Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Выживает тот, кто лучше откликается на происходящие изменения

УГ - Москва, №32-№33 от 18 августа 2009. Читать номер
Автор:

Центр образования «Царицыно» №548 – образовательный комплекс, в котором реализуются программы дошкольного, начального, основного и полного среднего общего образования, дополнительного образования детей и взрослых. Детский сад, начальная, подростковая и старшая (профильная) школы расположены в четырех отдельных зданиях в границах трех муниципальных районов: Орехово-Северное, Орехово-Южное и Зябликово, в образовательный процесс вовлечена также загородная база центра в городе Видное.

Новейшие беспроводные технологии помогают учителям и школьникам в активном обучении, не ограничивая его компьютерным классом школы. Использование интерактивных аудиовизуальных технологий в классах уже принесло свои плоды в виде повышения успеваемости и роста мотивации учителей и учащихся. Теперь учащиеся и педагоги с удовольствием работают, используя имеющиеся в центре возможности, интегрирующие все учебные процессы в электронной форме, дающей единую точку входа для решения всех образовательных задач и коммуникаций с преподавателями, кафедрами и методобъединениями, сверстниками, родителями.

При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль в условиях интерактивного процесса состоит теперь в постановке целей обучения и организации условий, которые необходимы для успешного решения образовательных задач. Это решение позволило значительно повысить эффективность работы преподавателей-предметников, найти дополнительные формы организации совместной деятельности учащихся, по-новому организовать проведение контрольных мероприятий. Учителя также используют современные технологии для получения новых знаний и умений, которые потом передают ученикам. Таким образом, современные технологии способствуют появлению учителей нового поколения, стремящихся использовать новые творческие подходы к обучению и сделать учебный процесс интересным для школьников.

Комплексным решением задач в рамках реализации проекта «Школа будущего – школа информатизации» занимается структурное подразделение – Центр информационных ресурсов, основной целью деятельности которого стало создание единого информационного пространства на основе использования новейших интеллектуальных информационных технологий, информационных сетей, введение в общеобразовательный и управленческий процессы информационной культуры, оснащение современным программным обеспечением и компьютерным оборудованием.

Объекты информатизации – образовательный процесс в форме очного, дистанционного обучения, проектной деятельности, часов дополнительного образования (реализация на основе NetSchool, Moodle, системы тестирования и мониторинга «Аист»), административно-хозяйственная деятельность образовательного учреждения (ведется в автоматизированных информационных системах 1С, NetSchool, корпоративный портал (разработка на основе SharePoint). Сегодня наиболее активно в нашей школе используются портал www.mhs548.ru с вложенными сайтами – открытый для внешних пользователей; система NetSchool – защищенный паролем доступ для родителей, учащихся, педагогов и администрации используется для организации учебного процесса (учебные планы, расписание, оценки, посещаемость, отчеты); корпоративный портал на основе MLG – только для сотрудников центра, позволивший оптимизировать управление нашим учебным заведением. В совокупности эти три портала создают законченное единое информационное пространство центра. Возможно, в будущем произойдет слияние (или замена) этих систем в одну.

Создание и внедрение корпоративного портала на базе Microsoft SharePoint Portal Server позволило автоматизировать документооборот, оптимизировать информационные потоки и избавиться от дублирования информации внутри организации. На портале полностью решена задача методического хранилища разработок учителей. Для этого создан узел «Кафедры», состоящий из двух разделов: список кафедр, имеющихся в центре, и «Общая информация», в котором находится необходимая для любой кафедры информация. Все категории в этих разделах представлены в виде ссылок. При переходе по категории, к примеру, «Кафедра информатики» пользователь попадает на узел этой кафедры. Структура узла любой кафедры состоит из перечня всех необходимых документов для текущей работы, планирования и анализа.

Уже много лет школа активно сотрудничает с разработчиками многофункциональной системы NetSchool. В образовательном процессе участвуют несколько категорий пользователей: преподаватели, администрация (завучи, завкафедрами/методобъединениями), учащиеся и их родители. Современная информационная среда дает возможность учиться где угодно (в школе, дома, в интернет-кафе), быстро получать консультации у преподавателей по непонятным вопросам, пользоваться электронными библиотеками с дополнительной литературой. Родители всегда могут контролировать, какие задания выдаются ребенку и какие оценки поставлены за выполненные задания. Они через сеть «Интернет» следят за успеваемостью ученика, его нагрузкой, получают представление о жизни учреждения в целом. Педагоги имеют возможность в интерактивном режиме общаться с родителями, организовывать дистанционную поддержку своих учеников. При подготовке к занятиям учитель формирует тематическое и поурочное планирование, используя систему управления обучением LMS Moodle. Это позволило отдельным учителям и целым кафедрам структурировать имеющиеся наработки за много лет. Учебные курсы, созданные в Moodle, содержат большое количество ресурсов (веб-страницы, ссылки на файлы и каталоги) и интерактивных элементов курса (лекция, форум, wiki, задание, тест, опрос, анкета, глоссарий и др.). Для нас очень важно, что Moodle ориентирована на педагогику социального конструктивизма – активное вовлечение самих учащихся в процесс формирования знания и их взаимодействие между собой. Система дает возможность объединять ребят в виртуальные группы – сообщества обучаемых, позволяет группе/классу/параллели формировать знание для других (образовательный контент) с помощью элементов курса wiki, глоссарий, форум, дает возможность оценивания друг друга. Среда Moodle активно используется для организации самостоятельной работы учащихся. Учебный материал тех тем, разделов курса, которые отводятся для самостоятельного изучения, размещается в Moodle, и ребята самостоятельно во внеурочное время работают с учебным материалом. Преподаватель контролирует этот процесс. Использование Moodle в учебном процессе на аудиторных занятиях позволяет повысить эффективность обучения, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход. Применение электронных учебных курсов ориентирует учебный процесс на самостоятельную деятельность учащихся, преподаватель получает время для индивидуальной работы с отдельными ребятами/мини-группами. Чтобы активизировать работу на уроке, учитель может заблаговременно разместить анонс занятия, дать ссылки на статьи, раскрывающие значимость предлагаемой темы. Это подготовит учащихся к восприятию новой темы и позволит учителю организовать диалог или дискуссию, которую можно продолжить на форуме.

Ежегодно более 300 детей стран СНГ дистанционно обучаются в центре и как итог получают аттестаты московской школы. Поэтому особо хочется выделить возможность интерактивной работы с учащимися, организации не только личного видеообщения через Skype, но и видеоконференций, что сближает дистанционное и очное обучение независимо от местонахождения участников.

Администрация, состоящая из заместителей директора, руководителей зданий и структурных подразделений, завучей и заведующих кафедрами, по достоинству оценила внедренные продукты. Требуется непрерывный мониторинг и анализ аттестационных показателей школы? Microsoft Office SharePoint, SQL Server, «Аист» позволяют собрать и представить информацию из различных систем, отчетов и источников. Необходимо экстренно обсудить текущие проблемы? Microsoft Office Live Communication Server позволяет осуществить совместную работу в реальном времени, мгновенно обменяться сообщениями. Во всех этих системах реализовано ограничение прав доступа к документам: каждый зарегистрированный пользователь системы имеет возможность работать с документами, для которых разрешен доступ только ему либо его рабочей группе, что очень важно при имеющемся разнообразии групп пользователей и их удаленности.

Применение NetSchool, MLG и Moodle позволило выстроить всю ИТ-инфраструктуру центра вокруг нужд образовательного процесса. Эти решения были по достоинству оценены учащимися, родителями, преподавателями, администрацией и руководством школы. Только набор продуктов позволил реализовать одновременно все виды ИКТ-поддержки как образовательного процесса, так и процесса управления учебным заведением. Таким образом, в настоящее время интерактивные информационно-коммуникативные технологии в образовательном пространстве центра интегрированы в деятельностную сферу ученика, учителя, администрации. Главный фактор успеха заключается в реализации принципа: «Ошибок нет – есть практика». Сегодня мы можем констатировать, что Центр образования «Царицыно» – это школа информатизации.

Совет нам всем:

«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения» (Чарлз Дарвин).

Елена ШИМУТИНА, заместитель директора Центра образования «Царицыно» №548 по ИТ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту