search
main
Топ 10
Студентов частных вузов с госаккредитацией освободят от частичной мобилизации Ограниченно годный к военной службе учитель из Петербурга получил повестку о мобилизации Мобилизованный учитель из челябинского Снежинска возвращается домой 2 октября в России отмечается День среднего профессионального образования На конкурсе «Учитель года России – 2022» названы победители в специальных номинациях Учителям и воспитателям детских садов увеличивают зарплату У московского учителя отозвали повестку до его явки в военкомат В Тюмени объявили имена пяти призеров конкурса «Учитель года России» - 2022 Дмитрий Лутовинов стал «Учителем года России» – 2022 Утверждены новые правила приема в российские вузы На конкурсе «Учитель года России – 2022» вручили специальный приз «Учительской газеты» Завершилось финальное испытание конкурса «Учитель года России – 2022» Акцией «Скажи педагогу спасибо!» в России начинается Большая учительская неделя В Забайкалье лучших учителей наградят премиями в профессиональный праздник В Иркутске открыли скульптуру, посвященную первой учительнице Юрия Гагарина В КБР увеличат зарплату учителей на 40% благодаря новой системе оплаты труда МГОУ стал подведомственным вузом Минпросвещения России Как выбрать ручку и прописи для первоклассника VK поздравит педагогов с Днем учителя Победителем конкурса «Директор года России – 2022» стал руководитель из Москвы
0

Взаимодействие. Основы и перспективы

Почти каждый день мы публикуем новости о деятельности нашего профсоюза. Проверки и конкурсы, акции, новые социальные программы… С журналистской точки зрения писать обо всем этом очень просто, так как у каждого подобного события есть информационный повод. Однако работа МГО профсоюза не ограничивается разовыми действиями, потому что защита интересов и прав учителей, воспитателей и других педагогических работников – это постоянный процесс. Одним из таких процессов является взаимодействие с социальными партнерами. О нем мы пишем не очень часто, хотя именно этот вид деятельности заметнее всего отражается на жизни каждого работника столичной системы образования. Поэтому сегодня хочется подробно рассказать вам о социальном партнерстве, тем более что нам удалось взять интервью у одного из самых компетентных экспертов в этой области – секретаря Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заведующей экономико-аналитическим отделом аппарата МГО профсоюза Жанны ОСИПЦОВОЙ.

– Жанна Петровна, давайте начнем наш разговор с азов. Расскажите, пожалуйста, что такое социальное партнерство?- В принципе трудовое законодательство содержит в себе определение этого понятия, но если говорить простым языком, то социальное партнерство – это взаимодействие представителей работников и работодателей в целях предотвращения и решения различных спорных и конфликтных ситуаций. Это система, построенная на диалоге и взаимопонимании сторон, которые решают вопросы, связанные с социально-трудовыми правами работников. Они обеспечивают защиту и реализацию этих прав.- А насколько социальное партнерство перспективно?- Первый закон о социальном партнерстве в нашей стране появился только в 90‑х годах XX века, поэтому прошло еще не так много времени для абсолютного развития этого института. Социальному партнерству в России предстоит еще долгий путь, однако уже сейчас с полной уверенностью можно говорить о том, что это перспективное направление взаимодействия. Кстати, именно поэтому данная форма социального диалога выбрана сегодня в качестве главного механизма для решения вопросов социально-трудового характера на всех уровнях – от федерального и до локального.- На каких принципах строится взаимодействие социальных партнеров?- Фундаментальные основы социального партнерства базируются на принципах, которые закреплены законодательно. Прежде всего это принцип равноправия сторон трудовых отношений, когда две стороны обладают одинаковыми правами в решении вопросов, которые они рассматривают. Еще один важный принцип – соблюдение баланса интересов и прав, обязанностей и ответственности. Поэтому сейчас эта форма диалога является приоритетной для взаимодействия сторон и решения всего блока социально-трудовых проблем в целом в стране и в конкретных образовательных учреждениях.- Подходим наиболее близко к вашей стихии – как вообще происходят взаимодействие и работа социальных партнеров?- Сейчас в сфере образования города Москвы сложилась двухуровневая система социального партнерства. Первый уровень – городской отраслевой, на котором осуществляется взаимодействие между Департаментом образования города Москвы и МГО профсоюза. Второй уровень – локальный, на котором взаимодействие осуществляют все наши работодатели и работники образовательных учреждений в лице их представителей – первичных профсоюзных организаций.- Теперь давайте поговорим о составе нашей Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Кто в нее входит, какая у нее структура?- Отраслевая городская комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, конечно же, является двусторонней. Сторона ДОгМ и сторона МГО профсоюза сформированы на паритетных началах и взаимодействуют на равноправной основе. Сейчас с каждой стороны в ее состав входит по 7 представителей. Во главе комиссии находятся два сопредседателя – первый заместитель руководителя ДОгМ Михаил Тихонов и председатель МГО профсоюза Марина Иванова.- А чем в этой комиссии занимаетесь вы?- В соответствии с решением комиссии и положением о комиссии от каждой стороны у нас назначен координатор, который отвечает за подготовку заседаний и за другие вопросы организационного характера. Но я являюсь не только координатором от МГО профсоюза, но еще и секретарем отраслевой комиссии. Соответственно вопросы, связанные с документацией, ведением протоколов, оформлением решений отраслевой комиссии, подготовкой всех документов и материалов, входят в мои прямые обязанности.- А на каком уровне сейчас находится наше социальное партнерство?- За 6 лет работы мы сделали очень серьезные шаги по повышению эффективности и продуктивности нашей совместной работы. По моему мнению, на данный момент уровень нашего сотрудничества выше среднего, и обе стороны, как показывает практика, нацелены на то, чтобы дальше развивать и продвигать наше взаимодействие, повышать его эффективность.- Оцените, пожалуйста, проделанную работу в рамках социального партнерства за минувший учебный год.- За последние два года мы перешли на календарное планирование деятельности, поэтому можно говорить о периоде работы за 2017 год, а не за 2017‑2018 учебный год. На отраслевом уровне в прошлом году мы впервые реализовали такой механизм, как ежеквартальное планирование работы отраслевой комиссии, и установили, что заседания будут проводиться не реже, чем один раз в квартал. Таким образом, в 2017 году у нас было проведено четыре заседания, на которых было рассмотрено 23 вопроса. Они в большей степени касались реализации городского отраслевого соглашения. Говоря о важных новинках, следует отметить, что мы впервые рассмотрели вопросы, относящиеся к практике коллективно-договорного регулирования в наших образовательных учреждениях: на двух заседаниях, в июне и декабре, были заслушаны отчеты 9 образовательных учреждений – 7 школ и 2 колледжей. Мы не только изучали их положительный опыт и рекомендовали его тиражировать, но и обсуждали проблемные вопросы взаимодействия.- Давайте попытаемся составить рейтинг наиболее значимых решений, принятых Отраслевой городской комиссией по регулированию социально-трудовых отношений за 2017 год и первые полгода 2018 года.- Создать четко структурированный рейтинг будет крайне сложно, но я смогу назвать те решения, которые вызвали наибольший резонанс в педагогическом и профсоюзном сообществах. Например, по поводу рекомендаций социальных партнеров на городском отраслевом уровне по вопросу предоставления мер социальной поддержки ветеранам педагогического труда и работникам образовательных учреждений. Второе решение, очень важное для профсоюза, – о рекомендациях по обеспечению деятельности первичных профсоюзных организаций в наших образовательных учреждениях. Проще говоря, об установлении доплат за счет средств работодателя председателям первичек и вознаграждении за их работу из профсоюзного бюджета. Третье – рассмотрение практики коллективно-договорного регулирования на примерах конкретных учреждений.Также мы договорились, что будем работать над дальнейшим совершенствованием нашего городского отраслевого соглашения, улучшением качества его содержания. После продолжительной и интенсивной работы на последнем заседании нашей комиссии, 1 июня 2018 года, был одобрен проект дополнительного соглашения о внесении изменений и дополнений в отраслевое соглашение.К тому же нельзя не отметить, что в этом году был введен особый знак МГО профсоюза для образовательных учреждений за достижение высоких показателей и развитие социального партнерства – «Территория социального партнерства».- Есть ли у социального партнерства конечная точка или это процесс, а не результат?- Это и процесс, и результат. Конечной точки добиться, на мой взгляд, можно по конкретным проблемным вопросам, которые возникают у сторон и требуют разрешения. Однако как система взаимодействия социальное партнерство – это, конечно же, процесс. Процесс, который является непрерывным, потому что в каждом учреждении существуют постоянные вопросы и возникают новые. И ими нужно заниматься совместно.- То есть можно смело сказать, что вы и другие члены отраслевой городской комиссии не останетесь без работы?- Точно не останемся. Наша комиссия является постоянно действующим органом социального партнерства, и прерываться эти отношения не должны ни на каком уровне. Мы заключаем городское отраслевое соглашение не более чем на три года и должны заранее заботиться, чтобы к концу срока действующего соглашения уже был разработан проект следующего. Тот же самый срок определен и на локальном уровне. Но это не означает, что работа ограничивается тремя годами. Процесс должен быть непрерывным, и мы рекомендуем на локальном уровне также создавать постоянно действующие двусторонние комиссии.- Человеку наиболее интересно все, что касается его непосредственно. Как профсоюзная работа в рамках социального партнерства отражается на деятельности отдельно взятого учителя?- Целью социального партнерства и целью заключения соглашения, коллективного договора является регулирование социально-трудовых отношений, повышение уровня прав и гарантий работников. В нашем отраслевом соглашении есть целый ряд важных позиций прямого действия. Например, предусмотрено положение, по которому в течение учебного года не допускается проведение организационно-штатных мероприятий, то есть увольнений педагогических работников в связи с сокращением численности или штата работников образовательного учреждения. На практике мы знаем, что это иногда происходит, прежде всего по незнанию руководителями и работниками положений отраслевого соглашения. Поэтому нам важно сделать так, чтобы это соглашение было документом, читаемым и работником, и работодателем. И, конечно же, чтобы предусмотренные положения реально работали и выполнялись сторонами, потому что в соглашении действительно есть много положений, которые касаются работы каждого московского педагога.- Если смотреть на ближайшую перспективу, какие перед вами стоят задачи, цели, чего надо добиться?- Подводя итоги работы за прошедший год, я бы выделила три блока крупных проблем, в решении которых уже есть определенные результаты. По ним тем не менее необходимо продолжать работу. Первый блок – это уровень взаимодействия между Департаментом образования города Москвы и МГО профсоюза. Перед нами стоит задача постоянно совершенствовать и улучшать качество городского отраслевого соглашения, обеспечивать максимально полную реализацию уже принятых обязательств и договоренностей.Второй блок вопросов связан с коллективно-договорной работой в образовательных учреждениях. По итогам прошлого года охват коллективно-договорным регулированием составил у нас более 95%. Но мы ставим задачу добиться стопроцентного охвата. Здесь работа является непрерывной, и территориальные профсоюзные организации, как и мы, нацелены на достижение полного охвата. Однако это количественная сторона работы, а нас в первую очередь заботят качественные характеристики развития социально-партнерского взаимодействия. К сожалению, по своему содержанию многие коллективные договоры еще являются типичными и имеют минимальный набор дополнительных льгот и гарантий для работников.

Заключительный блок проблем связан с формированием электронного профсоюзного реестра коллективных договоров. Наша задача – сформировать полную электронную базу всех заключенных и действующих коллективных договоров в образовательных учреждениях города Москвы. Это даст нам полное представление о том, что происходит в сфере социального партнерства на локальном уровне. Это важная задача, которой мы занимаемся.

Сергей ВЬЮНКОВ,главный специалист информационного отдела МГО профсоюза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте