В связи с модернизацией системы образования и инновационными процессами основной целью психологической службы становится создание социально-психологических условий для развития личности учащегося и их успешного обучения.
Основной задачей окружной психологической службы стало методическое обеспечение системы психологического сопровождения внедрения и реализации ФГОС. Эта работа осуществляется по нескольким направлениям: курсовая подготовка для педагогов-психологов в рамках городской системы повышения квалификации на базе округа по проблеме «Психологическое сопровождение ФГОС» (за два последних года по данной тематике курсы повышения квалификации прошли 163 педагога-психолога); научно-практические семинары («Роль психолога в создании и реализации основной общеобразовательной программы образовательного учреждения», «Развитие социально-эмоциональной компетентности субъектов образовательного процесса»); тематические консультации («Диагностическая деятельность педагога-психолога в процессе реализации основной общеобразовательной программы», «Новые подходы к психолого-педагогическому сопровождению учащихся первых классов в период адаптации к школьному обучению»); индивидуальное и подгрупповое консультирование педагогов-психологов округа по вопросам планирования своей деятельности в условиях ФГОС.
Второй год мы предлагаем педагогам-психологам и такие формы обмена передовым опытом, как научно-практические конференции, круглые столы по проблемам взаимодействия педагогов-психологов и участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, на которые приглашаются представители научной школы и практики; вебинары в режиме онлайн-трансляции по использованию информационных технологий в работе педагога-психолога в условиях ФГОС.
Успешное осуществление психологического сопровождения деятельности образовательного учреждения по реализации ФГОС возможно только при создании системы взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса: администрацией, педагогами, родителями и детьми. Здесь психологическое сопровождение заключается в преодолении барьеров в инновационной деятельности учителя, диагностике психологической готовности педагога к реализации деятельности и применении технологий психологической подготовки учителя к деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Ключевая роль в формировании компетентной личности учащегося принадлежит учителю. Качество образования ученика зависит от профессиональных и личностных качеств учителя. В рамках психологического сопровождения учителя формируются умения:
• осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебных занятий и корректировать их;
• организовать дискуссию и участвовать в ней, понимая, что своя собственная точка зрения может быть подвержена сомнению и критике;
• умение создавать благоприятную атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет;
• конструктивно разрешать возникающие проблемы и конфликты.
Вместе с тем в ходе проведения опросов педагогов округа, работающих по новому стандарту, выяснилось, что основная проблема – недостаточный уровень навыков полипрофессионального взаимодействия, который необходим как в процессе написания основной общеобразовательной программы учреждения, так и на этапе ее реализации. Для решения этой проблемы на базе Методического центра ЮВОУО создана постоянно действующая тренинговая лаборатория, основными задачами которой стали организация и проведение обучающих тренингов для оптимизации работы педагогов-психологов с педагогами в своих образовательных учреждениях (только в этом учебном году обучение в этой форме прошли 79 педагогов-психологов, работающих с детьми начальной школы), организация и проведение тренингов с учителями округа, работающими в условиях ФГОС (226 учителей начальных классов), выездные тренинги в образовательных учреждениях по их запросу, су-первизия тренинговой деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях. Методисты-психологи Методического центра ЮВОУО разработали программы психологических тренингов, которые направлены на формирование у педагогов коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, умения работать в парах и мини-группах (командообразо-вание), ставить и реализовывать цели (тренинги целеполага-ния) и рационально использовать свое время (тайм-менедж-L мент).
Традиционно в округе проводят психологическое обследование учащихся начальных классов для определения уровня школьной адаптации учащихся первых классов и отслеживания динамики развития в последующем. Исследование проводится по таким показателям: внимание, память, мышление, мотивация, тревожность и уровень адаптации к школьному обучению. Обследование первоклассников в настоящем учебном году показало, что большая часть детей успешно прошли период адаптации к школьному обучению.
Сравнивая результаты обследования текущего учебного года с результатами прошлого, можно отметить, что показатели адаптации стабильны. Вместе с тем процент ребят с низким уровнем адаптации обращает на себя внимание и заставляет нас продумать систему работы с участниками образовательного процесса. На сайте Методического центра для психологов округа представлены лучшие презентации, программы адаптации детей, разработанные методистами и психологами нашего округа. В рамках городской конференции «Проблемы социализации детей и подростков в современном обществе», которая проходила в Юго-Восточном округе в ноябре 2011 года, на секции «Социальная адаптация учащихся к школе как фактор успешной социализации в обществе» были рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения дезадаптированных детей, проблемы социальной адаптации детей мигрантов, использования проектных игр как метода социально-психологической адаптации учащихся к обучению в школе, использования песочной терапии и игры во внеурочной деятельности для успешной адаптации детей к школьной жизни.
В целом сравнительный анализ результатов диагностики познавательных процессов показал, что просматривается повышение уровня внимания, снижение уровня тревожности и повышение учебной мотивации.
Таким образом, мы можем говорить об эффективности педагогического воздействия на учащихся. Следует отметить, что введение нового стандарта требует от ребят повышенного внимания, развития памяти и мышления, при этом просматривается его позитивное влияние на формирование мотивации к обучению в школе и развитие познавательных процессов, а также снижение тревожности.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов стала реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Новый стандарт выделяет в качестве основных результатов компетенции. Для формирования ценностно-смысловых компетенций в школах округа организуют тренинги, классные часы с элементами тренинга, выставки-конкурсы по таким темам, как «Как стать успешным?», «Кем я хочу стать?», «Каким я хочу быть?», «Как принимать решение?», «Как стать счастливым?». При формировании общекультурных компетенций образовательные учреждения провели тренинги по таким темам, как «Я и другой», «Мы – миротворцы!», фестивали народов мира, проектную деятельность «Народы мира», «Мировые религии», а также классные часы, родительские собрания по таким темам, как «Я и мои родители», «Учимся договариваться», «Как создать счастливую семью?». Учебно-познавательные компетенции в основном развивают в учебной деятельности учителя, которые проводят тренинги и классные часы по темам «Секреты успешной учебы», «Шаги к успеху». Информационные компетенции в основном формируются в процессе обучения, психологи, организуя конкурсы презентаций, газет на социально-психологические темы, способствуют развитию умения работать с различными источниками информации, умения преобразовывать и сохранять полученную информацию. Для формирования социально-трудовых компетенций, социально активной личности могут быть проведены конкурсы социальных проектов, недели правовых знаний, для создания компетенции личностного самосовершенствования школьные психологические службы включают в свою работу тренинги личностного роста, коммуникативные тренинги, недели психологии, для развития коммуникативных компетенций школьные психологические службы проводят тренинги, классные часы с элементами тренинга по таким темам, как «Победи конфликт!», «Я и мои друзья. Как жить в мире?», «Как владеть собой?», акции «Добрая улыбка», «Как прекрасен этот мир!», конкурсы проектов «Как стать счастливым?», «Секреты хорошего настроения».
Сегодня понятно, что работа психологической службы должна быть комплексной и целенаправленной. Системное социально-психологическое сопровождение реализации образовательного стандарта, основанное на принципах конструктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса, залог позитивного результата инновационной деятельности и сохранения психологического здоровья всех его участников.
Комментарии