 1. Инструменты управления современной школой». Организация была на высоком уровне, нам предложили удобные время и формат. Занятия получились интересными, актуальными, важным оказался материал по информационной безопасности. Для удобства в личном кабинете можно отмечать пройденные темы, пересматривать пройденный материал. В конце обучения необходимо было пройти итоговый тест, который объединял в себе все блоки программы обучения. Данные курсы носят практический характер. Большое спасибо спикерам, которые преподносят информацию конкретно и логично. Благодарю организаторов этих курсов за содержательную программу.

Виктория БИРЮКОВА, заведующая отделом образования и спорта администрации Дзержинского района Калужской области:

– Мы приехали посмотреть инновационные подходы в организации образовательного процесса, для того чтобы воплотить эти проекты у себя в городе, а именно в новой строящейся школе. Сейчас очень актуально профильное обучение, поэтому «Инженерный класс» и «Медицинский класс» для нас интересны, мы планируем перенять этот опыт.

Педагоги специальной (коррекционной) школы №18 г. Нового Уренгоя:

– Курсы сочетали в себе различные виды образовательных технологий, применяемых для преподнесения материала. Удобно продумано наличие обратной связи с преподавателями и организаторами курсов, это позволяло нам оперативно решать возникающие вопросы. Очень хорошо продуманы график и режим работы, что позволило получить необходимые знания, умения, навыки, компетенции без отрыва от работы.

Анна ДЕМЕНЕВА, начальник Департамента образования администрации г. Перми:

– Москва – самый яркий пример достижения массового качественного образования, в том числе и потому, что здесь очень грамотно выстроена подготовка управленческих кадров для школ. Мы приехали целой командой от пермского образования, чтобы изучить практики Москвы, которые помогли столице достичь таких высоких результатов.

Светлана МАЧИНСКАЯ, директор Центра развития образования г. Челябинска:

– Проект «Взаимообучение городов», несомненно, привнес много нового в работу педагогов города Челябинска: многообразие опыта работы образовательных организаций различных населенных пунктов России позволило в целом расширить методический опыт педагогов, дало возможность найти новые пути для повышения качества образования. Мы высоко ценим совместную работу с командой проекта «Взаимообучение городов» Корпоративного университета московского образования и надеемся на успешные, результативные и долгосрочные взаимоотношения, направленные на благо наших общих интересов.

Лариса РЕВУЦКАЯ, заместитель главы администрации г. о. «Город Йошкар-Ола», начальник Управления образования:

– Именно такое взаимодействие помогает определить ориентиры, куда же вообще должно двигаться российское образование. И вот сейчас в марийской столице у меня есть великолепная возможность применить накопленные знания и быть полезной этому замечательному городу.

Татьяна ХАРЬКОВА, координатор проекта, директор Центра мониторинга и сопровождения образования г. Рязани:

– Проект «Взаимообучение городов» создает единое методическое пространство для российской системы образования. Участие в проекте Управления образования и молодежной политики администрации города Рязани стало вектором обновления образовательной политики муниципалитета. Появились новые направления работы, методические проекты, командные и межучрежденческие мероприятия. Мотивация к эффективному развитию через использование управленческого и методического опыта практически всей страны – это, на мой взгляд, главный результат проекта!

Григорий АЛЕКСАНДРОВ, специалист Корпоративного университета московского образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте